1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем заправляют газотурбинные двигатели танков

Современные газотурбинные двигатели для автомобилей.

Лекция. 12. Гидравлические и газовые турбины.

Гидравлические турбины.

Газовые турбины, используемых в газотурбинных установках и газотурбинных двигателях.

Газовые турбины в настоящее время используют в качестве стационарных установок и особенно широко распространены в авиации. Большие экспериментальные работы ведутся сейчас и в области создания газотурбинных двигателей для автомобилей, тракторов и танков.

Основными агрегатными газотурбинных установок ( рис. 2, а) является компрессор, камера сгорания и турбина. Рабочим телом в газовой турбине является газ с температурой 750-900 °С.

Сгорание топлива может происходить или при постоянном объеме, или при постоянном давлении. В настоящее время используются газотурбинные установки со сгоранием горючего при постоянном давлении, как наиболее легко выполнимые конструктивно и надежно работающие. По направлению потока газов турбины делят на осевые и радиальные. Основное отличие радиальной турбины от осевой заключается в расположении лопаток, а отсюда и направление движении движения газов . У осевой турбины лопатки расположены на ободе диска радиально, а газы движутся вдоль оси вращения диска. У радиальной турбины лопатки расположены перпендикулярно диску, а газы движутся от обода к центру диска (центростремительная турбина) или от центра к ободу колеса (центробежная турбина).

Радиальная турбина по сравнению с осевой имеет ряд преимуществ:

— в ней конструктивно легче выполнить рабочие лопатки и осуществить их охлаждение;

— при задачной прочности материала она может работать с более высокими окружными скоростями;

— меньше потери газа в рабочем колесе.

По принципу действия турбины бывают активные и реактивные. Принципиальная схема устройства и работы обоих типов турбин показан на рис. 28.

В активной турбине ( рис. 28, а ) расширение газа, снижение его давления м, как следствие, увеличение скорости газа происходят в неподвижных сплавах. Давление газа на входе и выходе из турбины остается постоянным. В результате движения газов по криволинейной поверхности лопатки с большой скоростью возникает центробежная сила ( Ракт ), которая давит на лопатки колеса с направлением его вращения.

В реактивной турбине (рис. 28,б ) увеличение скорости происходит в сужающемся канале между лопатками. Разное давление по длине лопатки вызывает появление реактивной силы (Рреакт). Одновременно за счет движения газа по искривленной поверхности лопатки возникает центробежная сила (Ракт). Равнодействующая этих сил (Рдвиж) и заставляет колесо турбины вращаться.

Турбины также могут быть одно- и многоступенчатыми. Ступенью турбины считается комплект, состоящий из ряда направляющих сопел и диска с лопатками. В многоступенчатой турбине скорость вращения колес ниже, чем одноступенчатой. Поэтому возможно использование газа с высоким давлением. За счет этого достигается большая экономичность работы. В автомобильных газотурбинных двигателях ввиду сравнительно небольших мощностей применяются одноступенчатые турбины.

Современные газотурбинные двигатели для автомобилей.

В настоящее время уже созданы опытные образцы автомобильных газотурбинных двигателей. Научно- исследовательским автомобильным автомоторным институтом (НАМИ) изготовлен и испытан отечественный газотурбинный двигатель « ТурбоНАМИ-053» мощностью 350 л.с.

Этот двигатель был установлен на автобусе ЗИЛ-127 вместо двигателя ЯАЗ-206. он оказался в 2 раза легче, а его мощность на 170 л.с. выше при тех же габаритных размерах. Средние скорости движения автобуса при испытаниях составили 80-100 км/час, а максимальная 130 км/час. При испытаниях двигатель одинаково безотказно и бездымно работал на дизельном топливе, так и на керосине.

Конструктивная схема двигателя «ТурбоНАМИ-053» показана на рис. 29.

Двигатель состоит из двух основных агрегатов: турбокомпрессора и турборедуктора.

Турбокомпрессор составляют центробежный компрессор 1, турбина 3 привода компрессора и шесть камер сгорания 2.

На номинальном режиме вал турбокомпрессора делает 23 000 об/мин, а компрессор сжимает воздух до давления 3,5 кг/см 2 .

Турборедуктор состоит из тяговой турбины 4 и редуктора 5, понижающего обороты вала тяговой турбины с 16 000 до 3 000 об/мин. Благодаря редуктору крутящий момент турбины увеличивается в пять с лишним раз. Кроме того, при полной остановке турбины под нагрузкой момент на её валу автоматически возрастает в 2 раза. В связи с этим упрощается силовая передача ( трансмиссия ) автомобиля. Так, у опытного автобуса коробка передач имела только две передачи вперед и одну назад.

Нет необходимости и в постановке сцепления, так как при малых передачах горючего тяговое усилие на колесах автомобиля незначительно. Вследствие этого управление автомобилем с газотурбинным двигателем значительно упрощается и сводится к пользованию педалью подачи горючего и тормозами.

Газотурбинные автомобильные двигатели по сравнению с поршневыми двигателями внутреннего сгорания обладают рядом ценных преимуществ:

— они имеют более высокий коэффициент приспособленности;

— размер и вес газотурбинного двигателя в 1,5-2 раза меньше, чем у поршневого, при значительно большей мощности;

— полностью уравновешены от сил инерции и их моментов;

— нетребовательны к горючему, могут работать на различных горючих (например, на керосине и дизельном топливе) ;

-легко запускаются в любых климатических условиях.

К недостаткам газотурбинных двигателей следует отнести повышенный удельный расход горючего по сравнению с дизелями и пониженную износостойкость.

Опытный танк Т-54 с газотурбинным двигателем ГТД-3Т (СССР)

Опытный танк Т-54 с газотурбинным двигателем ГТД-3Т (СССР)

Танк Т-54 с газотурбинным двигателем ГТД-3Т представлял собой экспериментальный танк на котором была проведена ОКР по исследованию работы ГТД в танке и динамических свойств среднего танка с ГТД. В рамках данной ОКР распоряжением СМ СССР от 24 января 1961 г. ОКБ-29 в Омске обязывалось поставить ВИИИ-100 три газотурбинных двигателя ГТД-750, разработанных для вертолета КА-25, и оказать помощь в приспособлении их для установки в танк. На основании данного распоряжения СМ СССР в ГКОТ был разработан план совместной работы ВНИИ-100, Уралвагонзавода, НИИД и ОКБ-29 по созданию опытного газотурбинного двигателя ГТД-3Т для танка. Во второй половине 1962 г. к работам по установке ГТД в средний танк вместо Уралвагонзавода был привлечен завод № 174 в Омске.

По результатам проведенных работ были выявлены условия работы ГТД в танке, особенности эксплуатации танка с ГТД и определены динамические характеристики среднего танка с ГТД. В феврале 1963 г. ОКБ-29 изготовило и в марте 1963 г. передало ВНИИ-100 газотурбинный двигатель ГТД-ЗТ-02 для проведения его всесторонних стендовых испытаний. В феврале 1963 г. ОКБ-29 было реорганизовано в ОКБ-20. В мае 1963 г. после 100-ч стендовых испытаний ОКБ-20 передало ГТД-3Т-03 для установки его в танк. Летом-осенью 1963 г. ВНИИ-100 совместно с заводом 174 произвели переделку серийного танка Т-54 под установку ГТД. В IV квартале 1963 г. во ВНИИ-100 были проведены объектовые и ходовые испытания первого в СССР экспериментального ганка с ГТД. В январе-марте 1964 г. были проведены испытания по определению разгонных характеристик танка с механической трансмиссией, а в октябре — исследованы разгонные характеристики экспериментального танка с гидромеханической трансмиссией.

Полученный опыт проектирования и результаты стендовых и объектовых испытаний были использованы при разработке танков «Объект 167Т», «Объект 166ТМ» и «Объект 003», оснащенных силовой установкой с ГТД. Экспериментальный танк Т-54 с газотурбинным двигателем ГТД-3Т отличался от серийного танка Т-54 только компоновкой МТО, коренная переделка которого была вызвана отличием ГТД от поршневого двигателя по характеристикам, эксплуатационным качествам и габаритам. В остальном экспериментальная машина (корпус, башня, вооружение, ходовая часть, электрооборудование, средства связи) практически ничем не отличалась от серийной. Использование некоторых агрегатов трансмиссии (от танка Т-54 и истребителя танков «Объект 150») определило поперечное расположение двигателя ГТД-3Т в экспериментальном танке. По сравнению с расположением дизеля В-54 газотурбинный двигатель ГТД-3Т был смещен в сторону моторной перегородки на 140 мм. Выхлопной патрубок ГТД был перекрыт корпусом башни. Это обстоятельство привело к необходимости поворота выпускной улитки относительно его вертикальной ocи на 30° в сторону кормы машины и удалению средней группы топливных баков серийного танка. Длина двигателя ГТД-3Т с редуктором составляла 1809 мм.

Газотурбинный двигатель ГТД-3Т мощностью 515 кВт (700 л.с.) с удельным расходом топлива 448 г/кВт — ч (330 г/л.с. • ч) был спроектирован ОКБ-29 (главный конструктор В.А. Глушенков) на базе вертолетного двигателя ГТД-750. Он представлял собой двухвальный ГТД с осецентробежным компрессором (6 ступеней осевых и одна центробежная) и двухступенчатыми осевыми (силовой и компрессорной) турбинами. Двигатель имел цилиндрический двухрядный понижающий редуктор. Передаточное число редуктора i=5,663. При работе двигателя с ГМТ за счет пары съемных шестерен передаточное число редуктора могло быть изменено на i= 4,921. Для исключения кратковременного увеличения частоты вращения силовой трбины в конструкции двигателя был предусмотрен перепуск газа после компрессорной турбины в атмосферу, минуя силовую турбину. Это осуществлялось с помощью заслонок перепуска газа при работе двигателя на режимах малого или малого маневренного газа («холостой ход») и при отпускании педали подачи топлива во время движения. Управление заслонками перепуска газа осуществлялось механиком-водителем с помощью педали подачи топлива («педали газа»).

В системе воздухоочистки и пылеудаления с коэффициентом пропуска пыли 3% был применен циклонный воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из бункера. Воздухоочиститель обеспечивал очистку воздуха, поступавшего в двигатель ГТД-3Т. Из условий компоновки МТО серийного танка для снижения сопротивления трассы, подводившей воздух к двигателю, воздухоочиститель был установлен снаружи танка на левой надгусеничной полке. В топливной системе имелось две группы топливных баков — внутренняя и наружная. Внутренние баки располагались в носовой части танка справа от рабочего места механика-водителя. Наружные баки — на левой и правой надгусеничных полках. Общая емкость наружных топливных баков составляла 400 л. Подача реактивного топлива марки ТС-1 из баков к двигателю осуществлялась с помощью подкачивающего насоса коловратного типа. Расход топлива на километр пути в среднем был в 2,5-2,8 раза больще, чем у серийного танка. Число переключений передач в одинаковых дорожных условиях у танка с ГТД в 3,6 раза было меньще, чем у серийного танка. Выпуск отработавших газов двигателя осуществлялся через выхлопной патрубок в передней части МТО у правого борта и был направлен вверх под углом 45°.

В МТО была применена вентиляторная система охлаждения незамкнутого типа (отвод тепла от коробки передач и от наружных поверхностей ГТД-3Т осуществлялся непосредственным обдувом их потоком воздуха системы охлаждения). Одноступенчатый осевой вентилятор приводился во вращение от вала турбокомпрессора ГТД через карданный привод. Система смазки была выполнена в двух вариантах: для МТО с механической трансмиссией и МТО с гидромеханической трансмиссией. Принципиальное отличие второго варианта системы смазки от первого заключалось в наличии двух контуров циркуляции масла, связанных с масляными магистралями двигателя и гидромеханической коробки передач. В системе смазки при установке механической коробки передач применялся один контур циркуляции масла, связанный только с масляной магистралью двигателя. Пуск двигателя осуществлялся стартером СТ-1ПТ. В условиях низких температур (-22°С) время подготовки к пуску и пуск двигателя составлял 7 мин. (для танка с дизелем В-54 этот показатель составлял 39 мин.).

Особенностью экспериментального танка являлось то, что в МТО можно было устанавливать два типа трансмиссии — механическую и гидромеханическую. В качестве механической трансмиссии была применена трансмиссия серийного танка Т-54 с пятиступенчатой коробкой передач. Гидромеханическая трансмиссия танка состояла из гидромеханической коробки передач истребителя танков «Объект 150» с комплексной гидропередачей ГТК-111с, переделанной из трехступенчатой в двухступенчатую. ПМП, бортовые редукторы и приводы управления движением танка остались такими же, как на танке Т-54. Источником электроэнергии при работающем двигателе являлся авиационный генератор ГСК-1500 с клиноременным приводом от коробки передач танка. В отделении управления был установлен щиток контрольно-измерительных приборов адаптированный под установку в танке ГТД.

Танк Т-54 с газотурбинным двигателем ГТД-3Т
Боевая масса — 33,5 т;
экипаж — 4 чел.;
оружие: пушка — 100 мм, 2 пулемета — 7,62 мм,
броня — противоснарядная;
мощность ГТД — 515 кВт (700 л.е.);
максимальная скорость — 50 км/ч.

Газотурбинный двигатель принцип работы

Газотурбинный двигатель: принцип работы и конструкция

Газотурбинный двигатель – это то, что в последнее время используется как энергетическая установка для машины.

И это связано не только с несомненными преимуществами данного агрегата.

Газотурбинный двигатель способен развить мощность, которая просто необходима некоторым автомобилям.

Конструкция

Благодаря тому, что у этого агрегата отсутствуют возвратно-поступательно двигающиеся части, а также тому, что его ротор обладает высокой частотой вращений, можно существенно уменьшить габаритные размеры и удельную массу этого двигателя (если сравнивать с дизелем). А это, в свою очередь, позволяет рассмотреть его как перспективный агрегат. Итак, чтобы создать газотурбинный двигатель своими руками (данным процессом интересуются многие – это реально, однако весьма трудно), нужно иметь турбины, камеру сгорания и компрессор. Также в его комплектацию входят стартер, масляный насос, регулятор частоты вращений и другое оборудование. Как правило, в автомобильных двигателях газотурбинного типа применяется центробежный одноступенчатый компрессор, при помощи которого давление воздуха увеличивается в 3,5 раза. Чтобы достичь указанного давления, нужно, чтобы компрессорное колесо вращалось с как можно большей скоростью. А она составляет около 420-450 метров в секунду.

Материалы

Для изготовления камеры сгорания чаще всего используется листовой жаростойкий материал. Газотурбинный двигатель в своей комплектации имеет осевую и центростремительную турбины. Они же состоят из рабочего колеса и соплового аппарата. Газ в осевой турбине, проходя по каналам, которые находятся в рабочем колесе, изменяет направление своего движения. При этом оказывается давление на лопатки. Благодаря этому образуется сила, которая приводит во вращение рабочее колесо.

Газотурбинный двигатель: принцип работы устройства

Компрессорный вал при помощи стартера приводится в движение. Пусковая частота вращения составляет 2530% от номинальной. Сжатый воздух подается компрессором в камеру сгорания, а в неё через форсунку нагнетается топливо с помощью шестеренчатого насоса. После этого посредством электрической свечи накаливания поджигается горючее. И как только устойчивая зона горения образована, последующее горючее воспламеняется от соприкосновения с огнем, а отработанные газы затем уходят в атмосферу через выпускную трубу.

Отличительные свойства

Хочется отметить, что газотурбинный двигатель обладает еще и высочайшими пусковыми качествами. Несмотря на то, что его стартер имеет достаточно небольшую производительность, он может обеспечить пуск при абсолютно любой температуре внешней среды. Это очень хорошее качество.

И еще одно его существенное преимущество – достаточно малая токсичность газов, которые отрабатываются двигателем: она в 37 раз меньше тех, которые извергает дизель. Из этого можно сделать вывод, что такой двигатель еще и безопасен для окружающей среды.

Принцип работы газотурбинного двигателя

Газотурбинный двигатель (ГТД) представляет собой разновидность теплового двигателя, в конструкции которого имеются лопаточные машины. Особенностью работы является то, что превращение энергии горящего топлива в механическую работу происходит в нем непрерывно.

В ГТД составные части рабочего цикла, включающего сжатие воздуха, отвод теплоты к рабочему телу и расширение, разобщены между собой и протекают в разных местах.

Газотурбинный двигатель может быть использован в качестве теплового двигателя на газотурбовозах и самолетах.

Газотурбинный двигатель может работать на любом виде и сорте топлива (жидкое, твердое и газообразное).

На сегодняшний день известно много конструкций и схем ГТД, отличающихся друг от друга следующими параметрами:

• условиями сжигания топлива — с внутренним и внешним сжиганием;

• использованием рабочего тела в круговом процессе — разомкнутые и замкнутые системы;

• количеством валов — одновальные, двух- и многовальные.

Рис. 2. Принципиальная схема одновального газотурбинного двигателя:

1 — корпус газовой турбины; 2 — рабочее колесо газовой турбины; 3 — топливный насос; 4 — свободный вал; 5— воздушный компрессор; 6 — воздухозаборное устройство воздушного компрессора; 7— электрическая свеча зажигания; 8— камера сгорания; 9 — направляющий аппарат; 10 — газоотвод; II — потребитель мощности; 12 — пусковой двигатель

В установках СПГГ обычно используется низкосортное топливо. Турбина работает на газе с относительно невысокой температурой (500. 600 °С), поэтому для изготовления лопаток может быть использован менее жаропрочный материал. КПД таких установок достигает 35 %, однако они имеют увеличенную массу и габариты по сравнению с дизелями с газотурбинным наддувом.

Экономичность работы ГГД можно улучшить за счет повышения температуры газов перед турбиной, использования многовальных систем, применения регенерации и утилизации теплоты уходящих газов (например, для отопления и кондиционирования воздуха в вагонах), применения промежуточного охлаждения воздуха при сжатии и промежуточного подвода теплоты к газу при его расширении. Обеспечение этих мероприятий требует применения жаропрочных сталей для лопаток турбины, использования металлокерамических материалов, воздушного охлаждения части турбины. При этом КГТД действующих установок повышается до 33. 40 %.

Существуют проектные разработки и попытки создания локомотивных газотурбинных двигателей на твердом или пылевидном топливе.

Газотурбинная установка компактна, обладает малой массой на единицу мощности, не содержит деталей с возвратно-поступательным движением, которое приводит к более быстрому износу двигателя, отличается малыми затратами на содержание оборудования. Она может работать без потребления воды, в ней легко полная автоматизация процессов, имеется реальная возможность для сжигания в камере сгорания различных видов топлива, а также имеет относительно постоянный вращающий момент на валу отбора мощности.

Особенность ГТД, применяемых в авиации, является то, что энергия сгорания топлива преобразуется в энергию истечения газов, которые с большой скоростью через выпускную систему ГТД выбрасываются в атмосферу. Тяга при работе этих двигателей возникает за счет разности количеств движения (произведения массы на скорость), выходящего из выпускной системы газовоздушного потока и входящего в приемное устройство ГТД воздуха. Тяга направлена при этом в сторону, противоположную направлению истечения газов, т. е. является реактивной. Нетрудно представить себе, что для увеличения тяги реактивного двигателя необходимо увеличить разность количеств движения, т. е. на выходе из ГТД произведение массы на скорость должно значительно превышать такую же величину на входе. Решению этой задачи служат все элементы конструкции ГТД.

Существуют три типа газотурбинных двигателей: турбореактивные, турбореактивные двухконтурные и турбовинтовые. Рассмотрим принцип работы каждого типа двигателя.

Сфера использования газотурбинных двигателей

На сегодняшний день существует несколько различных видов двигателей, которые отличаются друг от друга по принципу работы. Один из них — газотурбинный двигатель. Он создан таким образом, что, переняв все ключевые достоинства бензиновых и дизельных поршневых двигателей, получил ряд неоспоримых преимуществ.

Газотурбинный двигатель, принцип работы которого заключается в проведении топлива через ряд турбинных лопастей, приводит их в движение с помощью расширяющегося газа. Он относится к моделям внутреннего сгорания. Газотурбинные двигатели делятся на одно- и двухвальные. Их КПД прямо пропорционален температуре сгорания топлива. Самые элементарные модели — одновальные, имеющие единственную турбину. Двухвальные не только сложнее в устройстве, но и способны выдерживать большие нагрузки.

Как правило, газотурбинные двигатели используются в грузовых автомобилях, кораблях и локомотивах. Производятся опыты по разработке таких механизмов для легковых автомобилей.

В настоящее время существует большое количество моделей таких двигателей, многие из которых значительно превосходят своих предшественников большей производительностью, меньшими размерами, габаритами и весом. Также газотурбинный двигатель является более безопасным и нейтральным для окружающей среды. Он производит меньше шума и вибрации, а также расходует намного меньше топлива. Это основные преимущества, которыми обладает газотурбинный двигатель.

Именно газотурбинные механизмы подарили человечеству множество современных возможностей. Без них не существовали бы трансконтинентальные перекачки газа и перелеты больших авиалайнеров на большие расстояния. Газотурбинный двигатель способен вырабатывать огромное количество энергии с минимальными затратами топливных ресурсов. Он представляет собой самую сложную технологическую конструкцию среди всех, что были разработаны за прошедший век.

Итак, газотурбинный двигатель являет собой одно из самых грандиозных открытий двадцатого века, благодаря которому человечество получило колоссальные возможности для совершенствования технологий. Особенно ценным вкладом данной разработки становится то, что она позволяет экономить топливные ресурсы и практически не несет вреда окружающей среде, что крайне важно в наше время глобальных экологических кризисов.

БМП с газотурбинным двигателем для Арктики

Минобороны определилось с тактико-техническими требованиями для перспективной боевой машины пехоты (БМП) с газотурбинным двигателем. Этими машинами будут оснащаться мотострелковые бригады в Заполярье. Информированный источник в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) Минобороны сообщил «Известиям», что первые эскизные проекты и конструкторская документация должны появиться в течение 2013 года.

«Работы по «Рыцарю» уже начались на «Курганмашзаводе». Газотурбинная БМП — принципиально новое изделие для нас, поэтому неизбежны сложности. А главная проблема — в создании малогабаритного газотурбинного двигателя. Во всем мире они существуют только в опытных экземплярах, а мы планируем для серийных машин», — сказал источник.

В газотурбинном двигателе продукты сгорания топлива вращают турбину, а не поршень, что увеличивает мощность, снижает шумность и вибрацию, а заодно повышает расход топлива из-за низкого по сравнению с поршневыми двигателями коэффициента полезного действия.

Перспективная БМП пока известна под шифром опытно-конструкторской работы «Рыцарь». По всей видимости, она будет габаритнее и тяжелее современных БМП-3 — более 20 т против 18,7 т. Двигатель создается в Калужском опытном бюро моторостроения. Собеседник пояснил, что газотурбинными двигателями оснащаются отечественные танки Т-80 и американские танки «Абрамс», однако для БМП они не подходят.

«БМП меньше размерами и легче танков, много места под двигатель и трансмиссию выделить нельзя, так как основное внимание уделяется отделению для перевозки личного состава. У калужан есть определенные успехи, разглашать которые рано», — продолжил офицер ГАБТУ.

По информации из оборонно-промышленного комплекса (ОПК), базовый двигатель уже готов, но мощность ниже проектной. Для 20-тонного «Рыцаря» необходим мотор как минимум 400 л.с., согласно отечественному нормативу 22 л.с. на тонну веса. В Калуге обещают создать двигатель через 2–2,5 года, и ему найдется применение и в гражданской промышленности.

Офицер ГАБТУ считает естественным выбор газовой турбины для арктической БМП. В поршневых бензиновых и дизельных двигателях при температурах ниже минус 10 начинают замерзать расходные жидкости. При минус 40 они работают нестабильно, говорит он.

Второй довод: приполярный регион слабо заселен, между военными базами и населенными пунктами большие расстояния. Боевые машины должны быть более автономными, чем в южных широтах, со всеми признаками «дома на гусеницах» с просторным десантным отделением. Одновременно необходимо учитывать возросшую мощь современных противотанковых средства, а значит, машина должна иметь усиленное бронирование и активные системы защиты.

Огромную и тяжелую БМП с большим энергопотреблением вывезет только особо мощный двигатель. То есть газотурбинный, резюмирует собеседник «Известий». Двигатель стабильно запускается и работает даже в минус 50.

Высокий расход топлива будет компенсирован электрической трансмиссией. В ней усилие от двигателя передается не напрямую на гусеницы, а в генератор, который приводит в действие электродвигатели, вращающие ведущие колеса, поделился с изданием представитель ОПК. По его словам, проблем с электрической трансмиссией нет, ее технология уже отработана отечественными оружейниками.

Однако газотурбинные двигатели нравятся далеко не всем военным. Так, многие офицеры служб материально-технического обеспечения, с которыми пообщался корреспондент «Известий», отстаивают «старый добрый дизель».

«В Арктике он не так уж и плох. 200-я мотострелковая бригада в Печенге оснащена испытанными МТЛБ (многоцелевой транспортер легкий бронированный). Если аккумуляторы заряжены и вообще машина обслуживается как положено, то дизеля легко запускаются в любой мороз. «Рыцарь» со своей электрической трансмиссией, генератором, электродвигателями, турбиной является очень сложной в эксплуатации машиной. Кто и где подготовит специалистов для нее, как ремонтировать в полевых условиях? На Т-80 турбинами занимаются специальные заводские бригады, а что будет с «Рыцарем»?» — спрашивает один из строевых техников.

Высокопоставленный представитель ОПК в свою очередь назвал газотурбинный двигатель идеальным для низких температур. «В нем используются подшипники качения, а в поршневых двигателях подшипники скольжения. Если вкратце, то первым в замерзшем состоянии не нужна значительная энергия для проворачивания, а вторым — нужна. Не случайно, что большая часть военной техники у нас оснащена котлами-подогревателями», — пояснил он.

Арктический регион занимает особое место в планах Минобороны. В прошлом году там прошли масштабные морские учения с боевой стрельбой и высадкой морского десанта, активно ведет себя Дальняя авиация и Главное управление глубоководных работ (ГУГИ) со знаменитым подводным аппаратом «Лошарик».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector