3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз 2109 устройство двигателя

Ваз 2109 устройство двигателя

Устройство и эксплуатация автомобиля ВАЗ 2108,09


Наши дополнительные сервисы и сайты:


e-mail:
office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru

icq:
613603564

skype:
matrixplus2012

телефон
+79173107414
+79173107418

г. С аратов

Вы еще не знаете как сделать катер белоснежным, быстро с мыть с бортов грязный серобурый налет из водорослей и водного камня?

Автомобиль ВАЗ 2108, 2109

С 1984 г. на Волжском автомобильном заводе идет параллельный выпуск автомобилей семейства «Жигули» и новых переднеприводных машин. Первой и базовой моделью нового поколения автомобилей является ВАЗ-2108 (Лада-Спутник-1300), второй моделью — ВАЗ-2109 и третьей — ВАЗ-21099. Эти модели коренным образом отличаются от автомобилей «Жигули» как по своей конструкции, так и по технологии изготовления (рис. 1).

Новое поколение автомобилей имеет переднеприводную компоновку. Двигатель расположен спереди поперек автомобиля и объединен в один агрегат со сцеплением, коробкой передач и главной передачей, от которой крутящий момент передается к передним колесам через шарниры равных угловых скоростей. Такое компоновочное решение в сочетании с оригинальной формой кузова позволило по сравнению с автомобилями классической компоновки (двигатель спереди, ведущие колеса задние) при прочих равных условиях получить незначительную собственную массу автомобиля, больший полезный объем салона, низкий уровень шума и вибраций и в целом повышенную комфортабельность автомобиля. Применение усовершенствованного карбюратора с дополнительными системами позволило повысить экономичность двигателя и уменьшить по сравнению с предыдущими моделями токсичность отработавших газов.

Конструкция и исполнение автомобилей и их узлов отвечают требованиям по безопасности Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН). Внутреннее оборудование кузова и рулевая колонка значительно снижают вероятность травмирования водителя и пассажиров при ударах. Внешняя форма автомобилей без острых выступающих элементов, энергопоглощающие бамперы, двухконтурная диагональная тормозная система в сочетании с регулятором давления задних тормозов — все это соответствует современным требованиям по безопасности, предъявляемым к конструкции легковых автомобилей.

Изложение материала базируется на модели ВАЗ-2108, а затем приводятся особенности устройства и ремонта (если они имеются) других моделей.

Ниже описаны следующие модели и модификации автомобилей:
2108 — базовая модель, легковой автомобиль с закрытым трехдверным кузовом типа хетчбек. Рабочий объем двигателя 1,3 л;
21081 — отличается от автомобиля
2108 двигателем, имеющим рабочий объем 1,1 л
21083 — отличается от автомобиля 2108 двигателем, имеющим рабочий объем 1,5 л
2109 — легковой автомобиль с закрытым пятидверным кузовом типа хетчбек. Рабочий объем двигателя 1,3 л
21091 — отличается от авомобиля 2109 двигателем, имеющим рабочий объем 1,1 л;
21093 — отличается от автомобиля 2109 двигателем, имеющим рабочий объем 1,5 л. В вариантном исполнении может комплектоваться противотуманными фарами, системой блокировки замков дверей, электронной комбинацией приборов и маршрутным компьютером или стрелочной комбинацией приборов с бортовой системой контроля
21099 — отличается от автомобиля 21093 трехобъемным кузовом типа седан.

Рис. 1. Размеры автомобилей ВАЗ-2108, -2109 (а) и -21099 (б). Высота соответствует снаряженной массе автомобиля

Двигатель ВАЗ 2108, 2109

Снятие и установка узлов двигателя на автомобиле

Головка цилиндров: снятие и установка
Распределительный вал: снятие и установка
Ремень привода распределительного вала
Сальник распределительного вала
Передний сальник коленчатого вала
Задний сальник коленчатого вала
Шатунно-поршневая группа
Радиатор
Масляный насос
Топливный бак
Топливный насос
Карбюратор
Глушители
Разборка и сборка силового агрегата
Разборка и сборка двигателя
Разборка и сборка узлов двигателя
Шатунно-поршневая группа
Головка цилиндров
Насос охлаждающей жидкости
Масляный насос
Топливный насос
Карбюратор
Проверка технического состояния и ремонт деталей двигателя
Блок цилиндров
Шатунно-поршневая группа
Коленчатый вал и маховик
Головка цилиндров и ее деталей
Распределительный вал и его привод
Система охлаждения
Смазочная система
Система питания
Регулировки двигателя
Обкатка двигателя после ремонта

Трансмиссия ВАЗ 2108, 2109

Сцепление
Особенности устройства
Снятие сцепления и его привода
Проверка технического состояния и контроль сцепления
Установка сцепления и его привода
Регулировка свободного хода рычага вилки выключения сцепления (привода сцепления с сервомеханизмом)
Регулировка полного хода педали сцепления
Коробка передач
Особенности устройства
Снятие коробки передач
Разборка коробки передач
Проверка технического состояния деталей
Сборка коробки передач
Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала
Установка коробки передач
Привод передних колес

Передняя подвеска, ступицы, колеса ВАЗ 2108, 2109

Особенности устройства
Определение технического состояния деталей подвески на автомобиле
Проверка и регулировка углов установки колес
Снятие и установка передней подвески
Проверка телескопической стойки и амортизатора задней подвески на стенде
Разборка и сборка узлов подвески
Проверка технического состояния узлов подвески

Задняя подвеска ВАЗ 2108, 2109

Особенности устройства
Снятие и разборка задней подвески
Разборка и сборка амортизаторов
Проверка технического состояния деталей подвески
Сборка и установка задней подвески

Рулевое управление ВАЗ 2108, 2109

Особенности устройства
Проверка рулевого управления на автомобиле
Снятие и установка рулевого механизма и привода
Разборка, проверка технического состояния и сборка рулевого механизма

Тормозная система ВАЗ 2108, 2109

Особенности устройства
Проверка и регулировка тормозов
Вакуумный усилитель
Главный цилиндр
Регулятор давления
Тормозной механизм переднего колеса Тормозной механизм заднего колеса

Электрооборудование ВАЗ 2108, 2109

Провода, монтажный блок и предохранители
Аккумуляторная батарея
Генератор
Особенности устройства
Правила проверки и эксплуатации генератора
Контрольные проверки генератора
Ремонт генератора
Стартер
Особенности стартера и его устройства
Проверка стартера на стенде
Ремонт стартера
Система зажигания
Особенности устройства
Правила проверки и эксплуатации системы зажигания
Проверка элементов системы зажигания на автомобиле
Проверка элементов системы зажигания на стенде
Ремонт элементов системы зажигания
Микропроцессорная система управления двигателем
Особенности устройства
Методика поиска неисправностей
Проверка на стенде
Освещение и сигнализация
Особенности устройства
Регулировка и ремонт приборов освещения и сигнализации
Очистители и омыватели
Очиститель ветрового стекла
Очистители фар и заднего стекла
Омыватель стекол194
Электродвигатели вентиляторов
Система блокировки замков дверей
Контрольные приборы
Стрелочная комбинация приборов
Стрелочная комбинация приборов с бортовой системой контроля
Электронная комбинация приборов
203 Встроенная система диагностирования
Маршрутный компьютер
Система управления электромагнитным клапаном карбюратора
Радиооборудование

Кузов ВАЗ 2108, 2109

Особенности устройства
Каркас и оперение кузова
Двери
Капот, бамперы, облицовка радиатора
Оборудование салона кузова
Ремонт кузова
Проверка и ремонт каркаса и оперения кузова
Ремонт оборудования салона
Ремонт навесных элементов кузова
Герметизация кузова

Приложения

1. Моменты затяжки резьбовых соединений
2. Специальный инструмент для ремонта и технического обслуживания
3. Применяемые горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
4. Основные данные для регулировок и контроля

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.

Устройство двигателя Ваз 2109

Двигатель Ваз 2109 вид сверху:

1 — колодки с проводами карбюратора, 2 — шланг обратного слива топлива ,3 — шланги отопителя, 4 — шланг вакуумного усилителя, 5 — шланг подачи топлива, 6 — наконечник троса привода сцепления, 7 — провод катушки зажигания, 8 — шланги радиатора, 9 — тяга дроссельной заслонки, 10 — тяга воздушной заслонки, 11 — провод датчика контрольной лампы аварийного давления масла

Двигатель Ваз 2109 вид снизу:

1 — генератор, 2 — правая передняя опора, 3 — двигатель, 4 — коробка передач, 5 — стартер, 6 — выключатель света фонарей заднего хода, 7 — растяжка, 8 — левая передняя опора, 9 — левый привод передних колес, 10 — пробка маслосливного отверстия коробки передач, 11 — задняя опора, 12 — тяга привода переключения передач, 13 — масляный картер, 14 — правый привод передних колес, 15 — пробка маслосливного отверстия двигателя

Снятие двигателя Ваз 2109

Перед снятием двигателя отсоедините провод от клеммы минус аккумуляторной батареи. Слейте охлаждающую жидкость с системы охлаждения, моторное масло и масло с коробки переключения передач. Демонтаж двигателя Ваз 2109 рекомендуется производить в сборе с КПП и с использованием подъемника для снятия вниз.

Порядок выполнения работ по демонтажу двигателя

Отверните болты крепления и снимите защиту картера

Снимите приемную трубу глушителя

Снимите воздушный фильтр

Ослабьте затяжку хомута и отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов от впускной трубы двигателя

Отверните болт и отсоедините провод «массы» от картера сцепления

Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините шланги от термостата

Отсоедините высоковольтный провод от центральной клеммы крышки распределителя зажигания

Отожмите отверткой пружинный зажим и отсоедините колодку с низковольтными проводами от клеммы распределителя зажигания

Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг подачи топлива от топливного насоса

Ослабьте затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления

Снимите наконечник троса с рычага привода выключения сцепления

Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера

Отверните гайку крепления и отсоедините провод от контактного болта тягового реле стартера

Отсоедините колодку с проводом от клеммы генератора

Отверните гайку и отсоедините провода от клеммы генератора

Отсоедините колодку с проводом от клеммы запорного электромагнитного клапана карбюратора

Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг обратного слива топлива от карбюратора

Ослабьте болт крепления тяги воздушной заслонки к рычагу управления воздушной заслонкой

Ослабьте болт крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки к кронштейну и отсоедините трос

Снимите пружинный фиксатор троса привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок

Снимите возвратную пружину привода дроссельных заслонок

Снимите трос привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок

Отверните гайку крепления и снимите кронштейн троса привода акселератора с крышки клапанов

Отсоедините колодку с проводом от концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода

Отсоедините провод от датчика температуры охлаждающей жидкости

Отсоедините провод от датчика давления масла

Ослабьте затяжку хомута и отсоедините подводящий шланг отопителя

Ослабьте затяжку хомута и отсоедините отводящий шланг отопителя

Ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира

Отверните гайку крепления и отсоедините трос от привода спидометра

Отсоедините колодку с проводом от выключателя света фонарей заднего хода на коробке передач

Ослабьте затяжку гаек крепления левой и правой растяжек к рычагам подвески

Отверните три болта крепления кронштейна растяжки к кузову и отведите левую и правую растяжки в такое положение, чтобы они не мешали снятию силового агрегата

Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу

Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги

Выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки с помощью специального съемника

Отверните два болта и отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака

Выдавите с помощью монтировки хвостовик одного из внутренних ШРУСов валов привода из коробки передач и отведите его в сторону

Вставьте вместо шарнира технологическую оправку (например, старый внутренний ШРУС), чтобы не провернулась полуосевая шестерня. После этого отсоедините второй ШРУС аналогично первому

Отверните три болта крепления и снимите щиток картера сцепления

Ослабьте затяжку трех болтов и гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров

Зацепите двигатель за рымы и натяните тросы тали

Отверните две гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову

Отверните гайку, слегка приподнимите двигатель и выньте болт правой передней опоры силового агрегата

Отверните гайку и выньте болт левой передней опоры силового агрегата. Опустите двигатель на подставки, приподнимите автомобиль и выньте из-под него двигатель. ВНИМАНИЕ: Перед тем как опускать двигатель, проверьте, все ли провода и шланги отсоединены от двигателя

Установка двигателя на ВАЗ 2109

Монтаж двигателя Ваз 2109 проводится в обратном порядке его снятия. При подсоединении приводов передних колес к коробке передач замените стопорные кольца на шлицевых хвостовиках внутренних шарниров. Не устанавливайте бывшие в употреблении стопорные кольца на шлицевые хвостовики шарниров — это может привести к отсоединению приводов передних колес от коробки передач во время движения. После установки двигателя на автомобиль отрегулируйте приводы воздушной и дроссельной заслонок карбюратора, привод сцепления, а также углы установки передних колес.

Залейте охлаждающую жидкость системы охлаждения, моторное мало и масло коробки переключение передач.

Запустите двигатель и проверьте, нет ли подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости. Проверьте давление масла. Послушайте двигатель, он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков. Проверьте работу контрольных ламп в комбинации приборов.

Полная разборка двигателя

Полная разборка двигателя ВАЗ 2109

Внешний вид двигателя

1- карбюратор
2 — крышка клапанов
3 — головка блока цилиндров
4 — передняя крышка
5 — водяной насос
6 — генератор
7 — шкив коленчатого вала
8 — масляный насос
9 — сливная пробка
10 — масляный картер
11 — масляный фильтр
12 — блок цилиндров
13 — маховик
14 — топливный насос

Предупреждение

Обязательно придерживайте маховик.

Чтобы зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, заверните два болта крепления маховика в отверстия фланца коленчатого вала и вставьте между ними большую отвертку или монтажную лопатку.

Расположение болтов крепления головки блока.

Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты.
Чтобы оторвать головку от блока, вставьте отвертку под выпускной коллектор. Используя ее как рычаг, приподнимите головку.

Для снятия масляного фильтра воспользуйтесь специальным ключом. Если ключа нет, а фильтр не удается отвернуть руками, пробейте его корпус отверткой и отверните фильтр, пользуясь отверткой как рычагом.

Расположение гаек крепления шатунов (стрелки белого цвета) и болтов крепления крышек коренных подшипников (стрелки красного цвета).

64. Выньте верхние вкладыши коренных подшипников из постелей блока цилиндров. Выньте опорные полукольца из средней опоры.

При разборке двигателя рекомендуем заменить вкладыши

Видео про «Полная разборка двигателя» для ВАЗ 2109

Начало ремонта двигателя ВАЗ 21083
Пошаговая разборка Двигателя ВАЗ 8-клапанного. Своими руками.
ВАЗ-21099. Капитальный ремонт двигателя.

Схема ВАЗ 2109: особенности отечественной «девятки»

Автомобильная схема ВАЗ 2109 представляет в деталях конструкцию машины малого класса, которая является пятидверным комби/хэтчбеком (международная классификация относит ее к классу С).

Общая схема ВАЗ 2109

Транспортное средство комплектовалось двигателем 21083. Его рабочий объем составлял 1,5 л, мощность измерялась 79-ю л.с. Мотор расположен поперек двигательного отсека (на фото ниже). История марки ВАЗ 2109 берет начало в 1988 году. Авто является модернизированным аналогом модели 2108 и отличается наличием дополнительных двух дверей в задней части.

Возможность складывания сидений заднего ряда, за счет чего расширяется вместимость багажника, превращают «девятку» в семейный автомобиль. Встречаются также автомобили (в основном они принадлежали к первым выпускам), которые оснащали двигателем 2108, рабочий объемом которого — 1,3 л, а мощность составляла 64 л.с.

Недостатком такого мотора является то, что если оборвется ремень ГРМ, это станет серьезной проблемой и приведет к дорогостоящему ремонту. На экспорт предназначалась модификация автомобиля, которая комплектовалась 1,1-литровым двигателем 21081, мощностью 54 л.с.

Схема инжектора ВАЗ 2109: как это работает

В 1997 году начали производить автомобили 2109-20, которые оснащены двигателем с системой распределенного впрыска (инжектор). Это улучшает их экономичность, экологические и тяговые показатели. Распределенный впрыск называется так вследствие того, что топливо непосредственно в каждый цилиндр впрыскивается отдельной форсункой.

Подобная система позволяет несколько снизить токсичность отработанных газов, а также улучшить ходовые качества авто 2109. На сегодняшний день существуют инжекторные системы без обратной и с обратной связью. Обе представленные системы могут включать отечественные и импортные комплектующие. Каждая из систем имеет собственные особенности устройства, ремонта и диагностики.

Хотелось бы только отметить главные принципы устройства, нормальной работы, ремонта двигателя (в случае необходимости) и последующей диагностики системы впрыска топлива (схема инжектора ВАЗ 2109 представлена ниже).

Автомобильная система впрыска топлива, которая имеет обратную связь, используется, преимущественно, на экспортных ВАЗ 2109. Система выпуска данных машин комплектуется каталитическим нейтрализатором для отработанных газов и датчиком кислорода. Он обеспечивает обратную связь. С помощью датчика кислорода происходит отслеживание концентрации кислорода в уже отработанных газах.

Далее электронный блок управления (ЭБУ) транспортного средства, согласно его сигналам, поддерживает соответствующее соотношение топлива и воздуха, то есть такое, при котором специальный нейтрализатор работает в высшей степени эффективно. Система впрыска, в которой нет обратной связи, не оснащена нейтрализатором и датчиком кислорода.

Функция их (регулирования концентрации СО в уже полностью отработанных газах) выполняет СО-потенциометр. Также в них не используется система улавливания бензиновых паров.

Схема печки ВАЗ 2109: варианты улучшения

Устройство и эксплуатация печки ВАЗ 2109 не подразумевает никаких сложных процедур. Однако, заводской отопитель, чаще всего, не может распределить равномерно горячий воздух в ноги и на лобовое стекло. Проведенная модернизация на ВАЗ-2114, вопреки ожиданиям, не смогла решить эту проблему. Однако, безвыходных положений не бывает, и, представленная схема печки ВАЗ 2109 поможет каждому, у кого есть желание и запас времени, решить эту задачу своими руками.

В процессе работы нам понадобятся:

  • пенопласт и битопласт;
  • силиконовый или акриловый герметик;
  • набор отверток и ключей;
  • емкость для сбора охлаждающей жидкости;
  • лист меди или алюминия.

Приступим к работе:

  1. Для начала необходимо слить охлаждающую жидкость в специальную отдельную посуду. Жидкость, что осталась в радиаторе, следует удалить с помощью шланга и воронки. Аккуратно снимите воздуховоды и, обязательно, обратите внимание на возможную несоосность отверстий, которые расположены в панели с соплами печки. В случае, если перекос превышает 50%, нужно подпилить отопитель салона.
  2. Далее, предварительно промаркировав разъемы выключателей и лампочек, снимаем панель приборов. Отсоединяем руль, облицовку рулевой колонки и подрулевые переключатели. Далее демонтируем отопитель: откручиваем 4 гайки М10, отсоединяем разъем провода и все разъемы на корпусе печки.
  3. Отсоедините радиаторные шланги и снимите защелку тросика краника печки. Далее аккуратно выньте отопитель, предварительно отвинтив два винта вентилятора. Снимите радиатор, открутив три болта. Будьте внимательны – здесь еще может остаться охлаждающая жидкость.
  4. Потом изготовьте турбулизаторы. Это специальные пластиковые спирали, которые увеличивают теплоотдачу радиатора. «По правилам», они должны монтироватся на заводе, но, чаще всего, их нет. Что своими руками их изготовить, нужно нарезать алюминиевые или медные пластинки, ширина которых 6 мм, а толщина — 1,5 мм. Одну сторону такой пластинки следует зажать в дрели, и, в то же время, другую, с помощью тисков, необходимо закрутить в спираль.
  5. Внимательно осмотрите низ отопителя. Убедитесь, что здесь нет деформаций, смещений, нарушений целостности или других дефектов. После разберите печку, разъединив на две половинки корпус. Для этого используйте отвертку, которой откройте защелки и, далее, отверните под центральным соплом винт. Демонтируйте рычаги управления заслонками.
  6. Внимательно осмотрите внутреннюю поверхность печки. Если отслонился поролон, аккуратно его подклейте, можно добавить полосы битопласта. Следует сделать корпус максимально герметичным. Отрегулируйте центральную заслонку.
  7. Перед тем, как начинать собирать отопитель, обязательно смажьте специальной консистентной смазкой места, где крепятся заслонки. Одновременно, когда соединяете половинки корпуса, нанесите на разъем силиконовый или акриловый герметик. Отопитель следует собирать в обратном разборке порядку. Если есть деформации на нижней стенке, следует заполнить щель герметиком.
  8. Между корпусом печки и радиатором не должно присутствовать зазоров. В местах, где корпус соединяется с радиатором, следует приклеить битопласт. Далее необходимо отбалансировать крыльчатку вентилятора, наматывая на лопасти проволоку. Провода нужно провести сквозь специальную резиновую заглушку, которая находится в корпусе отопителя.
  9. Обязательно следует отрегулировать ход заслонок. Руководствоваться нужно тем, что рычаги всегда должны четко фиксироваться в крайних положениях. Регулировку нужно проводить, подбирая положения оплетки. Далее отрегулируйте кран печки. Следует выбрать положение, в котором кран не будет до конца закрываться.
  10. Герметиком необходимо смазать шланги и радиаторные трубки перед тем, как их устанавливать. Использовать следует новые хомуты. Когда сборка закончена, вы залили охлаждающую жидкость и прогрели двигатель, следует еще раз подтянуть хомуты. Перед тем, как устанавливать панель приборов, нужно наклеить пенопласт и битопласт на входные отверстия сопел.

3z.jpg

Схема электрооборудования ВАЗ 2109: обязательна к ознакомлению

«Девятки» являются одними из самых популярных отечественных переднеприводных авто в России. Они недорогие и относительно просты в ремонте. Часто их обслуживают сами владельцы, транспортные средства являются предметами тюнинга, они превращаются для своих хозяев в хобби. Владельцы монтируют на авто новое оборудование. Размещенные ниже схемы электрооборудования будут весьма полезными при ремонте.

Схема электрооборудования ВАЗ 2109 всегда поможет владельцам автомобиля проверить, какие приборы и устройства вышли из строя. Чтобы это узнать, нужно проверить их «тестером». Выявив неисправности, можно самому провести ремонт машины.

Двигатели ВАЗ 2108, 21081, 21083, на ВАЗ 2109, 2108. Масло в двигатели

Двигатели ВАЗ 2108, 21081, 21083, на ВАЗ 2109, 2108 — характеристики

Мотор ВАЗ 2108

Мотор ВАЗ 21081

Мотор ВАЗ 21083

Масло для двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083

Цены двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083 на вторичном рынке

Двигатели ВАЗ 2108, 21081, 21083, на ВАЗ 2109, 2108 — характеристики

В 1984 году стартовал новый, переднеприводный автомобиль — Лада Спутник — 2108. Для нее около 6-и лет разрабатывался двигатель переднеприводной компановки. В создании, а точнее доводке этого агрегата принимали участие инженеры Porshe. Двигатель имел объем 1.3 литра и вышел достаточно надежным, уже в 1987 году ставился на девятое семейство Лада — 2109 и 21099. Главные особенности мотора ВАЗ 2108 — его поперечное расположение и ременный привод.

Он имеет и младшую версию — ВАЗ 21081, двигатель 1984 года, который так же устанавливался на Лада 2108, 2109, 21099. Объем двигателя ВАЗ 21081 составлял 1.1 литра и применялся этот мотор на автомобилях предназначенных для экспорта в страны имевшие льготы для малолитражных двигателей.

Уже в 1987 году АвтоВАЗ выпустил модификацию двигателя ВАЗ 21081 — ВАЗ 21083. Модифицированный двигатель отличался от предшественника увеличенным объемом и, как следствие, большей мощностью и крутящим моментом. Объем ВАЗ 21083 составлял 1.5 литра. На этом двигателе впервые была применена технология хонингования стенок блока цилиндров. Она увеличила надежность и свела необходимость обкатки двигателя к минимуму. Устанавливался ВАЗ 21083 на те же Лада 2108, 2109, 21099. Этот же двигатель с минимальными доработками стал первым двигателем десятой серии, выпускался с индексом 2110.

Устройство, характеристики и особенности обслуживания двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083:

1. Коленчатый вал; 2. Крышка первою коренного подшипника; 3. Шкив привода распределительного вала; 4. Шкив привода генератора; 5. Передний сальник коленчатого вала; 6. Масляный насос; 7. Шатун; 8. Передняя защитная крышка зубчатого ремня; 9. Поршень; 10. Впускной клапан; 11. Выпускной клапан; 12. Ремень привода распределительного вала; 13. Шкив распределительного вала; 14. Задняя защитная крышка зубчатого ремня; 15. Сальник распределительного вала; 16. Передний корпус подшипников распределительного вала: 17. Распределительный вал; 18. Сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 19. Крышка головки цилиндров; 20. Крышка маслоотделителя; 21. Задний корпус подшипников распределительного вала; 22. Эксцентрик привода топливного насоса; 23. Датчик-распределитель зажигания; 24. Корпус вспомогательных агрегатов; 25. Отводящий патрубок рубашки охлаждения; 26. Свеча зажигания; 27. Головка цилиндров; 28. Блок цилиндров; 29. Держатель с задним сальником коленчатого вала: 30. Маховик: 31. Кронштейн с опорой передней подвески двигателя; 32. Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач и сцеплением); 33. Кронштейн с опорой левой подвески двигателя; 34. Кронштейн с опорой задней подвески двигателя; 35. Опора передней подвески двигателя; 36. Кронштейн передней подвески двигателя; 37. Масляный картер; 38. Указатель уровня масла; 39. Пробка отверстия для слива масла из картера; 40. Кронштейн левой подвески двигателя; 41. Опора левой подвески двигателя; 42. Кронштейн задней подвески двигателя; 43. Опора задней подвески двигателя.

1. Приемник масляного насоса; 2. Масляный картер; 3. Масляный фильтр: 4. Блок цилиндров: 5. Выпускной коллектор; 6. Впускной трубопровод; 7. Подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 8. Теплоизолирующий экран карбюратора; 9. Термостат; 10. Топливный насос; 11. Крышка маслозаливной горловины; 12. Крышка головки цилиндров; 13. Передний корпус подшипников распределительного вала; 14. Распределительный вал; 15. Головка цилиндров; 16. Свеча зажигания; 17. Прокладка головки цилиндров; 18. Поршень; 19. Поршневой палец; 20. Шатун; 21. Вкладыш шатунного подшипника коленчатого вала; 22. Крышка шатуна; 23. Коленчатый вал; 24. Маслоотражательный колпачок; 25. Толкатель; 26. Сухарь клапана; 27. Тарелка пружин; 28. Регулировочная шайба; 29. Внутренняя пружина клапана; 30. Наружная пружина клапана; 31. Опорная шайба пружин; 32. Стопорное кольцо; 33. Направляющая втулка клапана; 34. Седло клапана; 35. Впускной клапан; 36. А.Зазор в механизме привода клапанов на холодном двигателе: 0,2 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных; 37. В.Диаграмма фаз газораспределения; 38. 1.Впуск горючей смеси; 39. 11.Сжатие; 40. III.Рабочий ход; 41. IV.Выпуск.

Характеристики двигателя ВАЗ 2108:

Таблица 1. Характеристики двигателя ВАЗ 2108
Объем / Привод ГРМ Мощность / Крутящий момент Система питания / Тип топлива Экологические нормы
1289 см. куб / Ременной 64 л.с. / 95 Н·м Карбюратор / Бензин АИ-92

Таблица 1.1. Характеристики двигателя ВАЗ 2108
Тип / Кол-во цилиндров / Клапанов Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия топливной смеси
Рядный / 4 / 8 76 мм 71 мм 9.9

Устанавливался на*: Лада 2108, Лада 2109, Лада 21099

Особенности обслуживания:

  • Масляное ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега, каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
  • Каждое ТО — проверка состояния ремня ГРМ на холодном двигателе;
  • Регулировка зазора клапанов каждые 45 — 60 т.км;
  • Каждые 45 — 60 т.км. (или при необходимости, при троении) — проверка работоспособности компонентов системы зажигания, проверка работоспособности трамблера и состояния высоковольтных проводов;
  • Каждые 60 — 90 т.км. — проверка работоспособности термостата, проверка патрубков системы охлаждения, проверка целостности прокладки клапанной крышки;
  • Каждые 90 т.км. — замена ремня генератора и охлаждающей жидкости, чистка жиклеров карбюратора, настройка карбюратора типа Солекс (может потребоваться гораздо раньше), проверка всех сальников двигателя на предмет течей;
  • Замена ремня ГРМ каждые 180 т.км или раз в пять лет (что наступит ранее).

Характеристики двигателя ВАЗ 21081:

Таблица 2. Характеристики двигателя ВАЗ 21081
Объем / Привод ГРМ Мощность / Крутящий момент Система питания / Тип топлива Экологические нормы
1100 см. куб / Ременной 54 л.с. / 79 Н·м Карбюратор / Бензин АИ-92

Таблица 2.1. Характеристики двигателя ВАЗ 21081
Тип / Кол-во цилиндров / Клапанов Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия топливной смеси
Рядный / 4 / 8 76 мм 60.6 мм 9.9

Устанавливался на*: Лада 2108, Лада 2109, Лада 21099

Особенности обслуживания:

  • Масляное ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега, каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
  • Каждое ТО — проверка состояния ремня ГРМ на холодном двигателе;
  • Регулировка зазора клапанов каждые 45 — 60 т.км;
  • Каждые 45 — 60 т.км. (или при необходимости, при троении) — проверка работоспособности компонентов системы зажигания, проверка работоспособности трамблера и состояния высоковольтных проводов;
  • Каждые 60 — 90 т.км. — проверка работоспособности термостата, проверка патрубков системы охлаждения, проверка целостности прокладки клапанной крышки;
  • Каждые 90 т.км. — замена ремня генератора и охлаждающей жидкости, чистка жиклеров карбюратора, настройка карбюратора типа Солекс (может потребоваться гораздо раньше), проверка всех сальников двигателя на предмет течей;
  • Замена ремня ГРМ каждые 180 т.км или раз в пять лет (что наступит ранее).

1 — шкив привода генератора; 2 – масляный насос; 3 – ремень привода механизма газораспределения; 4 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 5 – передняя крышка привода механизма газораспределения; 6 – натяжной ролик; 7 – зубчатый шкив распределительного вала; 8 – задняя крышка привода распределительного вала; 9 – сальник распределительного вала; 10 – крышка головки блока цилиндров; 11 – распределительный вал; 12 – передняя крышка подшипников распределительного вала; 13 – толкатель; 14 – направляющая втулка клапана; 15 – сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 16 – выпускной клапан; 17 – впускной клапан; 18 – задняя крышка подшипников распределительного вала; 19 – топливный насос; 20 – корпус вспомогательных агрегатов; 21 – датчик-распределитель зажигания; 22 – отводящий патрубок рубашки охлаждения; 23 – головка блока цилиндров; 24 – свеча зажигания; 25 – шланг вентиляции картера; 26 – маховик; 27 – держатель заднего сальника коленчатого вала; 28 – задний сальник коленчатого вала; 29 – блок цилиндров; 30 – поддон картера; 31 – указатель уровня масла (масляный щуп); 32 – коленчатый вал; 33 – поршень; 34 – крышка шатуна; 35 – шатун; 36 – крышка коренного подшипника коленчатого вала; 37 – передний сальник коленчатого вала; 38 – зубчатый шкив коленчатого вала.

1 – пробка сливного отверстия поддона картера; 2 – поддон картера; 3 – масляный фильтр; 4 – насос охлаждающей жидкости; 5 – выпускной коллектор; 6 – впускной коллектор; 7 – карбюратор; 8 – топливный насос; 9 – крышка головки блока цилиндров; 10 – крышка подшипников распределительного вала; 11 – распределительный вал; 12 – шланг вентиляции картера; 13 – регулировочная шайба клапана; 14 – толкатель; 15 – сухари клапана; 16 – пружины клапана; 17 – маслоотражательный колпачок; 18 – направляющая втулка клапана; 19 – клапан; 20 – головка блока цилиндров; 21 – свеча зажигания; 22 – поршень; 23 – компрессионные поршневые кольца; 24 – маслосъемное кольцо; 25 – поршневой палец; 26 – блок цилиндров; 27 – шатун; 28 – коленчатый вал; 29 – крышка шатуна; 30 – указатель уровня масла; 31 – маслоприемник.

Характеристики двигателя ВАЗ 21083:

Таблица 3. Характеристики двигателя ВАЗ 21083
Объем / Привод ГРМ Мощность / Крутящий момент Система питания / Тип топлива Экологические нормы
1499 см. куб / Ременной 73 л.с. / 106 Н·м Карбюратор / Бензин АИ-92

Таблица 3.1. Характеристики двигателя ВАЗ 21083
Тип / Кол-во цилиндров / Клапанов Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия топливной смеси
Рядный / 4 / 8 82 мм 71 мм 9.9

Устанавливался на*: Лада 2108, Лада 2109, Лада 21099

Особенности обслуживания:

  • Масляное ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега, каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
  • Каждое ТО — проверка состояния ремня ГРМ на холодном двигателе;
  • Регулировка зазора клапанов каждые 45 — 60 т.км;
  • Каждые 45 — 60 т.км. (или при необходимости, при троении) — проверка работоспособности компонентов системы зажигания, проверка работоспособности трамблера и состояния высоковольтных проводов;
  • Каждые 60 — 90 т.км. — проверка работоспособности термостата, проверка патрубков системы охлаждения, проверка целостности прокладки клапанной крышки;
  • Каждые 90 т.км. — замена ремня генератора и охлаждающей жидкости, чистка жиклеров карбюратора, настройка карбюратора типа Солекс (может потребоваться гораздо раньше), проверка всех сальников двигателя на предмет течей;
  • Замена ремня ГРМ каждые 180 т.км или раз в пять лет (что наступит ранее).

Масло для двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083

ESSO Ultron 5W-40 / 141888

Motul 300V 4T Factory Line Road Racing 10W-40 / 104121

Как устроен мотор ваз 2108-09, 2110-14

Автомобиль ВАЗ-2109 комплектовался тремя силовыми агрегатами объемом 1,1, 1,3 или 1,5 литра. За исключением рабочего объема и, соответственно, высоты, моторы «девятки» в остальном не отличаются друг от друга. Изначально все устанавливаемые двигатели были карбюраторными, и лишь в начале двухтысячных годов производитель стал комплектовать машины впрысковыми моторами. Ниже будет рассмотрено устройство двигателя «девятки» на примере 1,5-литрового инжекторного мотора ВАЗ-2111, он также устанавливался на ВАЗ-2110 и 2114 ранних годов выпуска.

Итак, «сердце» автомобиля ВАЗ-2109 –четырехтактный четырехцилиндровый восьмиклапанный «атмосферник», работающий на бензине, с верхним расположением распредвала. В отличие от заднеприводных ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103, у переднеприводных моделей 2109, 2110, 2114 и остальных мотор располагается поперечно. Цилиндры нумеруются от шкива коленвала, порядок их работы 1-3-4-2. Электронное управление осуществляется контроллером «Январь», Bosch или GM.

  1. Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателя
  2. Коленвал
  3. Поршневая группа
  4. Устройство головки блока и ГРМ
  5. Смазывание деталей

Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателя

Устройство блока цилиндров двигателя ВАЗ-2111 идентичен блоку 21083. Отлит он из чугуна, диаметр цилиндров составляет 82 мм, в случае замены поршневой группы его можно увеличить на:

  • 0,4 при первом ремонте;
  • 0,8 при втором.

Коленвал

Коленчатый вал размещается внизу блока и вращается на пяти коренных подшипниках, имеющих съемные крышки, крепление которых к блоку осуществляется болтами. Крышки невзаимозаменяемы и маркируются рисками на внешней стороне. Средняя опора коренного подшипника имеет гнезда, в которые устанавливаются опорные полукольца, исключающие осевое смещение коленвала. Переднее полукольцо изготавливается из сплава стали и алюминия, заднее – из металлокерамики. При появлении люфта коленчатого вала полукольца подлежат замене.

Вкладыши подшипников – опорных и шатунных – тонкостенные, выполнены из сталеалюминиевого сплава. На внутренней стороне всех верхних коренных вкладышей, за исключением вкладыша третьей опоры, имеются канавки.

Устройство кривошипа (коленвала двигателя) следующее: он чугунный, имеет четыре шатунных и пять коренных шеек. Заодно с валом отлиты восемь противовесов. Внутри вала просверлены каналы, закрытые заглушками и имеющие двойное назначение:

  1. по ним подается масло у шатунным шейкам от коренных;
  2. они очищают масло, поскольку центробежной силой к заглушкам отбрасываются все механические примеси, не задержанные фильтром.

Последнее обстоятельство необходимо учитывать при капремонте двигателя, и при снятии коленвала, а особенно при балансировке нужно прочищать каналы от накопившихся отложений. Заглушки после прочистки заменяются на новые.

К передней части коленвала крепится шкив привода распредвала, а к нему – приводной шкив генератора, который работает еще и как демпфирующее устройство, благодаря упругому элементу между внешней и внутренней частями шкива. К заднему концу при помощи шести болтов крепится чугунный маховик. У него имеется зубчатый венец, предназначенный для запуска мотора при помощи стартера. Помимо этого, на его поверхности есть конусная лунка-метка, предназначенная для определения ВМТ после того, как двигатель собран.

Поршневая группа

Шатуны изготавливаются из стали, имеют двухтавровое сечение. Крышки обрабатываются вместе с шатунами, и потому не являются взаимозаменяемыми. На них и на шатунах штампуется номер цилиндра.

Поршневые пальцы представляют собой стальные трубки. Они свободно плавают в бобышках поршней, в которых фиксируются при помощи стопорных колец.

Устройство поршней: поршни выполнены из алюминиевого сплава, имеют три канавки в верхней части под поршневые кольца. Комплект колец для каждого поршня состоит из двух компрессионных и одного маслосъемного. Компрессионные кольца не позволяют газам попасть в картер двигателя, а маслосъемное удаляет масло со стенок цилиндра и отводит его к бобышкам для смазывания поршневого пальца.

Немного ниже располагаются отверстия для поршневого пальца (бобышки). В днище поршня имеется выточка, предназначенная для предотвращения загиба клапанов в случае обрыва приводного ремня ГРМ. У ВАЗ-2109 с объемом двигателя 1,3 литра оно плоское, поэтому обрыв ремня неизбежно приводил к выходу из строя всей поршневой группы и механизма газораспределения, и как следствие, к дорогостоящему ремонту.

Устройство головки блока и ГРМ

Головка блока (ГБЦ) у всех переднеприводных авто семейства ВАЗ, будь то 2109, 2110 или 2114 одна, общая для всех цилиндров. Они монтируется к блоку при помощи десяти винтов. При монтаже под нее подкладывается металлическая прокладка. Данная прокладка предназначена для одноразового применения, и повторно ее использовать нельзя. В верхней части ГБЦ имеется пять опор распредвала.

Распределительный вал двигателя автомобиля ВАЗ-2109, имеет индекс 21083. На некоторые двигатели устанавливаются валы 2110 или 2111, их устройство несколько отличается от 21083, что позволяет получить прирост мощности мотора. Отливается вал из чугуна, на нем расположены пять опор и восемь кулачков, открывающих клапаны. В действие он приводится с помощью зубчатого ремня от шкива коленвала. Правильно установить валы относительно друг друга можно при помощи установочного выступа на задней крышке ремня ГРМ и меток на приводных шестернях и маховике.

В ГБЦ запрессованы седла, а та же направляющие втулки клапанов. На внутренней стороне втулок имеются канавки для подвода смазки, сверху втулки закрываются маслоотражательными колпачками.

Клапаны изготавливаются из стали, причем головка впускного – из жаропрочной. Монтируются они наклонно в один ряд. Впускной клапан большего диаметра чем выпускной. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются при помощи регулировочных шайб, обладающих повышенной износостойкостью.

Толкатели представляют собой металлические стаканчики, движущиеся в отверстиях ГБЦ. Для улучшения износоустойчивости поверхность, соприкасающаяся с торцами стержней клапанов, цементируется.

Смазывание деталей

Устройство смазки двигателя автомобиля ВАЗ-2109 (2110) комбинированное. К коренным и шатунным подшипникам, а также к опорам распредвала масло подается под давлением, цилиндры, поршни, пальцы и кольца, кулачки распредвала и толкатели смазываются разбрызгиванием, ко всем остальным сопряженным деталям смазка подается самотеком.

Спереди блока установлен масляный насос шестеренчатого типа с перепускным клапаном. Маслоприемник монтируется при помощи болтов на крышку второго коренного подшипника и корпус насоса. Маслофильтр неразборный, имеет перепускной и противодренажный клапаны. Подробно устройство системы смазки и других систем двигателя рассмотрено в отдельных статьях.
» alt=»»>
Вентиляция картера производится принудительно, газы отводятся через маслоотделитель.

Апгрейд двигателя ВАЗ 2109

Переднеприводный хетчбэк ВАЗ 2109 выпускался с 1986 по 2011 год и оснащался 5-ю различными силовыми агрегатами. Как такового двигателя ВАЗ 2109 в природе никогда не существовало. На девятку ставились моторы под следующими индексами:

  1. 21081.
  2. 2108.
  3. 21083.
  4. 2111-80.
  5. 11183-20.

Первые 2 модификации устанавливались на автомобиль с 1987 по 1997 год и были оснащены карбюраторной системой подачи топлива. Оба они имели неприятную особенность, заключавшуюся в том, что при обрыве ремня привода газораспределительного механизма поршни этих моторов встречались с клапанами и гнули их.

Двигатель 21083 также был карбюраторным. Это основной силовой агрегат, устанавливавшийся на ВАЗ 2109. Разработан он был в 1987 году, по итогам опыта эксплуатации автомобиля в суровых отечественных условиях. Главным его отличием от предыдущих моторов стало то, что при обрыве ремня ГРМ поршни не гнули клапаны.

Двигатель 2111-80 — это тот же 21083, только оснащенный распределенным впрыском топлива. Вначале его устанавливали только на экспортные модификации, однако с 1998 года он стал доступен и на внутреннем рынке. Мотор 11183-20 — глубокая модернизация двигателя 2111.

Характеристики силовых агрегатов

Мотор ВАЗ 2108 разрабатывался специально для семейства «Спутник». Предполагалось, что именно он станет базовым для разработки последующих силовых агрегатов для перспективных моделей Волжского автозавода. Однако сразу после запуска в серию стало ясно, что он слишком слабый. Характеристики двигателя 2108:

  • блок цилиндров — чугунный, рядный;
  • число цилиндров — 4;
  • диаметр цилиндра — 76 мм;
  • ход поршней — 71 мм;
  • ГБЦ — алюминиевая, 8-клапанная, с ременным приводом распредвала;
  • объем двигателя — 1,3 литра;
  • мощность — 64 л.с.

С таким скромным двигателем автомобиль ВАЗ 2109 разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд. Мотор 21081 был аналогичен базовому силовому агрегату, однако он имел более низкий блок, из-за чего ход поршней уменьшился до 60,6 мм. Соответственно, уменьшился и рабочий объем — до 1,1 литра, а мощность упала на целых 10 л.с.

После неудачи с первыми силовыми агрегатами конструкторы создали новый мотор под индексом 21083. Он имел измененный блок цилиндров с новой шатунно-поршневой группой. Вот его характеристики:

  • блок цилиндров — чугунный, рядный;
  • число цилиндров — 4;
  • диаметр цилиндра — 82 мм;
  • ход поршней — 71 мм;
  • ГБЦ — алюминиевая, 8-клапанная, с ременным приводом ГРМ;
  • объем двигателя — 1,5 литра;
  • мощность — 69 л.с.

Несмотря на то что мощность нового силового агрегата увеличилась всего на 7,5%, крутящий момент возрос на 12,5%, что улучшило динамику разгона на 1 секунду и довело максимальную скорость хетчбэка до 155 км/ч.

В начале 90-х годов прошлого века была произведена небольшая модернизация двигателя 21083, в ходе которой на прежний блок установили измененную ГБЦ и поставили инжектор. Модернизированному двигателю был присвоен индекс 2111-80. За счет установки инжектора число лошадиных сил возросло до 72-х, а крутящий момент вырос на 12% и составил 118 Нм. Благодаря этому скорость автомобиля превысила 160 км/ч, а разгон до сотни занимал всего 14 секунд. С 2006 года на ВАЗ 2109 устанавливался двигатель от «Калины», имеющий следующие характеристики:

  • блок цилиндров — чугунный, рядный;
  • число цилиндров — 4;
  • диаметр цилиндра — 82 мм;
  • ход поршней — 75,6 мм;
  • ГБЦ — алюминиевая, 8-клапанная, с ременным приводом ГРМ;
  • объем двигателя — 1,6 литра;
  • мощность — 81 л.с.

Вернуться к оглавлению

Основные неисправности

Практически все поломки двигателя ВАЗ 2109, какого бы типа он ни был, связаны с неисправностями 3-х систем:

  1. Системы смазки.
  2. Системы охлаждения.
  3. Системы газораспределения.

В тех случаях, когда неисправна система смазки, моторное масло плохо смазывает трущиеся детали, из-за этого они быстро изнашиваются, на их поверхности появляются задиры и возникает стук в двигателе. Любой стук в двигателе ВАЗ 2109 — это очень плохой признак, особенно когда он идет снизу. Если стучат коренные или шатунные подшипники, то необходимо немедленно остановиться и ехать в сервис на буксире, поскольку иначе двигатель может попросту заклинить. Если источник стука расположен в ГБЦ, то в сервис можно ехать самостоятельно, на низких оборотах.

При неисправностях системы охлаждения силовой агрегат перегревается, в результате чего прогорает прокладка ГБЦ и клапаны, искривляется головка блока и залегают поршневые кольца. При сильном перегреве блок может попросту заклинить. Основной неисправностью механизма газораспределения является обрыв приводного ремня. Поскольку на 1,1- и 1,3-литровых двигателях обрыв ремня ГРМ приводит к загибу клапанов и капитальному ремонту головки, его нужно менять через каждые 30-60 тысяч километров пробега, невзирая на состояние. Такой ремонт осуществляется очень просто:

    1. Вначале откручивается защита двигателя.
    2. Затем снимается ремень генератора.
    3. После этого откручиваются 3 болта и снимается передняя крышка привода ГРМ.
    4. Далее метка на шкиве распредвала совмещается с меткой на задней крышке привода.
    5. После этого откручивается гайка и снимается шкив коленвала.
    6. Затем ослабляется гайка, крепящая натяжной ролик. Он отодвигается в сторонку, и зубчатый приводной ремень аккуратно снимается сначала со шкива распредвала, а потом и со всех других шкивов.

  1. Новый ремень надевается сначала на звездочку коленвала, затем на шкив распредвала и только потом на шестеренку помпы и натяжной ролик.
  2. После этого прикручивается шкив коленвала и ремень натягивается поворачиванием ролика и затяжкой его гайки.

Стандартный тюнинг силового агрегата ВАЗ 2109 карбюратор заключается в установке инжектора. А на инжекторные моторы можно установить облегченные шатуны, поршни и коленвал с маховиком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×