0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вход контроля работы двигателя к тахометру

Тахометр на катер — установка, подключение и количество полюсов

Тахометр — самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта — мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.

Тахометр — представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.

Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый

В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров — появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор — глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.

Автомобильный тахометр на катер

Автомобильный тахометр — считает импульсы в цепи системы зажигания — четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образования искры на свечах.

Тахометр подвесного двигателя — считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек — четыре, шесть, восемь.

Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.

Аналоговый тахометр на катере

Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу — сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

Стрелочный тахометр — счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).

Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты — 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю. ).

Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера — вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.

Установка и подключение тахометра

Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр — 87мм.

Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.

Установка на катер и подключение тахометра очень просты — сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ — останется только соединить разъем.

При отсутствии «фирменного» кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости — этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.

Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.

Количество импульсов для правильной работы тахометра

Выбор положения селектора «RANGE SELECTOR» на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала.

Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:

Производитель/Модель Кол-во полюсов генератора Положение переключателя тахометра
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/:
Менее 70 л.с. (2-тактные , 2 цилиндровые) 10 5P
FORCE (MARINE):
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B) 8 4P
Все остальные модели 12 6P
HONDA
35/40/45/50 л.с. с генератором 6 3P
Прочие модели HONDA с генератором 4 2P
MERCURY/MARINER:
2-х тактные модели:
6-25 л.с. (производства США) 8 4P
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше 12 6P
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше 8 4P
Все прочие 2-х тактные модели 12 6P
4-х тактные модели:
8/9.9 л.с. 6 3P
Все прочие 4-х тактные модели 12 6P
SUZUKI:
2-х тактные модели:
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с. 4 2P
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года) 6 3P
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше 12 6P
Все 4-х тактные модели Suzuki 12 6P
TOHATSU/NISSAN:
Все 2-х цилиндровые модели с генератором 4 2P
Все 3-х цилиндровые модели 6 3P
Все 4-х цилиндровые модели 12 6P
YAMAHA:
2-х тактные модели:
9.9/15 л.с. 4 2P
25-70 л.с. 6 3P
90-250 л.с. 12 6P
4-х тактные модели:
F/T 9.9 л.с., F 15 л.с. 6 3P
F/T 25 — 225 л.с. 12 6P
SELVA:
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с. 6
4-х тактные 25-115 л.с. 12

Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь — Таблица RANGE SELECTOR

Вход контроля работы двигателя к тахометру

Типовые параметры системы впрыска BOSCH M 7 . 9 . 7 /Январь 7 . 2


ЭСУД 2111 – 1411020 — 80 / 81 / 82 , 21114 ( 21124 ) ‑ 1411020 – 30 / 31 / 32

Параметр Наименование Ед/сост Зажигание (ХХ 800 об) ХХ ( 3000 об.)
TMOT Температура охлаждающей жидкости °С ( 1 ) 90 ° – 105 ° 90 ° – 105 °
TANS Температура впускного воздуха °С ( 1 ) — 20 °…+ 50 ° — 20 °…+ 50 °
UB Напряжение бортовой сети В 11 , 8 – 12 , 5 13 , 2 – 14 , 6 13 , 2 – 14 , 6
WDKWA Положение дроссельной заслонки % 2 – 6
NMOT Частота вращения колен. вала об/мин — 1 ( 1 ) 800 ± 40 3000
ML Массовый расход воздуха кг/час ( 1 ) 7 – 12 *
8 – 13
24 – 30 *
26 – 34
ZWOUT Угол опережения зажигания грд. п.к.в. ( 1 ) 7 – 17 22 – 30
RL Параметр нагрузки % ( 1 ) 18 – 24 14 – 18
FHO Фактор высотной адаптации ( 1 ) 0 , 7 – 1 , 03 ** 0 , 7 – 1 , 03 **
TI Длительность импульса впрыска мсек ( 1 ) 3 , 5 – 4 , 3 3 , 2 – 4 , 0
MOMPOS Текущее положение РХХ шаг ( 1 ) 40 ± 15 90 ± 15
DMDVAD Параметр адаптации регулировки ХХ % ( 1 ) ± 5 ± 5
USVK Сигнал датчика кислорода В 0 , 45 0 , 05 – 0 , 9 0 , 05 – 0 , 9
FR Коэффициент коррекции времени впрыска по сигналу ДК ( 1 ) 1 ± 0 , 2 1 ± 0 , 2
TATEOUT Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера % ( 1 ) 0 – 15 90 – 100
LUMS Неравномерность вращения колен. вала об/сек^ 2 ( 1 ) 0 … 5 0 … 10
FZABG Счетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность ( 1 )
VSKS Мгновенный расход топлива л/час ( 1 ) ( 1 ) ( 1 )
FRA Мультипликативная составляющая коррекции самообучением 1 ± 0 , 2 1 ± 0 , 2 ** 1 ± 0 , 2 **
RKAT Аддитивная составляющая коррекции самообучением % ( 1 ) ± 5 ± 5
B_LL Признак работы двигателя в режиме ХХ ДА/НЕТ НЕТ ДА НЕТ
B_KR Контроль детонации активен ДА/НЕТ ( 1 ) ДА ДА
B_LR Признак работы двигателя в зоне регулировки по сигналу ДК ДА/НЕТ ( 1 ) ДА ДА
B_LUSTOP Обнаружение пропусков зажигания приостановлено ДА/НЕТ ( 1 ) НЕТ НЕТ

( 1 ) – Значение параметра для диагностики системы не используется
* – Значение параметра для ЭСУД 2111 – 1411020 — 80 / 81 / 82
** – При снятии клеммы АКБ эти параметры принимают фиксированные значения (FHO= 0 , 97 – 0 , 98 , FRA= 1 )

ПРИМЕЧАНИЕ: В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.

Источник: Информационное письмо ВАЗ № 1 – 2005 ‑И

4. Приборы контроля работы двигателей, трансмиссии и систем вертолета Двухстрелочный тахометр итэ-2

Двустрелочный индукционный электрический тахометр ИТЭ-2 предназначен для непрерывного дистанционного измерения частоты вращения двигателей, выраженных в % от максимальных оборотов.В комплект тахометра входят два датчика Д-2М, установленных на коробках приводов двигателей, и два двухстрелочных указателя ИТЭ-2, расположенных на левой и правой приборных досках. Каждый из двух датчиков электрически соединен с обоими указателями.

Принцип действия тахометра основан на преобразовании скорости вращения турбокомпрессора двигателя в трехфазную э.д.с, частота которой пропорциональна оборотам турбокомпрессора. Датчик Д-2 представляет собой трехфазный генератор переменного тока, получает вращение от привода двигателя и вырабатывает переменный трехфазный ток с частотой, пропорциональной частоте вращения двигателя. Этот ток подается на синхронный электродвигатель указателя, на оси которого установлен магнитный узел тахометра, измеряющий скорость вращения якоря электродвигателя указателя. Таким образом, угол отклонения стрелки указателя будет соответствовать определенной частоте вращения турбокомпрессора авиадвигателя α=nтк.

Рис. 26. Указатель ИТЭ-2

Указатели ИТЭ-2 сдвоенные и состоят из двух измерительных узлов. Стрелки указателя оцифрованы для левого двигателя «1» и для правого двигателя «2».

Шкала указателя отградуирована в пределах от 0 до 110%, оцифрована через 20%, цена деления 1%- 100% шкалы соответствует nтк = 21200 об/мин. Погрешность тахометра на рабочем диапазоне (60—100%) составляет ±0,5%.На установившихся режимах работы двигателя допустимая разница по частоте вращения двигателей не более 2%.

При работе двигателей стрелки на указателях должны плавно, без рывков и колебаний, перемещаться по шкале указателя. Если при работе двигателей стрелка на указателях стоит на «0», причина — обрыв или короткое замыкание в соединительных проводах между датчиком и указателем.

Тахометрическая аппаратура кта-5

Комбинированная тахометрическая аппаратура КТА-5 предназначена для измерения частоты вращения двигателей, выраженных в % от максимальной частоты вращения двигателей в минуту. Режимы работы дви­гателей контролируются в условиях полета и на земле по уравнению

где n1 — показание правой риски шкалы режимов по неподвижной шкале частоты вращения в %;

t — температура окружающего воздуха в °С;

Н — высота полета в км.

Диапазон контроля режимов работы двигателей от 85,5 до 98+2%.

В комплект КТА-5 входят:

два указателя ИТК-5 (на левой и правой приборных досках);

два датчика Д-2М (на коробках приводов двигателей);

усилитель УТК-5 (в кабине экипажа на шп. № 1н);

датчик высоты ДВ-15М (под полом кабины экипажа);

приемник температуры наружного воздуха П-1 (во входном тоннеле вентилятора вертолета).

Рис. 27.Указатель ИТК-5

Принцип работы узла физических оборотов двигателя аналогичен тахометру ИТЭ-2. Принцип действия узла контроля режимов работы двигателей основан на преобразовании сигналов по высоте (от датчика ДВ-15М) и по температуре окружающего воздуха (от датчика П-1) в угловое перемещение шкалы режимов. Индекс шкалы режимов имеет 2 границы (п1 и п2) и указывает по неподвижной шкале диапазоны частоты вращения, которую необходимо выдерживать для обеспечения работы двигателя на заданном режиме полета. Границы п1 (правая) и п2 (левая) подвижной шкалы соответствует режимам работы двигателей: п1 — номинальный взлетный, п2 — номинальный крейсерский. Ширина индекса шкалы режимов п1п2=1,5%. Шкала режимов имеет механический упор (рис. 27).

В процессе эксплуатации при выходе шкалы режимов на упор допускается ее колебание до ±2%.

При выходе из строя одного из каналов измерения режимов (например, канала высоты) аппаратура позволяет производить измерение режимов по второму каналу (например, по температуре). При выходе из строя обоих каналов измерения режимов работы двигателей аппаратура позволяет производить измерение физических оборотов двигателей.

При опробовании двигателей проверить работоспособность КТА-5 по показаниям оборотов. При плавном изменении оборотов двигателей стрелки на указателях должны плавно перемещаться начиная с отметки 10%, без рывков и колебаний.

Проверить работоспособность шкалы режимов, для чего нажать кнопку «Контроль КТА» на левой приборной доске, при этом шкала «Режимы» должна слегка повернуться против часовой стрелки.

Питание КТА-5 осуществляется от шины 115В, поэтому необходимо предварительно включить источник питания 115В. Предохранитель защиты КТА-5 по питанию СП-1 установлен на щитке предохранителей в правой боковой панели верхнего электропульта.

Подключение тахометра своими руками: плюсы и минусы

Главная функция тахометра в машине – это определение правильной передачи, что положительно влияет на срок службы двигателя. В большинство автомобилей при сборке встраивают аналоговый тахометр. Водитель смотрит на приближающуюся к красной черте стрелке и знает, когда необходимо переключиться на повышенную передачу. Не во всех автомобилях есть удовлетворяющий владельца тип прибора, поэтому просто необходимо разобраться в вопросе какие есть и как подключить тахометр.

  • Виды тахометров
  • Как подключить тахометр через ЭБУ
  • Схема подключения тахометра на бензиновый двигатель
  • Как подключить тахометр к дизелю
  • Как проверить тахометр на работоспособность

Знаете ли вы? Термин «тахометр» произошёл от греческого τάχος – скорость и μέτρον– мера.

Виды тахометров

Есть два вида тахометров: цифровой и аналоговый. Первый выглядит как маленький экран, на котором водитель может видеть все необходимые ему данные во время движения. Второй проще и выглядит, как табло со стрелками и значениями.

Выносной

Выносной тахометр устанавливают на передней панели автомобиля. Для большего удобства размещения, у такого устройства имеется ножка для закрепления на панели. Выносные цифровые тахометры хороши для контроля оборотов холостого хода. Их показания имеют меньше погрешностей, поэтому с помощью такого прибора можно проверять работу штатного тахометра. Кроме того их стильный вид придаёт машине элегантности.

Штатный

Штатный тахометр встраивается в приборную панель автомобиля. Этот прибор более удобен, так как водителю проще воспринимать движение одной стрелки, а не нескольких показателей во время движения. Штатный тахометр чаще используется в автомобилях, а производители электронных приборов выпускают наборы для самостоятельной комплектации машин.

Важно! Измерительные приборы выпускаются соответственно марке автомобиля. Показания не родного механизма будут не верными.

Как подключить тахометр через ЭБУ

Если у вашей машины не карбюраторный двигатель, а инжектор тахометр подсоединяется не к зажиганию. В этом случае вам нужно подключать к контролёру блока управления двигателем. Схема подключения тахометра проста: отведите массу на кузов (землю), плюс от прибора подведите к плюсу зажигания. Тахометр имеет два входа: первый идёт на блок управления, второй – на датчик положения коленвала. Прибор, подключённый к ЭБУ, будет считывать импульсы непосредственно с контролёра блока управления.

Схема подключения тахометра на бензиновый двигатель

Перед установкой тахометра на карбюраторный двигатель, изучите инструкцию, прилагаемую к прибору. Если её нет, осуществляйте установку согласно следующим действиям:

  1. Закрепите механизм на его месте (место расположения определяется видом устройства).
  2. Чёрный провод подсоедините к массе (кузову) автомобиля.
  3. Провод красного цвета соедините с клеммой замка зажигания, подающей напряжение 12 Вт во время работы системы зажигания.
  4. Третий провод может быть любого цвета. Поскольку система зажигания есть контактная и бесконтактная, рассмотрим, куда подключать тахометр в обеих. При контактной системе – прибор подключается к прерывателю трамблёра. Во второй системе – к коммутатору напряжения.

Если в машине предусмотрена подсветка дисплея, тахометр подключается к имеющейся для этого клемме в замке зажигания.

Как подключить тахометр к дизелю

Прежде чем подключать, разберёмся, от чего работает тахометр на дизеле. Принцип работы электронного прибора – это считывание показаний импульсов, посылаемых клеммой, которая располагается в генераторе.

Поскольку процесс трудоёмкий, проводить его нужно на смотровой яме. Первый пункт работы – демонтаж защитного кожуха генератора, старайтесь избежать попадания грязи. Вторым этапом идёт подключение тахометра к генератору на дизеле. Для этого на корпусе генератора найдите клемму обозначенную буквой «W» и подключите к ней выход прибора.

Внимание! Обязательно нужно замкнуть контакт, отходящий от маслонасоса. Если этого не сделать тахометр может «врать».

Случается, что выше обозначенную клемму найти невозможно. В этом случае произведите разборку генератора. Один проводов, соединяющих обмотку и выпрямитель, соедините с кабелем тахометра. Заизолируйте провода и соберите генератор в обратном порядке. Установка измерительного прибора большой сложности не представляет, но без каких либо знаний, как устроен дизель, как работает тахометр на дизеле, без малейших понятий о ремонте автомобиля, лучше обратиться к профессионалам.

Как проверить тахометр на работоспособность

Мы разобрались, как подключить тахометр на дизельный и карбюраторный двигатель. Теперь рассмотрим причины поломок устройства. Вы заметили проблемы в работе измерительного прибора, например прыгающую в разные стороны стрелку. Может быть несколько причин поломки. При длительной работе двигателя возникает вибрация, которая может привести к поломке дисплея. Следующей причиной может быть окисление контактной группы электропроводки, повреждение её изоляции или отсоединение от наконечников. Всё это видимые причины, которые необходимо сразу же устранить. Если поломан сам датчик – нужна замена. В случае, когда самостоятельная диагностика не выявила причин, стоит обратиться в автомастерскую.

Интересно! Сконструировал тахометр американец Кёртис Виддер в 1903 году.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Подключение на бензиновый двигатель

Подключение прибора отличается на инжекторном моторе и с карбюратором. С инжектором его подключают к контролеру ЭБУ. При этом «масса» отводится на кузов, а положительный провод необходимо соединить с плюсовой клеммой зажигания.

Устройство имеет два выхода: один идет на датчик положения коленвала, а другой – на ЭБУ. Таким образом, он будет считывать количество оборотов с контролера управляющего блока. Ниже приведена схема подключения тахометра с БСЗ.

Схема с бесконтактной СЗ

Ниже приводится инструкция, как подключить электронный тахометр к силовому агрегату на бензине:

  1. Сначала в зависимости от вида прибора нужно установить на месте, где он будет расположен.
  2. Далее установленный тахометр следует подключить. Минусовый провод обычно черного цвета присоединяется к массе.
  3. Красный провод следует соединить с плюсом замка зажигания, на которую подается напряжение 12 В при работе системы зажигания (СЗ).
  4. Третий провод может иметь любой цвет – это вход прибора. Подключается он в зависимости от СЗ. Если СЗ контактная, то прибор подключается к прерывателю трамблера, в случае с бесконтактной СЗ его нужно подсоединять к коммутатору напряжения.
  5. Если автомобиль оборудован подсветкой, то прибор должен подключаться к выключателю габаритов машины.

Схема для контактной СЗ

Система зажигания бензиновых двигателей

Управление процессами зажигания двигателей может быть организовано несколькими методами:

  • Трамблерный с одной катушкой зажигания;
  • Бестрамблерный со сдвоенной (тройной, четверной в зависимости от количества цилиндров, деленных на 2) катушкой зажигания;
  • Индивидуальный (на каждую свечу зажигания).

Во всех случаях на катушку поступает мощный импульс амплитудой 12В с прерывателя (для автомобилей до 90-х годов), транзисторного коммутатора или непосредственно с блока управления двигателя. Именно из этой точки и следует брать сигнал на тахометр.

Разновидности тахометров

Тахометр информирует о количестве оборотов коленвала, помогающий определить, в какой момент лучше всего переключать передачи. Это дает возможность увеличить срок службы силового агрегата и грамотно его эксплуатировать, так как мощностные и тяговые характеристики двигателя зависят от оборотов коленчатого вала. Кроме того, с его помощью можно точно отрегулировать карбюратор и другие важные устройства на холостом ходу.

Данный измеритель может быть аналоговым, представляющим собой табло со стрелками и цифрами. При приближении стрелки к красной черте, водитель должен переключиться на более высокую передачу. На цифровом приборе информация для водителя выводится на маленький экран (автор видео – Armadil).

Условно устройства можно разделить на два вида:

  1. Штатные. Их устанавливают на заводе, который изготавливает транспортное средство. Помещают его на торпеде.
  2. Выносные. Они являются альтернативным вариантом, если отсутствует заводской прибор. У выносных устройств более точные показания, поэтому их можно использовать для проверки правильности показаний штатных. Иногда их устанавливают в качестве тюнинга.

1. Штатный прибор на пятерке

2. Аналоговое устройство для авто

3. Выносные автомобильные приборы

Установка тахометра может быть выполнена как на бензиновом двигателе, так и на дизельном агрегате.

Испытание, регулировка тахометра

Если автомобиль оборудован бестрамблерной или индивидуальной системой зажигания, подключение тахометра можно произвести к любой катушке. В этом случае показания скорости вращения двигателя (количество оборотов в минуту) будут неадекватными, так как на трамбленое зажигание импульс подается каждый такт, индивидуальное – в четыре раза реже. Однако можно градуировать измерительную шкалу по-новому.

На первом этапе испытаний заводят двигатель, проверяют работоспособность системы (отклонение стрелки на холостых оборотах). Как правило, частота оборотов в этом режиме находится в пределах 800 – 1000 об/мин.

Далее регулируют уровень показаний. Если стрелка тахометра отклоняется незначительно, можно между сигнальным проводом и массой автомобиля включить дополнительный конденсатор емкостью около 1 мкФ. Наоборот, если стрелка зашкаливает, в разрыв сигнальной цепи включить переменное сопротивление около 1 кОм и масштабировать сигнал.

Следующий этап – ходовые испытания. На заведенном двигателе достигают предельных оборотов. Стрелка тахометра не должна выходить в красную зону. В противном случае регулировку осуществляют вновь. Перед началом эксплуатации еще раз проверяют надежность соединений и изоляции. И помните, дополнительное оборудование – новые проблемы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector