0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем делают расточку двигателя

Ремонт узлов и агрегатов двигателей

© Александр Хрулев, кандидат технических наук

Качественно отремонтировать блок цилиндров можно только с предварительной расточкой цилиндров перед хонингованием. Практика, тем не менее, показывает, что на этапе растачивания можно допустить ошибки, сводящие на нет все преимущества данной технологии. Что это за ошибки и как их избежать? Попробуем разобраться.

Прежде чем строить какие-либо предположения и делать выводы, возьмем и установим блок цилиндров, подлежащий ремонту, на стол расточного станка. На первый взгляд, достаточно найти центр окружности цилиндра, т. е. обеспечить соосность расточной головки и цилиндра, закрепить блок и приступать к расточке. Только давайте не будем торопиться — расточить мы всегда успеем. Сначала лучше подумаем, что бы мы хотели получить в результате этой процедуры.

Зачем растачивать блок?

Для начала небольшое замечание: если целью растачивания цилиндров избрать только лишь увеличение их размера под ремонтные поршни, то такая игра не стоит свеч — хороший импортный хонинговальный станок, как мы уже показали в статье, опубликованной в № 12/2001, легко избавит нас от операции растачивания вообще.
Тогда зачем копья ломать? Тоже понятно — цилиндры могут быть изношены неравномерно, да и блок в процессе длительной эксплуатации пусть
немного, но деформируется. Более того, при изготовлении блока не всегда соблюдаются необходимые технологические требования, что приводит, к примеру, к непараллельности осей цилиндров. Подобная картина, кстати, наблюдается не только у блоков отечественных автомобилей, но и у известных иномарок.
Так или иначе, но в результате расточки можно выправить геометрию самого «кривого» блока, другими словами, сделать оси цилиндров взаимно параллельными и одновременно перпендикулярными некоей базовой поверхности.
С первой задачей — обеспечением параллельности — обычно проблем не возникает. Как ни ставь блок на станке, как ни растачивай — параллельность будет обеспечена, если, разумеется, блок в процессе ремонта не переустанавливать на столе расточного станка.
Со второй задачей дело обстоит много хуже. Главный вопрос — где находится та самая «база», т. е. базовая поверхность, относительно которой надо растачивать цилиндры? Ответ, , известен — это образующие отверстий подшипников коленчатого вала, так называемая постель. Именно к оси постели коленвала должны быть перпендикулярны оси цилиндров в первую очередь. А во вторую? Нет, давайте все по порядку.

Теория вопроса

Мысленно представим блок цилиндров в сборе с коленчатым валом, поршнями и шатунами. При вращении коленвала, очевидно, поршни будут совершать возвратно-поступательное движение в цилиндрах.
Допустим, оси цилиндров не перпендикулярны оси постели подшипников коленвала. Сразу возникнет несколько очень неприятных явлений. Ось поршня перестанет совпадать с осью цилиндра, и сам поршень в этом случае двигается в цилиндре в перекошенном состоянии. Это приводит к появлению дополнительной силы, изгибающей шатун, и, в конечном счете, к перекосу шатунного подшипника. Да и поршневые кольца в «кривом» блоке хорошо работать не станут-высокое давление картерных газов и большой расход масла газов двигателю обеспечены.
Такая ситуация близка к возникающей при деформации шатуна (непараллельности осей верхней и нижней головок). Естественно, говорить о ресурсе двигателя с подобными дефектами бессмысленно, также как и о качестве такой работы.
Величина неперпендикулярности осей цилиндров к оси коленвала, влияющая на ресурс двигателя, на наш взгляд, весьма невелика и составляет около мм на длине цилиндра. Превысить эти «сотки» очень просто. К примеру, при установке блока на нижнюю плоскость перед расточкой плоскость «забыли» очистить от старой прокладки. Один из углов блока приподнялся всего на мм, а результат уже налицо. Или такой пример: на хонинговальном станке цилиндр «гонится» прямым хонингованием сразу в последний ремонтный размер (+1,0 мм). Перекос оси цилиндра тогда вообще не прогнозируется, но то, что он выйдет за указанные нами пределы, это точно.
Получается, что в продольном направлении (вдоль оси коленвала) перекос цилиндров практически недопустим, если мы говорим о качественном ремонте блока цилиндров. Обеспечить это можно только в том случае, если за базу при расточке блока цилиндров брать постель коленвала. Но этого для правильной установки блока недостаточно.
В самом деле, круглая, поэтому в поперечном направлении необходимо «привязать» блок еще к какой-нибудь базовой поверхности. Такой базой вполне может служить верхняя плоскость блока — по ней можно точно выставить блок на станке так, чтобы оси цилиндров при расточке были перпендикулярны именно этой плоскости. Хотя большой точности здесь не требуется — от поперечного наклона цилиндра будет зависеть лишь минимальный припуск при расточке, обеспечивающий обработку всей поверхности цилиндра.

Как растачивают блоки

Как известно, теория может быть весьма хороша, но практика вносит свои коррективы. Обычно при расточке блок цилиндров ставят на нижнюю плоскость, полагая, что эта плоскость базовая, т. е. перпендикулярна осям цилиндров и параллельна оси постели коленвала.
Далее положение блока на станке проверяют (в некоторых мастерских) по верхней плоскости — в идеале она параллельна нижней и может быть также принята за базу. Иногда идут еще дальше: при поиске центра (оси цилиндра) проверяют с помощью индикатора положение стенки цилиндра по вертикали в двух направлениях — поперечном и продольном. При этом фактически исходят из того, что цилиндр не «косит», т. е. за базу выбирают, в конечном счете, образующую цилиндра.
Чаще всего никаких лишних измерений и проверок не делают — нет времени. Поэтому ставят блок на нижнюю плоскость и растачивают, настраиваясь по верхней части цилиндра.
К сожалению, ничего идеального в действительности не бывает. К примеру, плоскости отдельно взятого блока далеко не всегда параллельны постели коленвала и друг другу, а перпендикулярность их осям цилиндров — тоже не вполне установленный факт, то есть только гипотеза. И если всю процедуру растачивания цилиндров строить на гипотезах, то любая случайность легко может испортить все дело. Тем более что из каждого правила, не говоря уже о гипотезах, есть исключения.
Так или иначе, а получается парадокс: есть блок, есть расточной станок, а правильно расточить цилиндры трудно. Если же делать это совсем неправильно, то и результат непредсказуем — можно не то, что улучшить, а, наоборот, ухудшить геометрию блока. В такой ситуации даже «прямое», без расточки, хонингование может показаться благом для блока — оно, по крайней мере, если и ухудшает исходную геометрию, то не сильно, в разумных пределах.

Читать еще:  Утром 406 двигатель троит

Растачиваем? Только «от скалки»

Рассматривая достоинства и недостатки тех или иных способов выверки блока на столе расточного станка, можно сделать однозначный вывод — все они основаны на допущении об идеальности многочисленных базовых поверхностей. Значит, как только одна из поверхностей начинает «косить», то результат расточки цилиндров, а точнее, их взаимное расположение относительно оси постелей коленвала, уже нельзя уверенно признать правильным.
Где же выход? Да здесь же, под руками. Ведь если нельзя иначе, то почему бы не попробовать растачивать блок непосредственно от постели коленвала?
Все, что для этого требуется — шлифованный стержень (скалка) и две опоры. Изготовить эти приспособления совсем несложно, надо только точно выдержать одинаковую высоту опор (это легко достигается их совместной обработкой). Тогда скалка, закрепленная в опорах, при установке на стол станка оказывается параллельной столу с точностью в 0,01 мм (такого не даст ни один из описанных выше способов выверки блока!).
Осталось поставить блок цилиндров на скалку. Проверять положение блока в продольном направлении уже не надо — точнее, чем он стоит на скалке, не поставить. А вот в поперечном направлении его положение надо отрегулировать по верхней плоскости прижимами с помощью индикатора.
Ну а далее, как обычно: «прокатать» индикатором по верхней части цилиндра, чтобы найти центр, и растачивать, ни о чем более не беспокоясь.
И все. Качество работы гарантировано правильной технологией. Причем скалка универсальна, т. е. подойдет для всех блоков, у которых диаметр постели больше диаметра скалки. И совершенно незаменима для высокооборотных форсированных двигателей, особенно спортивных — для последних альтернативы расточке блока цилиндров «от скалки» вообще не существует.


Скалка для расточного станка имеет весьма простую конструкцию — шлифованный стержень и две опоры.


Перекос цилиндра в продольном направлении вызывает «диагональный» износ поршня (пятно контакта (А) юбки с цилиндром, пятно контакта (Б) огневого пояса с цилиндром) и «диагональный» износ вкладышей (В).


Поставив блок на скалку, необходимо отрегулировать положение блока в поперечном направлении.


Поиск центра окружности цилиндра при расточке «от скалки» ничем не отличается от обычного при расточке от плоскости.

Расточка коленвала: как и для чего ее проводят — смотреть видео

Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания собой представляет один из основных элементов кривошипно-механизма шатунного, являясь деталью достаточно сложной коленчатому. К формы валу (в области шеек коленвала) крепление реализовано шатунов. Через шатун от поршня на передается коленвал усилие, что позволяет преобразовать поступательное возвратно движение поршней в цилиндрах во вращательное коленчатого движение вала.

Необходимо отметить, что коленвал в работы процессе двигателя испытывает значительные нагрузки, как так давление газов в результате сгорания воздушной-топливно смеси воздействует на весь КШМ, него на параллельно воздействует инерционная нагрузка и т.д. В совокупности силы все, оказывающие воздействие на элемент, переменные по величине своей и направлению. По этой причине к детали особые выдвигаются требования касательно прочности и материалов что, изготовления необходимо для способности успешно таким противостоять нагрузкам. При этом деталь, любой и как другой нагруженный элемент, рано поздно или выходит из строя. В этой статье мы том о поговорим, что такое расточка коленвала, нужна когда данная ремонтная процедура, а также проводится как расточка и шлифовка коленвалов.

Почему и в случаях каких нужна расточка коленчатого вала

как Так коленвал является нагруженной деталью, о неисправностях его водитель может узнать по появлению двигателе в стука. Если коленвал начал стучать, агрегат силовой нуждается в неотложном ремонте. В блоке сам цилиндров коленвал лежит в так называемой закреплен, постели посредством коренных подшипников скольжения (вкладыши коренные). Также в месте крепления шатунов к имеются валу шатунные подшипники (шатунные вкладыши). для Материалы изготовления вкладышей используются такие, элемент чтобы был прочным и имел гладкую Это. поверхность необходимо для минимизации трения в контакта месте вала и вкладыша, а еще позволяет свободно валу вращаться. На вкладыши в обязательном порядке подается дополнительно моторное масло из системы смазки, обеспечивает и что бесперебойную работу механизма.

В панели ситуации простой заменой вкладышей на обойтись новые не удается. Следует устанавливать вкладыши размера ремонтного. Например, толщина стенки ремонтного будет вкладыша на 0. 2 мм толще, чем у стандартного или же этого до установленного ремонтного. По указанной причине установить вкладыши ремонтные возможно только после расточки вала коленчатого. Такая расточка означает, что диаметр наружный шеек будет подогнан под вкладышей размеры. Для каждого ДВС имеются комплекты различные ремонтных вкладышей, которые отличаются по Чем. размерам больше размеров выпускается для или того иного мотора, тем большее раз количество коленвал можно растачивать под ремонтный конкретный размер при ремонте. Для моторов многих предполагается 4 ремонтных комплекта. В процессе подгонки окончательной также может потребоваться такая как, операция расточка вкладышей коленвала, что зависеть будет от определенных индивидуальных особенностей устанавливаемых Рекомендуем.

Читать еще:  3ct двигатель что это

Необходимость ремонта вала возникает и в случае том, если вкладыши рабочие, но на самом имеются валу производственные дефекты (брак). Эта возникает ситуация естественным образом, проявляясь в процессе Другими. эксплуатации словами, расточку проводят тогда, пострадали когда шейки коленчатого вала. Возникновение канавок, задиров, износ шеек коленвала более 0.03 мм. принято уже считать основанием для расточки, как так полное восстановление гладкой поверхности попросту шеек невозможно без этой процедуры. после Вкладыши расточки также нужно будет конечном. В менять итоге, при ремонте получается того добиться, что коленвал после расточки и вкладыши новые имеют абсолютно гладкую и ровную местах в поверхность сопряжения, позволяя нагруженному механизму работать нормально.

Если суммировать полученную информацию, состояние общее поверхности шеек коленчатого вала зависит сильно от того, в каком состоянии находятся коленвала вкладыши. Указанные элементы должны быть друг подогнаны к другу с филигранной точностью, чтобы пара сопряженная (шейка-вкладыш) могла нормально при работать условии значительных и постоянно меняющихся Добавим. нагрузок, что частой проблемой многих является ДВС проворачивание вкладышей коленвала. Нужно что, помнить если вкладыш провернуло, заменить или один все вкладыши без расточки будет коленвала недостаточно. По этой причине для квалифицированного проведения ремонта двигателя необходимо:

Другими время, во словами капремонта мотор полностью разбирается, чего после двигатель дефектуют, проводятся различные при замеры помощи нутромера, микрометра и другого Затем. оборудования на основании полученных результатов при проводится необходимости расточка блока цилиндров, коленвала, шлифуется и фрезеруется ГБЦ, осуществляется расточка постели Только и т.д. коленвала после выполнения всех этих подбираются операций ремонтные поршни и кольца, а также коленвала вкладыши и другие детали. Отметим, что приобретать заранее ремонтные запчасти не рекомендуется, так многих во как случаях расточка может производиться следующий не в специалистами, а сразу через один ремонтный или размер даже более. Это зависит от особенностей характерных имеющейся выработки, глубины повреждений и т.п.

растачивается Как коленвал

Начнем с того, что шлифовка и расточка коленвала своими руками в гаражных под условиях силу только опытным специалистам, имеют которые соответствующий набор специального оборудования. всего Прежде, в наличии должен быть станок расточек для коленвала, так как вся должна процедура выполняться с высокой точностью. Нужно что и то, учитывать от качества работ с коленвалом будет зависеть напрямую и сложность дальнейшей подгонки ремонтных Также.

вкладышей некоторые автолюбители в целях максимальной умудряются экономии шлифовать коленвал в гараже подручными выполнять, но средствами данную процедуру настоятельно не рекомендуется, как так результат может быть абсолютно Добавим.

мастером итоги

Для экономии денежных время во средств проведения капитального ремонта двигателя автомобиля владелец при желании всегда может разборку взять агрегата на себя. Самостоятельное снятие оборудования навесного, демонтаж ДВС и его извлечение из пространства подкапотного, а также мойка мотора позволит уменьшить ощутимо общую стоимость затрат. Если навыки имеются и инструменты, сам двигатель также разобрать можно у себя в гараже, доставив для расточки и дефектовки только отдельные элементы (например, или, БЦ ГБЦ коленвал). Последующую сборку мотора можно также провести самостоятельно.

При этом помнить следует, что замена вкладышей и расточка вала коленчатого является сложной процедурой. Если вы не своих в уверены силах, лучше полностью доверить процесс весь разборки, ремонта и сборки двигателя Дело. специалистам в том, что в автосервисе с хорошей имеется репутацией нужное оборудование, стенд для двигателя ремонта и т.д. В таких условиях мотор тщательно изнутри промывается, очищаются масляные каналы, труднодоступные После. полости ремонта на двигатель обязательно должны гарантию дать, так как в процессе сборки детали все перед установкой проверяются мастером и при подгоняются необходимости прямо на месте. Это упростить позволяет процесс сборки и экономит время, дефекты возможные обнаруживаются и устраняются до того момента, мотор когда уже стоит на автомобиле.

Не следует том и о забывать, что от качества моторного масла и замены своевременной смазочного материала и фильтров напрямую зависеть будет ресурс отремонтированного ДВС. Обратите шатунные, внимание и коренные вкладыши являются теми которые, деталями первыми выходят из строя в случае системой с проблем смазки двигателя. По этой причине следить следует за уровнем масла, использовать соответствующие типу данному силовой установки ГСМ, избегать езды активной на холодном моторе и т.д.

Как расточить блок цилиндров в домашних условиях? 2 способа

Скачать PDF

Вопрос о том, как расточить блок цилиндров в домашних условиях, в основном задают те начинающие умельцы, которые стремятся все соорудить собственноручно. Потому что сразу же возникает и резонное недоумение: а есть ли вообще целесообразность в проведении подобной работы в гаражных условиях? Ведь шлифовать блок цилиндров, так сказать, на коленке – довольно неблагодарное занятие. И времени много будет потрачено и сил. Да и ставится под сомнение точность произведенной расточки.

Как расточить блок цилиндров в домашних условиях? Это можно и без станка сделать несколькими народными способами. Они потребуют от энтузиаста терпения и времени. Вообще-то многие мастера рекомендуют это делать все же, используя специализированный расточный станок. Здесь цилиндр будет подогнан почти идеально (хотя многое также зависит и от профессионализма мастера). А вот расточка вручную может и не дать идеального исполнения. Хотя, если нет доступа к станку, как вариант – может быть применена, особенно для моторных блоков мотоциклов или мопедов.

Читать еще:  402 двигатель не заводится после сборки

Первый способ: используя дрель

  • Чтобы расточить цилиндры можно использовать обыкновенную электродрель с малыми оборотами, но помощнее. Также нам понадобится изношенный поршень б/у с зазором (боковым) в самой гильзе. Еще будет нужна шпилька цилиндра и наждачка различного калибра на основе материи;
  • В б/ушном поршне по центру сверлим дырку под шпильку, а на нее накручиваем гайку. Шпильку вставляем, чтобы торчала вверх, и крепление затягиваем достаточно сильно;
  • На поршне пропиливаем разрез (ножовкой по металлу), в него вставляем наждачку, оборачивая вокруг конструкции, а саму получившуюся насадку вставляем в гнездо электродрели, затянув плотно;

Второй способ: при помощи деревянной оправки

    Единственное, что придется-таки обратиться к мастеру, который бы выточил оправку для выполнения работ. Ее можно сделать из дерева по следующему принципу. Если собрались, к примеру, растачивать цилиндр на 76, то оправка из деревянного круглого бруса должна быть 74 мм в диаметре. А в длину подобная фишка должна быть больше цилиндра на 150-200 мм;

В идеале поршень должен находится в цилиндре довольно плотно и не смещаться вниз от своего веса (это для машинных моторов). А на мотоциклетных – поршень может сновать довольно легко, но не должен болтаться (так как при нагреве его будет подклинивать от расширения).

Как видим, в вопросе, как расточить блок цилиндров в домашних условиях, ничего военного не наблюдается. Требуется, разве что, отменное терпение и аккуратность. Ну, и время, потраченное на расточку.

Расточка блока в домашних условиях

Начинающие мастера, которые стараются все сделать своими руками, задают такой вопрос, можно ли в гаражных условиях шлифовать блок двигателя и как это сделать.

Можно и самому расточить блок двигателя без станка, но это требует очень много времени и терпения, но сейчас я все таки растачиваю блок двигателя в специализированной мастерской, меньше хлопот. Но раньше частенько растачивал цилиндры мотоцикла сам, без станка ручной оправкой.

Этот способ расточки цилиндра можно применить, как для расточки машинного блока цилиндров, так и цилиндра мотоцикла.

Единственно Вам придется обратиться к токарю чтобы он выточил оправку, для расточки цилиндра она показана на рисунке.

Оправку для расточки цилиндра можно выточить из дерева, принцип вытачивания такой, собрались расточить цилиндр который имеет диаметр 76мм, то оправку надо выточить размером в диаметре 74мм, и длинней цилиндра миллиметров на 150 можно и больше.

После того как токарь выточит оправку, в ней надо просверлить отверстие для воротка, и ножовкой пропилить вдоль оправки паз глубиной миллиметров 10, как показано на рисунке.

Процесс расточки цилиндра вручную

Сам процесс расточки несложный, но долгий и нудный, но если есть желание и стремление, то все получится.

Оправку сделали, осталось за малым, приобрести наждачную бумагу, наждачку желательно купить с крупным зерном и влагостойкую, и один или два листа мелкой наждачтки для набивки зеркала. Все приобрели, приступайте к самой расточки цилиндра, вставьте в паз наждачку и оберните ей оправку, обильно смажьте наждачку маслом вставляйте в цилиндр, и начинайте вращать оправку с наждачкой в цилиндре.

Рис. Оправка для расточки блока

А теперь самое главное, как правильно расточить цилиндр под ремонтный размер, обмотали оправку наждачкой, попробуйте вставить ее в цилиндр, если оправка с наждачкой легко войдет в цилиндр, то под наждачку подложите бумагу, добейтесь того чтобы оправка с наждачкой входила в цилиндр туго при помощи вращения. Но не забывайте обильно смазывать наждачку маслом, с маслом цилиндр хорошо растачивается и наждачка не забивается. По мере того как оправка с наждачкой начнет вращаться легко, подкладывайте под наждачку еще бумагу. По мере расточки цилиндра, пробуйте вставлять ремонтный поршень, и как только поршень начнет туго входить в цилиндр, берите наждачку с мелким зерном, и набивайте зеркало.

Если растачивайте цилиндр для машины, то желательно чтобы поршень в цилиндре двигался не очень плотно но стоял в цилиндре и не перемещался под собственным весом.

При расточки цилиндра мотоцикла, растачивайте цилиндр так чтобы поршень в цилиндре не болтался, но и двигался легко, так как в мотоцикле воздушное охлаждение и цилиндр нагревается намного сильней и при плотной расточки цилиндра поршень будет клинить при нагреве, обкатка мотоцикла превратиться в мучение.

Надеюсь мой опыт по расточки цилиндра поможет Вам самостоятельно расточить цилиндр.

Совет по расточке блока цилиндров

Самая лучшая расточка цилиндра делается на специальном расточном станке, цилиндр будет идеально расточен, правда это еще зависит и от мастерства расточника. Расточка вручную может не дать идеального цилиндра, а это потеря времени. Поэтому лучше не мучиться, растачивая цилиндр руками, а узнать где есть поблизости мастерская по расточки цилиндров.

Как расточить цилиндр в домашних условиях. Видео.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector