0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все о чип тюнинге атмосферных двигателей

Чип тюнинг — в чем секрет мощности

Многие наверное слышали про волшебную фразу чип-тюнинг. Многие знают, что благодаря чип тюнингу можно увеличить мощность двигателя, не прибегая к гаечным ключам, а лишь ограничившись проводом и компьютером. Но не все знают, на каких принципах именно основан чип тюнинг, а так же его особенности плюсы и минусы. Об это и предлагаю поговорить.

Основа устройства современного двигателя

Современный двигатель, это комплекс программно механических устройств. Крутится то в двигателе исключительно железо, а вот подготовкой топливной смеси занимается электроника. Если не вдаваться в подробности, то нам будут интересны топливный насос, топливные форсунки(распылители бензина), коммутаторы(рапределители зажигания, отвечающие за правилный момент подачи искры), и воздушные клапаны вестгейт, блоуофф и байпас(отвечают за регулирование давления наддува и давления выхлопных газов на крыльчатку турбины). Я перечислил те электромеханические узлы машины, управляя которыми можно достингуть тех или иных показателей мотора.

Задачи, решаемые чип-тюнингом

Первое место занимает повышение мощности двигателя. Такой чип тюнинг предлагается как производителями автомобилей, так и частными ателье.

На втором месте стоит отключение или корректировка влияния датчиков на работу двигателя. Было у машины два лямбда зонда (кислородных датчика). Один до катализатора, другой после. Катализатор разрушился и второй лямбда зонд, который стоит за каталитиком, начинает показывать блоку управления неверный сигнал. В итоге блок принимает решение обеднять смесь, а сама машина при этом не едет. Чип тюнинг же позволяет или вовсе отключить второй лямбда зонд или скорректировать таблицы его значений, чтобы блок управления думал, что все в порядке. Так же часто такой корректировке подвергаются датчики температуры выхлопных газов, которые стоят дорого, а ломаются часто — выход эти датчики отключить напрашивается сам собой.

Все то же второе место занимает корректировка обработки сигналов с электронной педали газа. Это единственный способ решить проблему неотзывчивой педали. При таком чип тюнинге корректируется программа обработки сигнала педали с отключением некоторых режимов экологии и защитных режимов, не позволяющих к примеру резво набирать газ при повернутом руле.

Третье место гордо занимает редактирование программы управления при замене агрегатов на агрегаты с другими характеристиками. Это может быть и установка более мощной турбины, и установка компрессора в дополнение к турбине и установка другого распределительного вала, который отвечает за работу клапанов двигателя.

Какой мотор можно зачиповать

Как видно из задач, решаемых чип тюнингом, в той или иной степени «чипануть» можно любой мотор, если он управляется программным блоком управления. Однако на практике у большинства атмосферных моторов вы попросту не найдете таблиц и программ для изменения поведения или характеристик вашего мотора. Чаще всего чипуются только турбо моторы и компрессорные, так как основная задача чип тюнинга всетаки повышение мощности мотора, а у атмосферных моторов особо перенастраивать нечего.

Принцип чип тюнига

Итак, в чем же заключается принцип чип тюнинга. Сразу надо сказать, что чип-тюнинг, это ничто иное как замена управляющей программы блока управления двигателя. При чиптюнинге заменяются или таблицы настроек или программа в целом — все зависит от модели блока управления.

Если стоит задача увеличить мощность атмосферного дефорсированного мотора, то в него заливают обычную, а не дефорсированную прошивку. Если в атмосферном моторе стоит стандартная прошивка, то можно лишь откорректировать залить прошивку с исправлениями по подаче топлива. Это же правило справедливо и для атмосферных моторов со сложной подачей топлива(не просто пшик, а сложный алгоритм послойного впрыска) — можно попытаться изменить алгоритм впрыска, в надежде что инженеры в чем то просчитались. Чип тюнинг атмосферных моторов не способен дать солидный прирост мощности мотору — одна, две или даже пять лошадей погоды не сделают, а за чип тюнинг прийдется заплатить.

И наконец мы добрались до моторов с наддувом. В этом классе моторов чип тюнинг становится куда интереснее, так как прирост в мощности без вмешательства гаечного ключа может достигать и 50 и 70 лошадиных сил. Принцип на самом деле прост. В блок управления загружается программа, которая изменяет логику работы клапана вестгейт. Вестгейт отвечает за подачу выхлопных газов на крыльчатку турбины или в обход неё. Следовательно можно сделать более раннее его закрытие и позднее открытие. Таким образом, турбина начнет нагнетать воздух раньше, а наддувать будет дольше. Можно так же поменять логику работы клапана блоуофф, задачей которого является сброс давления, превышающего определенный порог. В конечном итоге, двумя этими клапанами можно настроить давление наддува на более высокий показатель, а ваш мотор будет работать не как трех литровый агрегат, а как мотор с объемом 3,5 литра.

Конечно же способов повысить мощность множество, и я привел лишь пример для общего понимания процесса.

Минусы чип тюнинга

Если выполнять чип тюнинг нацеленный на повышение давления наддува, не меняя при этом железную часть, это в конечном итоге может привести к снижению ресурса двигателя. На сколько снизится ресурс может сказать только практика. Также в большинстве случаев мотор начинает больше расходовать бензин. Так же часто забывают, что увеличенная мощность мотора повышает нагрузку на коробку передач и привода, что может привести к их быстрой поломке.

Чип тюнинг как неизбежность

Решили вы увеличить мощность своего двигателя, и сделать это по науке. Вы установили на двигатель новую головку с распредвалом, которые дают лучшие характеристики, заменили турбину на более производительную, заменили топливные форсунки на более производительные с последующей заменой топливного насоса, так как у стандартного не хватит мощности на прокачивание новых форсунок.

Это правильный путь, но такой мотор, после внесенных вами изменений скорее всего не сможет даже завестись. Чип тюнинг такого мотора это жизненная необходимость, ведь блок управления должен научиться управлять мотором с оборудованием, отличным от штатного.

Как ускоряется так и тормозит

Это негласное правило чип тюнинга. Нельзя увеличивать мощность двигателя, забывая при этом про тормозную систему. Одно дело, если вы добавили двигателю 20-30 лошадей, а совсем другое, если в результате всех работ, мотор стал мощнее на 150-200 коней. Зачастую при полноценном тюнинге мотора, владельцы так же занимаются тюнингом тормозной системы, устанавливая вместо штатных тормозных механизмов многопоршневые суппорта и тормозные диски увеличенного размера.

Трансмиссия не должна пострадать

Напомню, трансмиссия это все, что находится между двигателем и колесами. К трансмиссии относятся маховик, сцепление, коробка передач, дифференциалы, раздатки и привода. Все эти узлы должны быть рассчитаны на возросшую мощность, иначе сложно будет говорить о надежности автомобиля. Кстати подвеска так же будет испытывать большие нагрузки, а значит ей тоже необходимо уделить внимание.

Только подходящее железо

Нельзя просто так взять и поставить на мотор другую турбину. Она должна подходить по размерам, характеристикам и нагрузке. Все это касается и других запчастей, которые устанавливаются на ваш автомобиль. Прежде чем начинать действовать, необходимо изучить опыт тех, кто подобный тюнинг уже проводил. Ну и разумеется, что все, что вы сделаете со своим автомобилем, вы сделаете на свой страх и риск — едвали кто то сможет гарантировать корректность тюнинга, если только вы не обратились в тюнинг ателье.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Что такое чип-тюнинг двигателя: минусы и плюсы

Что такое чип тюнинг двигателя?

Все банально просто, с развитием цифровых технологий, уже практически каждый знает, что такое электронный чип — микросхема (chip) и что такое тюнинг (tuning). В микросхеме (чипе) установленной в электронный блок управления «ЭБУ» которая непосредственно управляет двигателем и зачастую имеет отношение к стороннему оборудованию автомобиля, с завода установлено программное обеспечение. Вот это самое программное обеспечение «ПО» еще называют, дампом или файлом прошивки, которая сначала вычитывается специальными флешерами (Galletto, Kess v2, K-TAG, MPPS, BDM 100, Chiploader, CombiLoader, Multiflasher, OpenBox и д.р) подвергается модификации, попросту говоря — редактируется высококвалифицированными специалистами, специальными редакторами (WinOLS, ECM Titanium, EcuEdit Pro, ChipTuningPRO, MasterEditorPro, ChipExplorer и др.) и потом снова записывается обратно в ЭБУ теми же флешерами-программаторами. Всю эту процедуру можно сравнить заменой windows на вашем ноутбуке или компьютере, делается всё это для улучшения ездовых характеристик автомобиля.

Атмосферные двигатели

Разберёмся, какие бывают плюсы и минусы чип-тюнинга атмосферных двигателей.

Сейчас достаточно много автомобилей с атмосферным двигателем. Скажем сразу, что минусов будет больше. Чипование для таких движков добавляет совсем немного лошадиных сил, практически не ощутимое на практике. Всё дело в особенности тюнинга атмосферных двигателей.

А к плюсам можно отнести отказ от соблюдения строгих экологических норм, благодаря чему повысится отзывчивость на средних оборотах. Значительно экономить топливо тоже не получится, чип-тюнинг не сильно на это влияет. На этом с плюсами собственно и всё.

Лучшим вариантом для атмосферного двигателя будет подогнать прошивку именно под конкретный двигатель и провести проверку на беговых барабанах или в процессе езды по дороге. Но следует заметить, что такая операция обойдётся в приличную сумму и, как правило, применяется только при основательном тюнинге, когда полностью меняют всё «железо».

Рекомендуем: Все о масле в коробке авто Газель

Минусы чип тюнинга

Как в любом деле, в данной процедуре есть свои минусы, постараемся перечислить их:

  • Все манипуляции с вашем автомобилем трудозатраты, поэтому требуют вложения денежных средств;
  • Автомобиль становится требователен к качеству топлива, особенно на бензиновых моторах, как атмосферных так и турбо;
  • При переходе на нормы токсичности евро 2 или евро 0, в атмосферу увеличивается вредных выбросов;
  • Использование плохо откорректированной прошивки, не квалифицированными специалистами, можно получить отрицательный эффект.

Мифы о вреде чип тюнинга

Среди автомобилистов ходят слухи о снижения ресурс двигателя. Среди них есть и «Эксперты» которые заявляют:
«ресурс двигателя миллионика снижается до 70 000 км»
У людей в голове не укладывается, что прирост мощности и крутящего момента, не может бесследно отразится на двигателе. Автовладельцы упираюсь рогом, продолжают утверждать, то что сделано заводом производителя является эталоном мощности, а все остальные манипуляции с ПО наносят вред, так как несут повышенную нагрузку на узлы агрегата, уменьшая его ресурс.

Дело в том, что занижение мощности программно производителем, это нормальное явление, мы постараемся пояснить почему. Почему производители все же занижают мощность своих агрегатов:

  • Один из самых главных факторов, это экологическая обстановка во всем вире, для снижения вредных выбросов в атмосферу приходится занижать мощность, так как в некоторых режимах работы, выбросы с нынешнем количеством автомобилей очень высоки.
  • Налоговая база в каждой стране разная и не секрет, что производителям приходится адаптировать свои автомобили под эти факторы, ды бы из-за пары лошадей не увеличивать налоговую нагрузку на покупателя.
  • Занижение мощности программно наиболее целесообразно, так как производитель не несет дополнительных затрат по изменению конструктивных особенностей, т.е. железо остается прежним, а справляется своим штатом программистов которые ограничивают мощность программно.

По этому мы должны разрушим этот миф, что прирост крутящего момента и мощности не может взяться из не откуда, а достигается путем оптимизации некоторых параметров в программном обеспечении ЭБУ. Ни каких перегрузок железо двигателя не испытывает. Даже многие автодилеры в больших городах ни чего не скрывая, заявляют об этом, тем самым предлагают свои услуги по чип-тюнингу.

Чип-тюнинг что это такое, достоинства и недостатки

Что представляет из себя процедура чип-тюнинга мотора? Если коротко, то это – прошивка улучшенного программного обеспечения электронного блока управления, управляющего работой систем машины.

Чтобы было более понятно, можно сравнить эту процедуру с установкой операционок на персональные компьютеры, мобильные телефоны либо игровые приставки. По индивидуальному запросу делают специальный софт, управляющий работой железа.

Недостатки процедуры

  • Требования к качеству горючего становятся выше;
  • Разовые финансовые расходы;
  • Увеличение экологической нагрузке в случае перехода на нормы токсичности Е2;
  • Если прошивку выполняет не профи, либо устанавливает ПО, которое было плохо откалибровано, это может дать плохой результат

Может ли чип-тюнинг навредить?

Некоторые водители считают, что вследствие прошивки сокращается ресурс мотора. Можно встретить такое мнение «диванных экспертов»: «ресурс с миллиона скатится до 7000 км»

Автовладельцы не могут понять, где берется эта доп. мощность. Они убеждены, что для железа не предусмотрена такая нагрузка, и недоумевают, из-за чего показатели на прошивке, которая идет с завода, хуже.

По какой причине занижают мощность

Для заводов, выпускающих машины, дешевле обходится ограничение возможностей на программном уровне. На это у производителей уходит гораздо меньше технологических процессов, и стандартизируются требования к поставляемому железу. Меньше средств затрачивается на производство авто.

Примером могут послужить авто Mercedes-Benz ML 320, а также Mercedes-Benz ML 280 в кузове 164, в них установлен один и тот же дизельный мотор, а отличаются они лишь только прошивкой блока управления. Похожим образом обстоят дела с Volkswagen T5 2.0 литра. Регулировка мощности версий осуществляется на уровне ЭБУ.

Еще одной загвоздкой для производителей является разница в экотребованиях, а также налогах. Продавая машины в определенной стране, необходимо произвести адаптацию модели под требования этой страны. Если осуществлять это на уровне железа, придется нести дополнительные траты. Более дешевым и быстрым способом будет адаптация машины через изменения на программном уровне.

Мощность возникает не откуда-то из воздуха, она появляется вследствие того, что оптимизируются параметры. Никакой доп. нагрузки на железо не приходится. Многими дилерами это в открытую признается, и они сами предлагают свои услуги по прошивке.

Из-за чего случаются неисправности

Такое может быть вследствие установки непроверенной прошивки от непрофессионалов. При неправильной калибровке пострадать может двигатель, в частности, это может повлиять на его ресурс. Доверять машину нужно только настоящим профи, которые давно и хорошо себя зарекомендовали.

Еще одной причиной может стать то, что перед проведение чип-тюнинга в машине могли быть какие-то неполадки. По этой причине опытным мастером всегда сначала проводится диагностирование машины.

Также неисправности могут стать следствием плохого обслуживания, ни коим образом не связанного с изменением ПО.

Какие последствия вас ожидают

  • Ресурс мотора не сокращается;
  • Повышение требований к качеству горючего;
  • Если устанавливать динамические (спорт) прошивки, нужно более тщательно отслеживать техническое состояние.

Достоинства данной процедуры

Вследствие чип-тюнинга мотор становится мощнее, увеличивается крутящий момент без обращения к технической модификации.

Замер мощности Kia Rio 1.6:

Красной линией обозначен сток, зеленой линией – прошивка АДАКТ; на графике слева – крутящий момент, на графике справа – мощность

Что происходит вследствие чип-тюнинга:

  • Улучшение динамики авто;
  • Снижение времени на разгон. Идти на обгон становится более безопасно;
  • Возможно корректное отключение катализатора либо сажевого фильтра при устранении ошибок мотора без ухудшения качества смеси;
  • Машина больше не «тупит», когда работает кондиционер;
  • Повышенная тяга на низких оборотах;
  • Передачи переключаются мягче, больше нет провалов;
  • Повышается чувствительность педали газа: двигатель лучше откликается на нажатие, пропадает «задумчивость» автомобиля;
  • Уменьшение турбоямы на турбированном моторе;
  • Улучшение работы на холостых оборотах;
  • Всегда возможен возврат к стоковой прошивке.

Преимущества для каждой модели и для каждого автовладельца свои. Кому-то важно, чтобы не «тупила» электронная педаль газа, у кого-то недостаток тяги на низах, а кто-то хочет, чтобы плавнее начала работать коробка передач.

Самое важное о чип-тюнинге

Суть чип тюнинга

Сразу скажу, что чип-тюнинг, это не волшебное средство, которое даст вам огромный прирост к мощности. Вы можете “чипануть” по-максимому атмосферный мотор и не увидите никакого результата. Почему? Потому что атмосферные агрегаты чипуются только на процентов 5 и то, если мотор в идеальном состоянии. К примеру, если у вас забиты форсунки, плохая компрессия и тд., то прирост к мощности вообще будет 1-2 процента.

Современным автомобилем управляет электронный блок управления, который решает, как образовывать топливную свесь, как выставлять зажигание, под каким давлением нагнетать воздух турбине и т.д. В этот блок установлена программа (прошивка), которая регулирует все процессы в авто. Изменив эту прошивку, мы можем сделать большее давление турбины, более обогащенную топливную смесь и тд. Благодаря изменению прошивки мы можем даже снять ограничение скорости и экологичности, сделав мотор резвее.

Главное преимущество чип-тюнинга заключается в том, что за небольшие деньги вы получаете большую прибавку к мощности. Ведь вы знаете: усовершенствования в “железе” мотора стоят огромных денег.

Параметры, которые меняет чип-тюнинг в авто:

  • Повышение давления турбины
  • Повышения максимального количество оборотов
  • Снятие электронных ограничений по скорости и экологичности
  • Высота, с которой открываются клапана
  • Регулировка мощности топливного насоса
  • Составление более обогащенной топливной смеси

Чип-тюнинг распространен на турбированных моторах, потому что турбина – залог мощности. Мы просто можем увеличить степень нагнетания воздуха со степенью сжатия и повысить мощность на 40 процентов. Вы ни раз слышали про Stage 1, Stage 2, Stage 3. Давайте разберемся, что это такое.

Stage 1
Stage 2

С этого этапа уже начинается профессиональный тюнинг, который включает в себя изменение поршневой группы на кованную, установку большего интеркуллера, доработку выхлопной системы. На самом деле вариаций для Stage 2 много, но я перечислил основное.

Зачем нужны эти доработки? Да потому что стандартные поршни уже не справятся с такой мощностью и просто прогорят. Улучшенный интеркуллер также нужен, потому что старый не рассчитан на такие мощности и его просто не будет хватать. Выхлопная система дорабатывается, но это не то, что вы сразу подумали. Меняется только даунпайп – звено выхлопной системы отходящее от катализатора. Остальная магистраль остается в заводском состоянии, поэтому громких звуков выхлопа, не дающих вам пройти техосмотр, не будет. Как правило, удаляется катализатор, а трубы делаются с очень плавными изгибами – все это для того, чтобы уменьшить сопротивление отработанным выхлопным газам. Так сказать “чтобы мотору было легче выдыхать”. Конечно же, Stage 2 включает в себя более мощную прошивку. Если вы ее зальете на неподготовленный мотор, то он у вас просто развалится.

Stage 3

Это максимум. То, чем занимаются уже настоящие профессионалы и фанаты. Устанавливается более мощная турбина, топливный насос повышенного давления, улучшенные форсунки, другая программа, усиливается коробка передач, улучшается впуск и выпуск.

Правда ли, что чип-тюнинг уменьшает ресурс?

Все зависит от прошивки и степени форсирования. Изменить параметры просто так, чтобы машина быстрее ехала не получится. Необходимо учитывать конструктивные особенности и слабости мотора, под который делается прошивка, необходимо настроить топливную смесь так, чтобы не было детонации, чтобы мотор не перегревался, чтобы не прогорела поршневая группа и все в том же духе.

Этим занимается целый отдел программистов, однако в интернете очень много пиратского софта, который можно скачать в свободном доступе. Кому-то везет, и мотор ходит, а у кого-то он ломается уже через 6 тысяч километров. Я бы не советовал заниматься таким риском и переплатить немного денег за качественную прошивку. Это лучше, чем потом заниматься капитальным ремонтом мотора.

По логике, чем больше мощность мотора, тем больше на него нагрузка и тем меньше ресурс. Да, это так, но вы получаете большую мощность от мотора только в агрессивной манере езды, и тогда уже ресурс падает. Если мощность была увеличена до 25 процентов, то ресурс падает совсем незначительно. НО сами подумайте, в же большее количество времени передвигаетесь на автомобиле не в агрессивной манере езды.

Я даже сам наблюдал за тем, как после чип-тюнинга в стандартном режиме езды расход топлива автомобиля вообще не повысился, а значит, что и нагрузка на мотор больше требуемой не имеется. Вот если вдавить педаль в пол, то тут уже мы встретимся с большим расходом, чем, если бы вы вдавили педаль в пол на таком же нечипованном моторе.

Если по поводу мотора можно дать однозначный ответ, то по поводу трансимиссий такого уже не выйдет, особенно, если речь идет об автоматических коробках передач и раздатках. Тут уже вопрос к конкретной коробке, потому что есть АКПП выдерживающие без проблем под 600 лошадиных сил, а есть такие, которые развалятся, если вы увеличите мощность мотора на 100 лошадиных сил.

Обратный чип-тюнинг
Заключение

Чип-тюнинг является самым простым и дешевым решением по увеличению мощности вашего автомобиля. Если увеличивать мощность до 25 процентов, то ресурс мотора сильно не будет страдать так же, как и расход топлива сильно не увеличится. Смысл есть только в чип-тюнинге турбированных моторов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector