9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена вискомуфты уаз патриот

Замена вискомуфты электрическим вентилятором

Для охлаждения радиатора используется вентилятор с приводом от коленчатого вала двигателя через специальную муфту. При длительных нагрузках и повышенной температуре воздуха производительности крыльчатки не хватает для отвода тепла.

Установка электровентилятора на УАЗ Патриот вместо вискомуфты позволяет увеличить воздушный поток, протягиваемый через соты радиатора, и улучшить температурные параметры работы силового агрегата в условиях повышенной нагрузки.

Суть проблемы

Вискомуфта представляет собой герметичный корпус, заполненный вязкой рабочей жидкостью на основе силикона. Внутри кожуха расположено 2 диска с направляющими лопатками, крутящий момент передается потоками масла.

Характеристики жидкости позволяют плавно регулировать частоту вращения выходного вала и установленной на нем крыльчатки вентилятора. Конструкция обеспечивает поддержание теплового режима мотора на средних и высоких оборотах.

При падении оборотов двигателя до режима холостого хода происходит снижение интенсивности перемешивания рабочей жидкости в корпусе муфты, что вызывает уменьшение числа оборотов вентилятора. Падение скорости потока воздуха приводит к тому, что радиатор и рубашка движка начинают перегреваться. Проблема наблюдается при движении в затяжных пробках или при езде по пересеченной или заболоченной местности на низкой скорости.

Дополнительной проблемой является безопасность конструкции. В центре муфты располагается биметаллическая пластина, управляющая перепускным клапаном.

При охлаждении элемента (потоком воздуха от радиатора) крыльчатка вращается с небольшой скоростью.

По мере прогрева элемента происходит запирание клапана, а затем крыльчатка резко разгоняется. В этот момент существует риск получения травм водителем, производящим обслуживание двигателя. Отмечены случаи разрыва пластикового рабочего колеса (из-за полученных ранее повреждений).

Минусы вискомуфты

Вязкостная муфта, установленная в приводе вентилятора, обладает рядом недостатков, в числе которых следующее:

  • зависимость интенсивности обдува радиатора от оборотов силового агрегата;
  • корпус муфты и воздушного диффузора препятствуют доступу к приводным ремням и натяжным роликам;
  • нет возможности принудительного включения вентилятора при длительной повышенной нагрузке на силовой агрегат;
  • из-за постоянного отбора мощности незначительно увеличивается расход топлива;
  • увеличение нагрузки на приводной ремень и натяжные ролики, что приводит к преждевременному износу деталей;
  • замедленный прогрев системы охлаждения из-за постоянной работы вентилятора;
  • шум при раскрутке крыльчатки (после срабатывания биметаллического выключателя);
  • повышенная нагрузка на переднюю крышку силового агрегата, что вызывает ослабевание крепления и течь масла;
  • конструкция муфты не предусматривает ремонта с заменой компонентов конструкции.

Достоинства электровентилятора вместо вискомуфты

Преимущества применения электрического привода для крыльчатки охлаждения радиатора взамен вязкостной муфты:

  • обеспечение заданной температуры мотора вне зависимости от частоты вращения коленчатого вала;
  • стабильное охлаждение силового агрегата при работе на холостом ходу (без движения или при перемещении на низкой скорости);
  • возможно принудительное включение электрического двигателя тумблером, выведенным в салон машины;
  • допускается установка 2 вентиляторов (для повышения надежности конструкции и улучшения обдува радиатора).

Снятие вискомуфты

Последовательность действий при снятии вязкостной муфты с бензинового силового агрегата ЗМЗ-409, установленного на автомобиле УАЗ Патриот:

  1. Демонтировать направляющий диффузор, расположенный вокруг крыльчатки. Для крепления узла используются распорные зажимы, которые удаляются жалом плоской отвертки. Корпус дефлектора извлекается из зазора между двигателем и радиатором вверх.
  2. Для снятия крыльчатки потребуется ключ с размером зева 32 мм. Возможно применение стандартного накидного ключа или головки. Поскольку гайка имеет левую резьбу (для повышения безопасности при эксплуатации), то инструмент поворачивается вправо (если смотреть со стороны радиатора автомашины).
    Для исключения прокручивания муфты требуется нажать на поликлиновый ремень рукой (в зазор между шкивом муфты и приводным колесом насоса гидравлического усилителя рулевого управления).
  3. Открутить рабочее колесо при помощи ключа или вручную. Поскольку элемент имеет большой вес, то важно не уронить деталь в зазор между мотором и радиатором. При падении возможно повреждение трубок радиатора острыми лопастями крыльчатки.
  4. Допускается снятие муфты вместе с передней крышкой двигателя ЗМЗ-409, которая крепится к передней части блока и крышке головки на 6 болтах. Вместо штатной детали устанавливается алюминиевая панель от мотора ЗМЗ-406, которая отличается отсутствием крепежных точек для вязкостной муфты.
    При монтаже необходимо заменить прокладки и протереть сопрягаемые поверхности от остатков моторного масла. Болты затягиваются в последовательности, указанной в инструкции по ремонту силового агрегата.

Установка электрического вентилятора

Замена вискомуфты на электровентиляторы начинается с приобретения или самостоятельного изготовления металлической опорной рамы для электродвигателей, которая затем размещается на внутренней части радиатора.

На части автомобилей, оборудованных климатической установкой, применяется дополнительный теплообменник кондиционера с электрическими вентиляторами (установлены с внешней стороны радиатора). Удалять элементы не рекомендуется, поскольку они управляются контроллером кондиционера, обеспечивая охлаждение воздуха в салоне автомобиля.

Для охлаждения применяется 2 вентилятора от Газели или от «классических» моделей ВАЗ. При покупке крыльчатки следует учитывать направление потока воздуха, создаваемого лопастями. Дополнительно необходимо заменить датчик в корпусе термостата, который активирует работу электродвигателей.

Существует несколько разновидностей сенсоров, срабатывающих при температуре жидкости +87…+97°С. Дополнительный тумблер для ручного включения моторов выводится в салон машины (на приборную панель или центральную консоль между сиденьями).

Допускается применение вентиляторных блоков от внедорожников Nissan X-Trail, которые оборудованы 4-канальным коммутационным кабелем. Устройства подключаются к контроллеру управления силовым агрегатом и к датчику температуры (с увеличенным до +95…+97°С порогом срабатывания).

Сигнал от блока управления включает крыльчатки с производительностью работы 40% от максимального значения. При дальнейшем росте температуры срабатывает сенсор, расположенный в корпусе термостата, позволяя переключить вентиляторы на максимальную подачу воздуха.

Отмечены случаи применения вентилятора от Ховер (каталожный номер 1308100К00В1), который оборудован дополнительным сопротивлением для получения 2 частот вращения крыльчатки. Изделие поставляется вместе с пластиковой рамкой, которая устанавливается на радиатор УАЗ Патриот с небольшими доработками.

Перед началом монтажа потребуется спилить 2 опорных кронштейна, которые размещаются на нижней кромке пластмассового диффузора. Для крепления используются штатные отверстия на радиаторе, предназначенные для установки оригинального направляющего кожуха.

Для фиксации используются металлические пружинные защелки от блока отопления салона на «классических» моделях ВАЗ. В деталях сверлятся отверстия для болтов, которыми скобы притягиваются к рамке радиатора. Нижняя часть рамки вентилятора удерживается штатными кронштейнами, прикрепленными к корпусу радиатора.

По бокам остаются щели, которые закрываются уплотнительным кантом. Для подключения к бортовой сети используется штекер питания вентиляторов кондиционера, включение происходит при температуре 97°С.

Схема коммутации обеспечивает получение одной частоты вращения крыльчатки. Для получения второй ступени производительности требуется подсоединение к штекеру питания дополнительного вентилятора климатической установки.

Преимуществом использования китайского изделия является снижение уровня шума и вибраций, повышение нагрузки на бортовую электрическую сеть не отмечается. Допускается доработка изделия путем установки контроллера плавного разгона вентилятора.

Назначение кожуха

Кожух, обрамляющий крыльчатку вентилятора, предназначен для направления потока воздуха на соты радиатора и одновременного снижения шумности работы. Диффузор выполняется из металлического листа или пластика, изделие должно плотно прилегать к корпусу радиатора.

Появление щелей приводит к снижению интенсивности теплообмена и увеличению времени работы вентилятора. Направляющий кожух применяется и при использовании вязкостной муфты, и при установке привода крыльчатки.

Замена вискомуфты уаз патриот с кондиционером

В системе охлаждения двигателя УАЗ Патриот присутствует такой элемент, как «вискомуфта» или, как еще иногда её называют, «гидромуфта» — на которой расположен вентилятор. Она необходима для защиты от перегрева и включается в работу только в том случае, когда температура двигателя начинает выходить за пределы рабочей.

Вискомуфта на УАЗ Патриот устроена таким образом, что она соединена с коленчатым валом двигателя не жетско, а через специальные диски, между которыми находится рабочая жидкость. При запуске холодного мотра вискомуфта крутится с очень малой скоростью, гораздо меньшей, нежели количество оборотов двигателя.

Затем, по мере прогрева мотора, металлическая пластина в передней части вискомуфты нагревается от радиатора и выгибается наружу, чем освобождает специальный шарик, закрывающий отверстие во внутреннем диске. Получается — рабочей жидкости больше некуда деваться и она остается между дисками.

Рабочая жидкость применяется специальная, так называемая «дилатантная», на основе силикона. При нагревании и перемешивании она расширяется и становится больше похожа на густой клей. Далее, скорость вращения вентилятора растет, чтобы в конечном итоге сравняться со скоростью вращения коленвала. Исправная муфта при заглушенном двигателе проворачивается с небольшим усилием.

Плюсы и минусы вискомуфты

Начнем с минусов, ведь именно из-за них владельцы предпочитают ставить электровентиляторы на УАЗ Патриот вместо вискомуфты. И самым весомым минусом, пожалуй, является плохой обдув двигателя на малых оборотах — например в пробках или при движении по пересеченной местности на малом ходу. Ведь эффективность работы вискомуфты напрямую зависит от этих самых оборотов.

Помимо этого, есть и другие минусы:

  • Дополнительная нагрузка на двигатель. Вискомуфта отбирает часть мощности мотора, особенно это заметно при обгонах на трассе, когда рабочие обороты почти находятся в красной зоне тахометра. Акустический комфорт тоже страдает — появляется характерный шум, вой.
  • Нет возможности принудительного включения вентилятора на полную мощность, например, все в тех же пробках на дороге.
  • Муфта затрудняет доступ к обводным роликам и приводным ремням, чем значительно усложняет и увеличивает время, затраченное на ремонт.
  • Опасность отрыва лопастей вентилятора на больших оборотах, а также опасность повреждения основного радиатора разлетевшимися осколками вентилятора — в результате чего может потребоваться дорогостоящий ремонт с полной заменой антифриза/тосола. А теперь представьте, что это может случиться на трассе, где-нибудь далеко от дома.
  • Не поддается ремонту. Неисправная муфта заменяется на новую, хотя можно попробовать просверлить несколько отверстий и зафиксировать её болтами, дабы она вращалась всегда. Но, такой способ ремонта подойдет только для лета, зимой двигатель будет прогреваться очень долго.

  • Простая и достаточно надежная конструкция, которая может работать годами без какого-либо обслуживания.
  • Ставится на УАЗ Патриот с завода, поэтому вам не придется ничего дорабатывать в случае её замены.
  • Не создает нагрузку на электрическую часть автомобиля.

Как видите, минусов у вискомуфты больше, поэтому многие владельцы Патриотов со временем приходят к мысли о её замене на электровентиляторы.

Как снять вискомуфту

Обычно, вискомуфта с автомобиля УАЗ Патриот снимается не сложно, хотя если устройство давно не снималось и болты «закисли» — может понадобиться молоток. Итак, последовательность действий следующая:

  1. Для начала снимается кожух вентилятора (диффузор). Используя небольшую плоскую отвертку удалите штифты распорных зажимов, расположенных на верхней части диффузора, и извлеките зажимы. После этого кожух удаляется из подкапотного пространства через верх.
  2. Откручивается гайка крепления вентилятора к ступице помпы. Тут без рожкового ключа «на 32» не обойтись. Внимание, гайка имеет левую резьбу, то есть откручивать нужно в правую сторону (если смотреть на переднюю часть автомобиля).
  3. Обязательно зафиксируйте приводной ремень, нажав на него рукой в промежутке между шкивом «виски» и шкивом ГУРа. В противном случае гайку открутить не получится. Если и после этого гайка не откручивается, попробуйте сорвать её резкими ударами молотком по ключу.
  4. Немного открутите гайку и, удерживая её ключом, вращайте крыльчатку вентилятора для его демонтажа. Имейте ввиду, вентилятор весит не мало, поэтому делайте все осторожно.
  5. Снимите вентилятор и извлеките вискомуфту, путем откручивания четырех крепежных болтов по периметру.

Про электровентилятор

Электровентилятор перекрывает все те минусы, что были у вискомуфты. После его установки сложно будет не заметить следующие улучшения:

  • Перестанет перегреваться двигатель в пробках.
  • Вы можете принудительно включить электровентиляторы на полную мощность в любой момент, даже стоя на месте, либо запрограммировать их включение по температуре.
  • Электровентилятор не будет отнимать мощность у мотора.
  • Можно установить сразу два электровентилятора для надежности, если один из них сломается или его будет недостаточно для нормального охлаждения — его роль будет выполнять другой.
  • Открывается доступ к роликам и ремням.

С завода на УАЗ Патриот с кондиционером перед радиатором кондиционера (со стороны улицы) ставится так называемая «спарка» — два электровентилятора в пластиковом корпусе. Но на основной радиатор они влияют слабо, да к тому же издают сильный шум. Поэтому, если вы уже надумали ставить электровентиляторы вместо вискомуфты, можете смело их снять.

Процесс установки

Для установки электровентилятора совсем не обязательно посещать сервис, все можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Прежде всего, необходимо подобрать или изготовить базу для электровентиляторов (раму или «экран»), подходящую под размер радиатора охлаждения мотора.

Размеры самодельного экрана, чтобы точно нигде ничего не задевало о кузов

Закрепите вентиляторы на раме с помощью шпилек, все зазоры между электровентилятором и рамой закройте при помощи дверных уплотнителей — это необходимо, чтобы создать направленный поток холодного воздуха для эффективного обдува радиатора. Штатный пластиковый (или железный) кожух вентилятора вискомуфты нужен ровно для того же самого.

Электровентиляторы можно подобрать от другого автомобиля, возможны различные варианты, выбирайте самый доступный для вас. Как вариант, за основу можно взять электровентиляторы от автомобиля Тойота «Селика», заказав их доставку с Владивостока, как это сделал человек из видео.

Также подходят следующие электровентиляторы: «Termal 404615S» — аналоги: «Nissens 85616», «Sat ST-DTW1-201-0». Электровентилятор от «Волги» или «ВАЗ 2110». В некоторых случаях изготавливать самодельный экран не нужно, все встает на «родные» крепления. В случае с «Termal 404615S» ничего переделывать не придется.

Самый лучший способ монтажа электровентиляторов — такой, при котором все подключается к разъемам штатных электровентиляторов, тогда не потребуется покупки дополнительного оборудования, такого как:

  • термореле;
  • несколько метров кабеля с толстым сечением;
  • железная вставка в патрубок термостата для термореле;
  • датчик температуры.

Вам всего лишь нужно будет настроить в блоке управления двигателем температуру включения электровентиляторов (сделать её ниже), ибо с завода эти значения слишком завышены. Рекомендуется заменить термостат на новый, с более низкой температурой открытия. На этом процедуру замены вискомуфты на электровентиляторы можно считать оконченной.

Снятие вентилятора и вискомуфты

• Снимите кожух вентилятора Для этого удалите с помощью небольшой отвертки штифты распорных зажимов в верхней части кожуха, снимите оба зажима, после чего выньте кожух вверх.

• Отверните гайку крепления вентилятора к ступице водяного насоса, используя рожковый ключ на 32 мм.

Внимание: гайка имеет левую резьбу, поэтому должна поворачиваться вправо.

• При отворачивании гайки нажмите на приводной ремень водяного насоса, чтобы удержать ступицу от проворачивания Если гайка не поддается, ударьте по рукоятке клоча подходящим молотком, чтобы ослабить затяжку. После этого можно отвернуть гайку, вращая крыльчатку вентилятора Соблюдайте осторожность, чтобы не уронить вентилятор.

• При необходимости снимите вискомуфту. отвернув четыре крепежных болта (указаны стрелками).

Всем привет! Во время откатки прошивки почувствовал тяжесть руля и звук сигнализации приборки, остановился, даже без малейшего удивления вытащил ремень и направился в сторону гаража.
В гараже меня уже ждали три ролика. Ждал этого момента с покупки Патрика и вод на 11 тысячи км дождался, навернулся верхний обводной ролик.

В сохранивщееся ролики закинул смазки и положил в ЗИП.

Перед долгожданной заменой мне предстояла познакомится с еще одним ключевым устройством Патрика — Вискомуфтой. Не смотря на цензуру, расскажу как проходило знакомство: эта падла ни в какую не хотела откручиваться. Насмотрелся роликов, начитался мануалов, обточил ключ, одел ремень и пытался им держать шкив, пытался зафиксировать отверткой, но виска явно не хотела покидать своё место жительства.
Вообще она мне долго не давала покоя мысль о надобности данного узла в Патрике, знаете, как то поднадоел звук взлетающего вертолета (а покрутить двигатель до 6 тысяч я люблю, да) и продолжительные прогревы с утречка. Так вот, такие недовольства и мысли о таком прекрасном снятии подтолкнули меня на избавление Патрика от этой детали.
Что было сделано:
-так как не смог открутить виску от шкифа, снял её нафиг вместе с передней крышкой

-На разборке купил б/у крышку от 406го — 500 руб
-Купил ремень Bosch 1 987 947 820 — 561 руб

-Поменял все три ролика на INA 531 0759 10 и 531 0760 10 (покупал их почти полтора года назад — Итого 1300 р)

Заводка… и тишина! Я не думал что Патрик может так тихо работать!
Поехал на работу, постоял час в пробке. Штатный один вентилятор выставил на 92 включение 89 выключение. Маловат он конечно, включается частенько, но зимой в минус -6 его в принципе хватает.
Созрел план по поводу компенсации вентиляторов под капотом: задействую второй выход от ЭБУ под спарку штатных вентиляторов закрепленных позади радиатора. Тот вентилятор что сейчас стоит перед радиатором оставлю для кондея/резерв при критических температурах. Прошивка позволит мне настроить данные вещи легко.
Пока идея остановилась на покупке двух пропеллеров (обычные уазовские, только два), скоро установка. Посмотрим как они будут справляться, думаю не хуже виски будет летом.

Идею снятия вынашивал долго, в основном интересно описано про вискомуфту ТУТ

Опишу плюсы и минусы из ссылки:
Минусы вискомуфты
-Нестабильность температуры двигателя, которая меняется в зависимости от оборотов коленчатого вала.
-Нагрузка на двигатель.
-Затрудненный доступ к роликам и ремням.
-Нет возможности принудительного включения вентилятора охлаждения двигателя.
-Непостоянная частота вращения вентилятора. Возможен отрыв лопастей вентилятора, который чреват пробиванием радиатора. В результате возникает необходимость замены радиатора и установки нового вентилятора.
От себя добавлю:
-Постоянный ШУМ, увеличивающийся с оборотами. Идешь на обгон и такое чувство что сейчас с боков вылезут два крыла и можно взлетать
-Так же высокая нагрузка на переднюю крышку, которая держится на четырех винтиках и двух болтиках. У меня на волге и с обычной крышкой эти винтики раскручиваются, а тут такая колебательная нагрузка. Ну и многие пишут что течь крышки клапанной связана именно с этим
-Неудобства при ремонте — слишком много занимает места вентилятор вискомуфты и диффузор
-Плюс ко всему не уверен что она давала полностью прогреться двигателю, а отсюда повышенный расход и уменьшение ресурса

Ну и теперь что осталось после модернизации:

Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения

Вязкостная муфта является механическим устройством, передающим вращающий момент с использованием особой вязкой жидкости. Зная, как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения, вполне можно самостоятельно определить причину её некорректного функционирования, после чего решить вопрос о целесообразности проведения и объёме ремонтных работ.

Вискомуфта вентилятора охлаждения: где находится и как работает

Изменение скорости вращения вентилятора производится плавно, бесступенчато, мгновенного включения и выключения вентилятора с вискомуфтой никогда не происходит

В полноприводной трансмиссии легковых транспортных средств с продольным положением двигателя стандартной вязкостной муфтой выполняются функции эрзац-дифференциала или специального блокировочного элемента, дополняющего обычный дифференциал. Тем не менее, с конструктивной точки зрения устройство представлено множеством круглых ведущих и ведомых пластинчатых элементов с выступами и отверстиями, которые располагаются внутри полностью водонепроницаемого корпуса, наполненного дилатантной жидкостью.

Скорость вращения вентилятора зависит от нагрева двигателя: чем сильнее нагрета вискомуфта, тем больше открывается впускной канал, и тем больше жидкости поступает в рабочую камеру.

При отсутствии или незначительном объёме автомобильного масла внутри рабочей камеры наблюдается свободное вращение приводного диска. Только в процессе постепенного прогрева двигателя и повышения температурного режима тосола происходит нагрев биметаллической пластины и её расширение, что вызывает раскрытие впускной клапанной системы, проникновение рабочей жидкости внутрь камеры и увеличение скорости вращательных движений вентилирующей крыльчатки. При уменьшении сцепляющего коэффициента заметно увеличивается разница в частоте вращения корпуса и приводного вала вискомуфты, что замедляет работу вентиляторной крыльчатки.

Как проверить вискомуфту (на примере «УАЗ Патриот»)

Система двигательного охлаждения автомобиля «УАЗ Патриот» оснащается стандартной вязкостной муфтой с вентилятором. Это устройство осуществляет надёжную защиту от перегрева посредством включения при выходе температуры двигателя за пределы установленных рабочих показателей. Вязкостная муфта не имеет жёсткого соединения с коленвалом, а запуск холодного мотора вызывает её вращение на малой скорости.

Применение вискомуфты снижает к минимуму роль жалюзи перед радиатором охлаждения, хотя в УАЗах с постоянным приводом вентилятора водителю постоянно приходится управлять жалюзи

Самостоятельно диагностировать в штатном режиме поломку вязкостной муфты очень непросто, но существует несколько способов, позволяющих легко убедиться в работоспособности такого устройства. Чтобы проверить вискомуфту вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот», следует присмотреться к состоянию оборотов механизма в условиях включённого холодного и разогретого двигателя.

При холодном движке не могут проявляться посторонние шумы, а оборотистость сохраняется на оптимальных показателях. На разогретом моторе возможно возникновение сбоёв в оборотах или появление нехарактерных звуков.

Чаще всего подобные проблемы вызывает несвоевременная смена масла или поломка подшипников.

К числу основных причин некорректной работы устройства можно отнести и протекание силиконовой жидкости или избыточное уплотнение сальников.

Исправление неполадок своими руками

Стандартная разборка вязкостной муфты предполагает извлечение устройства, демонтаж крыльчатки, выкручивание пары крепёжных шпилек, слив рабочей жидкости, тщательную промывку внутренней части бензином и просушивание. После заливки нового силиконового масла ПМС-10000 устройство монтируется обратно.

Чтобы устранить неполадки в работе вискомуфты или выполнить её замену, необходимо сначала снять устройство:

    Демонтировать кожух вентилятора, удалив штифты и сняв распорные зажимы.

Чтобы ключ подошёл, его концы можно обточить болгаркой

Прижать ремень нужно между шкивом виски и шкивом ГУРа

Ключ вставить сверху между двумя лопастями

Если причиной некорректной работы вискомуфты является утечка из основания силиконовой жидкости, то выполняются следующие действия:

  1. Разбирается демонтированная из водяного насоса вязкостная муфта.
  2. Аккуратно снимается штифт, так как на поверхности устройства располагается пластина с пружиной, прикрывающей отверстие.
  3. Устройство ставится горизонтально, а внутрь при помощи специального шприца аккуратно и медленно заливается смазка в количестве 15–30 мл.
  4. С поверхности при помощи ветоши удаляется вся излишняя силиконовая жидкость.
  5. После установки штифта устройство монтируется на прежнее место.

При наличии несвойственных разнообразных шумов в радиаторе охлаждения потребуется выполнить замену подшипника. С этой целью необходимо слить масло и разобрать узел при помощи специального съёмника. После установки нового подшипника устройство монтируется в обратном порядке, после чего заливается новая силиконовая жидкость.

Специальное автомобильное устройство — вязкостная муфта, вращающая при помощи жидкости охлаждающий вентилятор, достаточно часто выходит из строя. Самостоятельно удаётся устранить только самые простые поломки, поэтому в наиболее сложных случаях необходимо обращаться в сервисный центр к автомеханикам, специализирующимся на работе с такими видами устройств.

Новости

В руки Школы Ремонта Carville попал UAZ Patriot с пробегом около 130 000 км. УАЗ Патриот — машина для бездорожья. Наш автомобиль 2006 года выпуска, и он склонен к перегреву.

Ее хозяин эту проблему пытался решить путем установки вентиляторов от Нивы перед основным радиатором, все держится на хомутах, а датчик температуры завернут в пластиковый корпус и не имеет заземления, провода не закреплены – все это нужно срочно исправлять! По итогам диагностики решено менять радиатор охлаждения, вискомуфту и электровентилятор охлаждения.

Что понадобиться для ремонта

4) Набор инструментов AIRLINE — Ключ рожковый 10 и 13 — Трещотка и головки 17 и 13 — Отвертка шлицевая — Ключ рожковый 32

Подготовка к снятию радиатора

На этом автомобиле вязкостная муфта привода вентилятора полностью заварена, лопасти вентилятора железные: вентилятор не способен охлаждать радиатор, такая запчасть не будет работать правильно, она только издает посторонние шумы.

Сначала нужно поднять автомобиль на подъемнике, а затем снять защитный пыльник. На этом автомобиле защита была загнута и добраться до болтов мастер не мог, ее пришлось сначала выправлять.

Чтобы слить антифриз нужно вывернуть пластиковую пробку из радиатора. Чтобы не облиться, нужно сразу приготовить кусок тряпки и емкость, куда будет сливаться охлаждающая жидкость. Антифриз сначала пропитает тряпку, а затем по ней будет стекать в емкость. После того как основную часть антифриза с радиатора уже слили, часть жидкости еще осталась в патрубках – она тоже может брызнуть.

Радиатор закреплен снизу двумя болтами через резиновые подушки к самой раме: их нужно отвернуть. Осталось только убрать верхний патрубок.

Мы полностью освободили радиатор, но снять его не получается – мешает вентилятор, его диффузор упирается в крыльчатку вентилятора, придется сначала снять вентилятор.

Снятие электровентилятора

Нам понадобиться ключ рожковый на 32. Электровентилятор крепится через гайку, и чтобы ее открутить нужно будет нажать на ремень, чтобы предотвратить поворот шкива. Здесь у гайки левая резьба, отворачивать ее нужно по часовой стрелке.

Мы сняли старый вентилятор с автомобиля, муфта вязкости здесь заварена, а лопасти загнуты. Старые муфты вязкости разжижались при высоких температурах: та жидкость, которая находится внутри, не справлялась с передачей крутящего момента, становилась слишком жидкая, и вентилятор проскальзывал, не обдувая радиатор.

Сборка радиатора

На замену старому вентилятору мы будем ставить 11-лопастной вентилятор LUZAR: у него доработанная муфта вязкости большего диаметра, лучшее охлаждение, а жидкость внутри при больших температурах все равно передает крутящий момент, лопасти не проскальзывают и вентилятор намного эффективнее охлаждает радиатор.

Теперь можно полностью снять радиатор. На нашем радиаторе есть повреждения, к тому же он забить грязью. Хотя он пока не течет, мы его поменяем на новый. Мы переставим диффузор со старого радиатора на новый, установим новый электровентилятор, и собранный радиатор уже установим в автомобиль.

Собираем электровентилятор по инструкции и крепим его к радиатору.

Установка радиатора

Радиатор полностью собран, осталось только установить его в автомобиль и закрепить.

После того, как радиатор поместили внутрь авто, нужно затянуть снизу два болта, и закрепить их, надеть нижний патрубок, а потом поставить защиту. После затяжки нижних болтов крепления радиатора, нужно установить муфту вязкости, и лишь затем закреплять радиатор сверху.

Теперь нужно произвести регулировку зазора между диффузором и вентилятором: он должен быть одинаковый по всему диаметру вращения вентилятора. Если зазор разный, нужно сдвинуть кожух относительно самого вентилятора, а сдвинутый кожух зафиксировать.

Залейте в систему охлаждения антифриз, который рекомендован производителем для вашей модели авто. После установки наших запчастей шум при работе автомобиля существенно снизился, двигатель работает плавно.

Проверка датчиков

Проверяем цепь датчика критической температуры двигателя: бачок радиатора из пластика, нужно сделать заземляющий контакт. Для проверки нужно включить зажигание и перемкнуть центральный провод с корпусом датчика. На дисплее щитка приборов загорится предупреждение.

Далее проверьте цепь управления дополнительным электровентилятором охлаждения радиатора. Эти вентилятором управляет сам блок управления двигателем по сигналу от датчика температуры, который расположен на корпусе термостата.

Датчик двухконтактный и работает он по следующей схеме: на этот датчик блок управления подает опорное напряжение, датчик меняет свое внутреннее сопротивление тем самым меняется напряжение на контактах датчика.

Для проверки нужен потенциометр и мультиметр. На потенциометре максимальное сопротивление должно быть в 10 кОм.

У нас есть два вывода, которые мы вставляем в разъем датчика, и два вывода которые надо одеть на прибор для замера напряжения. Кончики проводов мы пропаяли, чтобы их было легче вставить в разъем датчика. После этого ставим разъем в измерительный прибор и включаем зажигание автомобиля.

Постепенно подкручивая рукоятку потенциометра, мы изменяем напряжение в цепи, и ловим тот момент, когда включается и выключается вентилятор. Показатели мультиметра нужно сравнить с показателями таблицы – если они соответствуют норме, то все работает правильно.

Ремонт должен быть качественным

Не используйте кустарные способы для решения проблем в системе охлаждения автомобиля – делайте ремонт с качественными и проверенными запчастями, и тогда все будет работать долго и без неприятных сюрпризов.

В следующих выпусках мы продолжим ремонт автомобиля УАЗ Патриот.

Полный ассортимент продукции на https://carvilleshop.ru

Скачивайте наше приложение для IOS и Android — весь каталог продукции в вашем смартфоне

Послушать звук вентилятора до/после и увидеть весь процесс диагностики и самостоятельно замены запчастей – в видео Школы Ремонта Carville:

Замена вискомуфты вентилятора

Для удобства работы снимаем радиатор двигателя и кожух вентилятора (см. Снятие радиатора и жалюзи).

Ключом «на 12» отворачиваем на несколько оборотов два болта крепления шкивов насоса охлаждающей жидкости.

Ножовкой перепиливаем отвернутые болты.

Чтобы болты не вращались, придерживаем их отверткой.

На гайке вискомуфты нарезана левая резьба, поэтому отворачиваем гайку по часовой, а заворачиваем против часовой стрелки.

Ключом «на 32» отворачиваем гайку крепления вискомуфты, удерживая шкивы от проворачивания.

Если стронуть гайку не удается, наносим резкие удары молотком по ключу в направлении отворачивания.

Снимаем вискомуфту вентилятора с вала насоса охлаждающей жидкости.

Ключом «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крыльчатки вентилятора к вискомуфте.

Устанавливаем крыльчатку на новую вискомуфту.

Плоскогубцами с тонкими губками отворачиваем стержни болтов и вворачиваем на их место новые.

Устанавливаем вискомуфту, заворачивая гайку ее крепления от руки. Подтягиваем гайку плоскогубцами с тонкими губками. Затягивать гайку вискомуфты ключом при ее установке не требуется, так как при пуске двигателя она самозатягивается.

Клуб УАЗ Патриот

Форум всероссийского клуба владельцев УАЗ Патриот

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Наша команда

вискомуфта

  • Перейти на страницу:

вискомуфта

Сообщение БиогенераторЪ » Вс июн 07, 2009 17:23

Сообщение gadr » Вс июн 07, 2009 19:28

Сообщение БиогенераторЪ » Вс июн 07, 2009 22:05

Сообщение valek » Вс июн 07, 2009 23:52

Сообщение valek » Вс июн 07, 2009 23:56

Сообщение valek » Вс июн 07, 2009 23:57

20мл шприцем вгони в подшипник новую смазку 8)

Сообщение БиогенераторЪ » Вт июн 09, 2009 08:07

Сообщение ДЕМОН77 » Вт июн 09, 2009 13:11

Сообщение Safronov » Вт июн 30, 2009 21:08

[quote=»БиогенераторЪ»]вобщем пришлось снимать переднею крышку ГБЦ и откручивать вискомуфту зажав шкиф в тисках

Вчера промучался . окрутить не получилось 🙁 Сегодня сделал хомут из стали на шкиф вискомуфты, шириной с ручей ремня (толщина стали 0.5мм примерно). Скинул ремень , надел на шкиф хомут, а за торчащий стяжной болт хомута зацепился накидным ключом и. с громким матьком отвернул эту заразу 😀
Заметил одну интересную вещь !! Если вращать вискомуфту на холодную она действительно туго крутится!! Но если провернуть её 5-10 оборотов подрят , то сопротивление её падает очень значительно !!Так что тугое вращение холодной вискомуфты на начальных оборотах-это норма парни!

Вентилятор вместо вискомуфты на уаз патриот

В системе охлаждения двигателя УАЗ Патриот присутствует такой элемент, как «вискомуфта» или, как еще иногда её называют, «гидромуфта» — на которой расположен вентилятор. Она необходима для защиты от перегрева и включается в работу только в том случае, когда температура двигателя начинает выходить за пределы рабочей.

Вискомуфта на УАЗ Патриот устроена таким образом, что она соединена с коленчатым валом двигателя не жетско, а через специальные диски, между которыми находится рабочая жидкость. При запуске холодного мотра вискомуфта крутится с очень малой скоростью, гораздо меньшей, нежели количество оборотов двигателя.

Затем, по мере прогрева мотора, металлическая пластина в передней части вискомуфты нагревается от радиатора и выгибается наружу, чем освобождает специальный шарик, закрывающий отверстие во внутреннем диске. Получается — рабочей жидкости больше некуда деваться и она остается между дисками.

Рабочая жидкость применяется специальная, так называемая «дилатантная», на основе силикона. При нагревании и перемешивании она расширяется и становится больше похожа на густой клей. Далее, скорость вращения вентилятора растет, чтобы в конечном итоге сравняться со скоростью вращения коленвала. Исправная муфта при заглушенном двигателе проворачивается с небольшим усилием.

Плюсы и минусы вискомуфты

Начнем с минусов, ведь именно из-за них владельцы предпочитают ставить электровентиляторы на УАЗ Патриот вместо вискомуфты. И самым весомым минусом, пожалуй, является плохой обдув двигателя на малых оборотах — например в пробках или при движении по пересеченной местности на малом ходу. Ведь эффективность работы вискомуфты напрямую зависит от этих самых оборотов.

Помимо этого, есть и другие минусы:

  • Дополнительная нагрузка на двигатель. Вискомуфта отбирает часть мощности мотора, особенно это заметно при обгонах на трассе, когда рабочие обороты почти находятся в красной зоне тахометра. Акустический комфорт тоже страдает — появляется характерный шум, вой.
  • Нет возможности принудительного включения вентилятора на полную мощность, например, все в тех же пробках на дороге.
  • Муфта затрудняет доступ к обводным роликам и приводным ремням, чем значительно усложняет и увеличивает время, затраченное на ремонт.
  • Опасность отрыва лопастей вентилятора на больших оборотах, а также опасность повреждения основного радиатора разлетевшимися осколками вентилятора — в результате чего может потребоваться дорогостоящий ремонт с полной заменой антифриза/тосола. А теперь представьте, что это может случиться на трассе, где-нибудь далеко от дома.
  • Не поддается ремонту. Неисправная муфта заменяется на новую, хотя можно попробовать просверлить несколько отверстий и зафиксировать её болтами, дабы она вращалась всегда. Но, такой способ ремонта подойдет только для лета, зимой двигатель будет прогреваться очень долго.

  • Простая и достаточно надежная конструкция, которая может работать годами без какого-либо обслуживания.
  • Ставится на УАЗ Патриот с завода, поэтому вам не придется ничего дорабатывать в случае её замены.
  • Не создает нагрузку на электрическую часть автомобиля.

Как видите, минусов у вискомуфты больше, поэтому многие владельцы Патриотов со временем приходят к мысли о её замене на электровентиляторы.

Как снять вискомуфту

Обычно, вискомуфта с автомобиля УАЗ Патриот снимается не сложно, хотя если устройство давно не снималось и болты «закисли» — может понадобиться молоток. Итак, последовательность действий следующая:

  1. Для начала снимается кожух вентилятора (диффузор). Используя небольшую плоскую отвертку удалите штифты распорных зажимов, расположенных на верхней части диффузора, и извлеките зажимы. После этого кожух удаляется из подкапотного пространства через верх.
  2. Откручивается гайка крепления вентилятора к ступице помпы. Тут без рожкового ключа «на 32» не обойтись. Внимание, гайка имеет левую резьбу, то есть откручивать нужно в правую сторону (если смотреть на переднюю часть автомобиля).
  3. Обязательно зафиксируйте приводной ремень, нажав на него рукой в промежутке между шкивом «виски» и шкивом ГУРа. В противном случае гайку открутить не получится. Если и после этого гайка не откручивается, попробуйте сорвать её резкими ударами молотком по ключу.
  4. Немного открутите гайку и, удерживая её ключом, вращайте крыльчатку вентилятора для его демонтажа. Имейте ввиду, вентилятор весит не мало, поэтому делайте все осторожно.
  5. Снимите вентилятор и извлеките вискомуфту, путем откручивания четырех крепежных болтов по периметру.

Про электровентилятор

Электровентилятор перекрывает все те минусы, что были у вискомуфты. После его установки сложно будет не заметить следующие улучшения:

  • Перестанет перегреваться двигатель в пробках.
  • Вы можете принудительно включить электровентиляторы на полную мощность в любой момент, даже стоя на месте, либо запрограммировать их включение по температуре.
  • Электровентилятор не будет отнимать мощность у мотора.
  • Можно установить сразу два электровентилятора для надежности, если один из них сломается или его будет недостаточно для нормального охлаждения — его роль будет выполнять другой.
  • Открывается доступ к роликам и ремням.

С завода на УАЗ Патриот с кондиционером перед радиатором кондиционера (со стороны улицы) ставится так называемая «спарка» — два электровентилятора в пластиковом корпусе. Но на основной радиатор они влияют слабо, да к тому же издают сильный шум. Поэтому, если вы уже надумали ставить электровентиляторы вместо вискомуфты, можете смело их снять.

Процесс установки

Для установки электровентилятора совсем не обязательно посещать сервис, все можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Прежде всего, необходимо подобрать или изготовить базу для электровентиляторов (раму или «экран»), подходящую под размер радиатора охлаждения мотора.

Размеры самодельного экрана, чтобы точно нигде ничего не задевало о кузов

Закрепите вентиляторы на раме с помощью шпилек, все зазоры между электровентилятором и рамой закройте при помощи дверных уплотнителей — это необходимо, чтобы создать направленный поток холодного воздуха для эффективного обдува радиатора. Штатный пластиковый (или железный) кожух вентилятора вискомуфты нужен ровно для того же самого.

Электровентиляторы можно подобрать от другого автомобиля, возможны различные варианты, выбирайте самый доступный для вас. Как вариант, за основу можно взять электровентиляторы от автомобиля Тойота «Селика», заказав их доставку с Владивостока, как это сделал человек из видео.

Также подходят следующие электровентиляторы: «Termal 404615S» — аналоги: «Nissens 85616», «Sat ST-DTW1-201-0». Электровентилятор от «Волги» или «ВАЗ 2110». В некоторых случаях изготавливать самодельный экран не нужно, все встает на «родные» крепления. В случае с «Termal 404615S» ничего переделывать не придется.

Самый лучший способ монтажа электровентиляторов — такой, при котором все подключается к разъемам штатных электровентиляторов, тогда не потребуется покупки дополнительного оборудования, такого как:

  • термореле;
  • несколько метров кабеля с толстым сечением;
  • железная вставка в патрубок термостата для термореле;
  • датчик температуры.

Вам всего лишь нужно будет настроить в блоке управления двигателем температуру включения электровентиляторов (сделать её ниже), ибо с завода эти значения слишком завышены. Рекомендуется заменить термостат на новый, с более низкой температурой открытия. На этом процедуру замены вискомуфты на электровентиляторы можно считать оконченной.

В связи с лифтом кузова а также тем что в вискомуфте появился небольшой люфт решил установить электровентиляторы. Вдохновленный этой и этой записью приобрел следующее:

Ролик натяжителя INA (Германия) № 531 0759 10 (2 шт)
Термостат УАЗ ( t = 87°), ГАЗ, КАМАЗ «LUZAR» (LT03021)** / ТС107.1306010-04
Вентиляторы радиатора (Termal 404615S, аналоги Nissens 85616, Sat ST-DTW1-201-0)
Поликлиновый ремень 6РК2050 (1 987 947 820)

и приступил к установке 🙂

В принципе проблем с установкой не возникло. Спарка встала почти идеально, снизу вошла в зазоры для кожуха вискомуфты, сверху закреплена двумя болтами. Ремень 2050 подошел идеально после удаления вискомуфты. Также удалил масляный радиатор и штатные вентиляторы. Получилось так:

Спарку подключил к разъемам штатных вентиляторов и т.к. блок управления прошит нестандартной прошивкой, то вентиляторы прекрасно включаются бортовым компьютером на 95 и 97 градусов. Также при установке данной спарки есть возможность сделать включение двух вентиляторов на первой скорости и на второй скорости (что я и сделал), т.е. сейчас при достижении температуры 95 градусов включаются два вентилятора на первой скорости, при достижении температуры 97 градусов включается вторая скорость.

После испытаний получилось следующее: на трассе температура стабильно держится на отметке 91 градус, в городе вентиляторы периодический включаются при 95 градусах и сбивают температуру до 91. Сейчас пришло тепло в наши края и в городе пару раз температуре поднималась до 97 градусов, но быстро сбрасывается т.к. вентиляторы включаются на вторую скорость.

Но для более эффективного охлаждения буду еще закрывать оставшиеся щели: сверху примерно 2 см и справа 2 см. Это должно повысить эффективность вентиляторов и они будут быстрее охлаждать двигатель.

Еще по зиме снял виску и заменил, наконец, глючный термос на паджериковский.
Подходит к евро 3 супер! Просто обтачиваем тарелку термоса на 1мм, ставим уазовское уплотнительное колечко и все отлично работает.Да, термос на 88 градусов

Ну а весной,встал вопрос об установке электровентилятора,вместо виски
Вентилятор заказал в Экзисте, по моему от «Спринтера», реле Волговское,стартерное 70А. Вот только не внедрил предохранитель пока. С тамовским термосом на 88 градусов температура,более 94 ,даже в гомнах не поднималась

В салон выведена кнопка на 3 положения

Остальное на фото. Да, диффузор самодельный,сдела н с оцинковки,(не было на тот момент нержавейки) Когда ставили то на торцы кожуха поставили уплотнитель автомобильный, чтоб лишний воздух не забирал

В обшем, я доволен!Температура стабильно 90-93 градуса. 93 редко

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector