1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электро водометный двигатель своими руками

Водомёт из Ветерка — что из этого получается. Видео.

— не советую — шуму много толку мало, на скоростях до 20км/ч важна не скорость струи , а количество перекачиваемой жидкости — импеллер рулит.


судя по этому фото — режим не водоизмещающий , а переходный т.е. порядка 15-17кмч- не хватает мощности мотора В8 для вывода на глиссер, но ведь есть В12.КПД водомёта = 50% от винтового мотора. То , что на фото весит 80 кг водитель, 40 кг лодка,25 мотор , 20 кг бензин =165 кг.15 кг (килограммы которые вытаскивает на глиссер 1 л.с. водомёта) = 11л.с. + 1 в запасе от В 12. Таже лодка и винт 5 л.с.

блин! ветерок просто с винтом едет гораздо быстрее!


ветерок просто с винтом едет гораздо быстрее!

[/QUOTE]

не удивительно, водомёт съедает обычно 15-20% мощщи, а значит и скорости.

есть у мну книжень по водомётам. так её просматривал пару раз прикидывая.
в общем, на девяти силах так носиться как на втором видео. — это да.
но где те чертежи.
а на ветерке, чёй-то не то

Вами приведённый же чертёж. по пунктам:
— требуется как можно меньший подъём воды, иначе потеря мощщи на лишнюю работу
— требуется как можно более плавные изгибы водовода, иначе потери на лишнее трение, завихрения и потеря струи
— не видно выпрямляющего апарата, значит имеем не ровную струю, а кучу разнонаправленных брызг. то-есть не тугой упор, а некий фонтан со стороны кормы
— импеллер не рулит, рулит рулевая лопасть или направление сопла( ну понятно ) так на этом чертеже и импеллер негодный нарисован. имлеллеру требуется крутиться с минимальными зазорами до стенок водовода, вплоть до десятых миллиметра, так-как именно перелив воды через край его лопостей, как и перелив через краая лопостей обычного винта — вызывает при повышеных оборотах кавитацию! и если пропеллеры-винты кавитирующие и суперкавитирующие вроде придумали. и вроде как даже пользуют. то в водомёте, для импеллера — кавитация враг номер раз. ибо с ней давления нету не то что нужного, а вообще, разрушение лопастей только имеется повышеное.
— устанавливать уровень сопла относительно воды, тоже нужно очень точно, на видео с «ветерком», оно явно слишком высоко, а это тоже потеря упора и никакая скорость.

ну и далее можно продолжить, даже не глядя на то что мну не специалист , видно что не водомёт на четеже, а что-то типа насос, потому как все пункты что выше, в пролёте.

посмотрел, книжка не сильно старая оказалась, называется «Стационарные водомёты 2004», чего и Вам желаю просмотреть хотя-бы бегло.

п.с.
наконец открылся третий ролик. но, там тихий ужас. ибо конечно водомёт гораздо безопаснее чем с открытым винтом мотор. а больше и оправдать нечем те покатушки.

не удивительно, водомёт съедает обычно 15-20% мощщи, а значит и скорости.

посмотрел, книжка не сильно старая оказалась, называется «Стационарные водомёты 2004», чего и Вам желаю просмотреть хотя-бы бегло.

Водомет — штука интересная, но неплохо бы начать с теоретического обоснования его необходимости.

bigrubl
но на реке налететь на топляк запросто — последствия печальны потому нужен водомёт и скорость 15-20 меня бы устроила.

В этой ситуации в сто раз проще будет сделать защиту винта, в простонародье именуемую «вилы», и все.

bigrubl
акже преимущество , что не надо подбирать винт под разную загрузку лодки — мотор стабильно работает.

Ну, эта проблема явно не массовая.

С таким ревом,я поначалу даже испугался, думал он в небеса улетит.
просто прикол

RTDS
неплохо бы начать с теоретического обоснования его необходимости

этого есть. — незнакомые места, в которых всё теже каменюки на отмелях, трава, топляки и . сети, то и дело самые живописные и заманчевые заводи могут быть просто перегорожены чинайским говном. иногда брошеное запутаное нет-нет да попадётся. и лучше его блесной достать чем с винта разматывать.

потому, насадка или подвесник несколько проигрывают стационару, когда ничего не свисает с транца и снизу киля не торчит. пусть даже с дохлой(понимать как лёгкой) движкой до 10 кобыл, что му и имеет в планах заколхозить, при первой возможности. а уже далее подбирать к движке плав-средство, дабы вмотировать одно в другое

bigrubl
вместо изготовления импеллера использовать винт

по сути импеллер — винт и есть. разница в форме лопастей, которая в свою очередь оптимальна для уменьшения трения у открытого и уменьшения перехлёста воды через край у закрытого (выше отметил сей момент)
наверное выгоднее будет заказать где-нить импеллер в сборе с блоком (чё там труба, опоры, подшипник), а то и сопел пару к нему, чем колхозить винт, который будет пузыриться и давать фонтан брызг в место упора.

опять же на стационаре — решается выводом выхлопа в струю, где нибуть в районе её выброса. почему я за него, вот где в лёгком весе ещё ничего не топтано. разработчики пугают черезмерной сложностью расчётов, но пмсм, на самом деле — соблюдая простейшие рекомендации, что выше перечислил, можно весьма неплохой апаратик сотворить. двигателей же щас полно, от газонокасилок до снегоуборщиков, и к ним продаются разные.

bigrubl
Ещё можно поиграть с диаметром сопла — повысить скорость струи.

вот тут и влияет зазор от лопастей до стенок водовода, потому как с повышением давления в расчёте на скорость, и начнётся перехлёст и «кипение» пузыри. и получится — на низких оборотах тянет, а чуть газку и пшик.

для борьбы с этим явлением, как раз у импеллера задуманы лопасти суммарной шириной более . в общем фото:

чем больше — тем лучше. куда там обычному винту

п.с. первая ссылка — как бы намекаэ антуражом. на всю увлекательность прооцесса и затеи.

а вторая — вроде оно самое

вот тут и влияет зазор от лопастей до стенок водовода,

ветерок-водомет фигня полная, пример как не надо делать. Мощность дай бог если треть от винтового ветра. Обычный В-8 романтику на глисс за секунды выталкивает, а в ролике скорость как на двухсилке. а вот на базе китайца интересен

ветерок-водомет фигня полная, пример как не надо делать. Мощность дай бог если треть от винтового ветра. Обычный В-8 романтику на глисс за секунды выталкивает, а в ролике скорость как на двухсилке. а вот на базе китайца интересен

планирую сделать так как на фото для пробы — винт от 3 сил правый обрезанный до диаметра 130мм шаг 150 — моторов для пробы 3 = 5 сил стрела и 8 и 12 ветерок — модуль можно переставлять меняя рессору авось гдето получится. Сопло можно сделать регулируемым -вклепав пружинную пластину отжимаемую болтами . Спрямляющего аппарата нет -есть накопитель. По теории к.п.д. 43% http://www.jetmarine.ru/osobennosti-konstruktsij-vodometov Как пишут в теории скорость струи важна для скоростных судов , а для тихоходных важен объём перекачиваемой воды — вот и придётся подстраивать под лодку.что получится. То , что сделал мужик на видео — не понравилось тем , что струя далеко летит по воздуху — не опираясь о воду — вот и скорость дохлая — надо не далее 1.5м -, но с другой стороны может получиться отличный мотор для троллинга — там чем тише тем лучше, а водомёт при низких оборотах практически стоит на месте в отличии от винта . На В8 ниже 5 не опуститься на винте и Романтике.

Читать еще:  Хундай элантра неисправности двигателя



и всё-тки, даже на ногу, я-бы рассматривал вариант прямотока.

вот попался, правда не ветерок а нептун, мож полезно будет (много фоток) —

я-бы рассматривал вариант прямотока.

bigrubl
То , что сделал мужик на видео — не понравилось тем , что струя далеко летит по воздуху — не опираясь о воду — вот и скорость дохлая

А я вот о другом подумал — «какой же дикий шум должна создавать такая струя воды. » Как аэровинт, по меньшей мере.

вот для этого и нужен водомёт

bigrubl
вот для этого и нужен водомёт

Пишите, плз, пояснения. Хотя бы кратко. Никакого желания тратить время на 13-минутное видео нет.

Моторы с водометной насадкой

Водомет — это одна из разновидностей двигателя, который устанавливается в моторную лодку. С помощью водомета происходит передвижение за счет воды, которая выбрасывается тягой. Получается, что мотор имеет мощность, которая намного сильнее, чем обычный двигатель. Лодка лучше двигается, ее скорость увеличивается, в сравнении с обычным мотором. Двигатель с водометом появился даже раньше гребного винта, получается, что в истории он существует более 300 лет.

Прежде чем выбрать необходимую модель, нужно точно знать, для каких целей он будет использоваться. Например: для дальних расстояний, для небольших расстояний, для одноместной лодки, для лодок ПВХ, для больших лодок и так далее. Далее нужно учитывать производителя и модель плавательного средства.

Конструкция мотора с водометной насадкой

Двигатель с водометом это больше напоминающий гребной винт, который установлен в трубу не прямой формы, а конусной (то есть нижняя часть уже, чем верхняя). Когда вода начинает попадать в эту трубу, то тот самый винт и помогает выталкивать из узкой части трубы. Вода выходит под сильным напором, и тем самым лодка движется вперед быстрее. Движение происходит на реактивной тяге. Такой двигатель можно сравнить только с самолетным или ракетным.

В новых водометах производители стали устанавливать несколько винтов для того, чтобы увеличить быструю тягу. Это сразу же преумножает скорость, поэтому лодка с водометом может преодолевать длинные расстояния за незначительное время. Чаще всего этим пользуются рыбаки, охотники, туристы, которым нужно проехать большое расстояние.

Конструкция водомета похожа на металлический корпус, внутри установлен гребной вал. Нижний конец соединен с подшипниками, а с обратной стороны устанавливаются обтекатель, то есть гребной винт. Также втулка скольжения, которая вращается в резинометаллическом подшипнике. Данный подшипник приходит в действие тогда, когда погружен в воду. Штифт помогает передавать гребному валу от мотора вращающий момент.

Из чего состоит двигатель с водометом:

1. Водозаборник. Труба, на которую устанавливают решетку. Через нее проходит вода, решетка служит неким фильтром;

2. Винт. Имеет функцию выталкивания воды, разгоняя ее;

3. Спрямляющий аппарат. Возвращает энергию, которая была затрачена. Возвращает до 15% энергии;

4. Сопло. Сжимает воду и тем самым увеличивает скорость при выбрасывании.

5. Реверсивное устройство. Это управление лодкой. Дополнительная насадка на двигатель, двигающая мотор. Может поворачивать плавательное средство.

Виды моторов

1. Водометы, которые используют для лодок из ПВХ.

Данные моторы используются только для надувных лодок. Они имеют более легкий вес. Поэтому не смогут в полной мере раскрыть свои возможности на других видах лодок.

2. Подвесной водометный лодочный мотор.

Обладают множеством характеристик и эксплуатационными свойствами. В сравнении с винтовыми моторами становятся наиболее популярными. Движение лодки производится посредством вращения в двигателе. Получается, что карданный вал находится на одном месте. Но его вращает не винт, а импеллер. Это рабочее колесо, которое включает насос, является основным в работе водометного мотора. Вода под напором попадает через насос в двигатель. Затем со скоростью выходит в воду. Начинает создаваться противодействие, и лодка начинает двигаться вперед. Если вручную переключить дефлектор, то уже вода начинает вращаться в другую сторону. Таким образом, лодка меняет свое направление на противоположное.

3. Водометные насадки.

Данные насадки устанавливаются и подбираются под конкретную модель, так имеют различия между собой. Устанавливаются на редуктор и гребной винт.

4. Водометные лодочные моторы вмонтированные.

Это усложненное устройство, которое оснащено полным комплектом с технических возможностей. Все детали соответствуют хорошему качеству, чтобы двигатель не вышел из строя. Чаще всего его устанавливают стационарно для преодоления больших расстояний.

Топ 5 лодочных моторов с водометной насадкой

Имеет двигатель двухтактный с мощностью 2,5 л.с. Преимущества в том, что данный мотор развивает скорость довольно быстро. В воде ведет себя отлично, нет сильных вибраций.

Как и Tohatsu, имеет мощность 2,5 л.с. Скорость развивается до 15 км/ч. Но все зависит от самого плавательного средства, бывает и быстрее. Мотор с водометом имеет сильную надежность. Может использоваться рыбаками, которые плавают в мелких водоемах.

Только весь модельный ряд JET. Это двигатели являются высоким классом. Интересная функция заключается в том, что здесь можно регулировать мощность такую, какую необходимо. Скорость выбирается от 40 л.с. и до 50 л.с. Управление может происходить дистанционно или электростартером. Данные моторы отличаются высокой стоимостью.

Облегченная версия моторов. В среднем они имеют вес не более 5 килограмм в сухой кондиции. Скорость развивается в среднем на 8,5 км/час. Топливный бензобак может вмещать до 900 мл.

Это качественные моторы, где диапазон мощности начинается от 40 л.с. и до 50 л.с. Оснащены дополнительными опциями, для более удобного использования. Могут управляться дистанционно. Имеют высокую стоимость.

Преимущества и недостатки моторов

Если основываться на преимуществах моторов с водометом, то одним из главных является, что все детали находятся внутри самого корпуса. Поэтому на мелководье, мотор может касаться дна. Конусный вид не повреждается при соприкосновении и тем самым защищает детали. Если сравнивать с подвесными моторами, наоборот, там винт находится наружи.

Еще один плюс таких моторов в том, что они более маневренны. Это сказывается на том, что лодки, на которых установлен данный мотор могут преодолевать различные препятствия, например: мусор, бугры, ямы, мелководье (глубина до 20 сантиметров) и так далее. Винтовой мотор не смог бы совершить такие технические возможности. В моторе нет вибрации, происходит плавная трансмиссия.

Не существует сопротивления с водой с таким мотором, повышается инерция, а также качественное управление при высокой скорости. Неважно движение идет вперед или в обратную сторону. Уровень шума- практически бесшумный.

К минусам можно отнести:

• Из-за того, что трубы в воде находятся в быстром движении, они сильно трутся;

• Так как мотор с водометом может преодолевать расстояния по мелководью, то внутрь могут попадать мелкие предметы: камни, мусор, песок и так далее. В дальнейшем это может привести к сломанному мотору или поломке его охладительной системы;

• Отличается высокой стоимостью;

• В данном типе мотора нет коробки передач, поэтому он набирает скорость поэтапно без рывков;

• Если начать пользоваться данным мотором, то предварительно необходимо пройти обучение. Если этого не сделать, то с первого раза можно неправильно начать эксплуатировать его. Его система управления другая и рычаг газа необходим только во время ускорения и в не закрытых водоемах. В случаях, если водоем небольшой, то рычаг газа не имеет смысла использовать;

• Может зарастать двигатель. Но в данном случае это распространяется только тогда, когда его не используют часто, много времени он проводит без работы. В случая же, когда двигатель постоянно эксплуатируется, то с ним данная проблема не случается.

Читать еще:  Датчик запуска холодного двигателя ваз 2110

Статьи

Про водометы

Водометный движитель (водомет) — это движитель, у которого сила, движущая судно, создается выталкиваемой из него струей воды (реактивная тяга). По сути это водяной насос, который работает под водой. Применяются обычно на судах, плавающих на мелководье.

Водометные движители используются в мире уже с 1950-х годов. Это новозеландцы изобрели лодочный мотор, который можно было использовать безопасно и надежно на мелководных реках для доставки в труднодоступные места разнообразных грузов. Но для более менее коммерческого и повсеместного применения водометов ждали около 50 лет.

Водометный движитель обычно состоит из:

Достоинства водометного движителя

Недостатки водометного движителя

Мы используем водометные двигатели фирм Mercury и Weber, потому что они и мощные, и надежные, и крутые, что отлично соответствует нашим катерам.

Для тех, кто хочет досконально разобраться как работает водометный движитель

Импеллер

Импеллер (или винт, или рабочее колесо) — это лопаточная машина, заключенная в кольцо, снижает потери мощности и шумность.
Импеллер является главным элементом водометного движителя, преобразующим энергию двигателя в энергию поступательного движения судна.
Гидродинамически импеллеры бывают: осевые с цилиндрической и конической ступицей, осе-диагональные, диагональные и шнековые. Каждый из типов имеет свою область использования.
Осевые импеллеры являются предшественниками всех типов импеллеров водометных двигателей. Отличаются высокими значениями упора на низких скоростях движения. Имеют достаточно низкий кпд и небольшой запас по кавитации, что определяет применение низкооборотных двигателей. Просты в изготовлении.
Осе-диагональные импеллеры характеризуются достаточно высокими значениями кпд, способны эффективно работать на любых скоростях движения судна. Могут быть применены в компоновке со среднеоборотными двигателями.
Диагональные и шнековые импеллеры – это наиболее современные импеллеры, проектирование которых могут себе позволить только фирмы, имеющие базу разработки гидродинамики. У таких импеллеров максимальные значения кпд находятся в зонах высоких оборотов двигателей и скоростей движения судна.
Вообще, импеллер самая сложная деталь в составе водометного движителя, обычно они изготавливаются литыми с последующей механической обработкой лопастей. Некоторые производители изготавливают сварные импеллеры, заранее обработанные лопасти привариваются к ступице. Такая технология допустима в случае с низкооборотными осевыми импеллерами и совершенно не допустима для высокооборотных движителей. Значительный дисбалансы таких импеллеров, переменные силы действующие на лопасти неизменно приводят к отрыву лопастей, что может в свою очередь привести к разрушению всего движителя.
Большинство производителей водометов для малого судостроения изготавливают импеллеры методом точного литья с минимальной последующей обработкой. Такая технология дает значительное снижение стоимости изготовления при соблюдении высокой точности геометрии.
Импеллеры изготавливаются из нержавеющей стали или коррозионно-стойких бронз и латуней.

Водовод

Водовод (или водометная труба, или водозаборник) — обычно это профилированная труба. Водяной поток ускоряется либо лопастным механизмом, либо энергией сгорания топлива или давлением сжатого газа, что и обеспечивает направленный выброс струи через выпускное отверстие в корме. Отбрасываемая масса воды создает упор движителя, что и приводит судно в движение.
Водовод с точки зрения гидродинамики очень важная деталь любого водомета. Кроме этого конструктивно водозаборник, как правило, является несущей силовой деталью водометного движителя.Именно в водозаборнике происходит «подготовка» воды перед импеллером. Очень важно, чтобы течение жидкости подошедшей к импеллеру было максимально равномерным и ламинарным по всему сечению. Кроме того законом изменения сечений водозаборника можно добиться минимального разрежения на входе водозаборника, что положительно сказывается на способности водомета не «засасывать» в себя посторонние предметы.
Многие разработчики и производители недооценивают значения этого важного элемента водометного движителя, считая, что основная задача просто подвести воду к импеллеру. В угоду технологичности и компактности, водозаборники делают зачастую из листового материала, с очень крутыми подъемами свода водозаборника.

Основные правила проектирования водозаборников
Свод водозаборника не должен быть крутым, должно быть соблюдено условие безотрывности течения потока воды от днища катера к своду водозаборника.
Входящая кромка, так называемая «губа» должна иметь профиль максимально приближенный к гидродинамическому.
Сечения водозаборника должны быть максимально приближены к форме трубы. Плоские поверхности образующие вход водозаборника, за два калибра от импеллера должны плавно перейти к форме круга.

Спрямляющий аппарат

Спрямляющий аппарат создает на пути движения воды определенное сопротивление. Что бы это сопротивление уменьшить, в идеале профиль лопаток спрямляющего аппарата должен быть правильного гидродинамического профиля, при этом сама конструкция спрямляющего аппарата не имеет большого значения с точки зрения гидродинамики.
Гидродинамические схемы исполнения спрямляющего аппарата.
Лопаточное поджатие. Это когда лопатки спрямляющего аппарата выполняют одновременно и функцию соплового аппарата. В этом случае профиль лопаток имеет форму клина. У такого спрямляющего аппарата имеется одно преимущество – уменьшение осевого габарита всего водометного движителя. Но недостатков больше, чем преимуществ. Потери КПД достаточно велики, благодаря профилю лопаток. О недостатках такого сопла будет сказано ниже в разделе Сопловой аппарат.
Щелевой водомет. Собственно самого спрямляющего аппарата в такой схеме нет. Функцию спрямления струи выполняет сжатое в прямоугольник сопло.
Авторство этого типа водометного движителя принадлежит ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова. Разрабатывалось это щелевое сопла для водометов большой мощности, для водоизмещающих судов с частично напорным водозаборником. Для глиссирующих судов этот тип ВД не эффективен. Пропульсивный КПД такого движителя не более 0,46, тогда как у традиционных ВД не менее 0,6, а у лучших образцов до 0,65. Такая разница в КПД дает потерю скорости катера более 40%.

Сопловой аппарат

Сопловой аппарат (или просто сопло) – элемент гидродинамической части водометного движителя, формирующий струю, которая выходя из сопла обеспечивает реактивную тягу.
Задача соплового аппарата произвести поджатие воды на выходе из водомета. Уменьшение в сопле проходного сечения преобразует давление воды в ее скорость. Наибольшая эффективность сопла достигается его точной, правильной профилировкой. Уменьшая или увеличивая поджатие сопла, можно менять характеристики водометного движителя.

Виды сопловых аппаратов
В сопле размещен спрямляющий аппарат. Это значительно экономит осевой размер водомета, но требует очень дорогостоящего производства.
Сопло с лопаточными поджатием. В этом случае, так же спрямляющий аппарат расположен в сопле, но само сопло не имеет поджатия, эту функцию выполняют клиновые лопатки спрямляющего аппарата. Из недостатков конструктивных и практических: трудность организации реверсивно-рулевого устройства. Диаметр струи равен диаметру импеллера, соответственно увеличиваются и размеры реверсивного устройства. Струя на выходе из такого сопла рваная и неравномерная, единственный вариант рулевого устройства – рули в потоке – не самый лучший вариант.
Щелевое сопло. В таком сопле, в угоду технологичности (можно все сделать из листового металла) и стремлению к уменьшению габаритов, некоторые изготовители водометов существенно пренебрегают эксплуатационными и техническими параметрами водометных движителей. Как было сказано выше, пропульсивный кпд такого движителя не более 0,46, что ведет к недобору скорости и перерасходу топлива. Как и для сопла с лопаточным поджатием, на водомете с щелевым соплом не возможно организовать эффективное реверсивно-рулевое устройство. Этот тип водометного движителя предложен в ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова и разрабатывался специально для водометов большой мощности, с частично напорным водозаборником.

Реверсивно-рулевое устройство (РРУ)

РРУ обеспечивает поворот судна, а при перекрытии потока из сопла, струя воды поворачивается обратно, что дает судну задний ход.

Задачи реверсивно-рулевого устройства
Максимально эффективно, без значительных усилий управлять судном на всех режимах переднего хода
Максимально эффективно использовать энергию водометного движителя на режиме заднего хода
Обеспечить хорошую управляемость судна при движении и маневрировании на заднем ходу

Наибольшее количество патентов, касающихся водометных движителей, относится именно к РРУ. Практически все ведущие фирмы, производителей водометной техники имеют свои, отличающиеся от других производителей, схемы РРУ.

Для управления на переднем ходу большинство производителей применяют различные конструкции поворотных насадок.

Существует, так называемое полноповоротное сопло, устройство, которое не воздействует на сформированную в сопле струю, поворачивая ее, а само поворачивается вместе со струей. То есть такое сопло по праву может называться устройством управления вектором тяги водометного движителя. Эффективность такого поворотного сопла чрезвычайно высока. На водометах на малом ходу для улучшения управляемости необходимы «подгазовки», а при использовании полноповоротного сопла, такая необходимость отпадает, судно одинаково эффективно управляется как на полном, таки на малом ходу. Конечно, конструкция такого рулевого устройства более сложная, чем у поворотной насадки.

В качестве рулевого устройства иногда используют рули в потоке. Такие устройства имеют целый ряд недостатков таких как: худшая управляемость, нагруженность конструкции, потери эффективности до 5 % кпд движителя, повышенные усилия на штурвальном устройстве.

Известны схемы РРУ, когда рули в потоке при повороте на 90 градусов перекрывают весь поток струи водомета и вода начинает поступать в реверсивную камеру для обеспечения заднего хода, и при осуществлении реверса управляемость судном отсутствует.

Недостатком многих РРУ является нарушение мнемоники управления на режимах заднего хода (это когда при ходе назад, для поворота направо, штурвал необходимо крутить налево). Неэффективные реверсивные устройства – один из главных аргументов не в пользу водометных движителей при сравнении различных типов движителей.

Привод реверсивно-рулевого устройства (РРУ)

Существует великое множество приводов РРУ водометных движителей. Как правило каждая модель водомета любой фирмы имеет свой привод РРУ.
Для водометов большой мощности (более 250-300 л.с.), как правило, применяются приводы, использующие гидравлические исполнительные механизмы. Такие приводы достаточно дороги, так как требуют насосных станций, трубопроводов, исполнительных механизмов.
Если исполнительные гидроцилиндры привода РРУ вынесены за борт судна, нужно быть готовым к тому, что он потребует очень внимательного отношения при эксплуатации. Совершенно не допустимо, что бы исполнительные гидроцилиндры находились под водой.
Для водометов малой мощности (до 150 л.с.), как правило приводы исключительно механические, так как нагрузки на элементы привода незначительны.

Подшипниковые узлы и дейдвудные уплотнения

Многие производители существенно экономят на стоимости производства водометной техники и устанавливают опорные подшипники скольжения и дейдвудные уплотнения – сальниковые набивки.
Применение подшипника скольжения в водометном движителе с технической точки зрения абсолютно не оправдано. Одним из главных параметров водометного двигателя является величина зазора между импеллером и обечайкой. При значительном увеличении этого зазора кпд движителя может существенно упасть.
Подшипник скольжения из-за своих свойств не может обеспечить постоянный зазор. Импеллер начинает задевать за обечайку, изнашиваться и в конечном счете зазор увеличивается. Некоторые производители для уменьшения этого эффекта используют коническую обечайку и рабочее колесо, требующее в процессе эксплуатации регулировки в осевом направлении.
При использовании подшипников качения таких проблем не существует. Безусловно, подшипниковые узлы должны быть надежно защищены от попадания в них воды. Эту функцию выполняет, в том числе, дейдвудное уплотнение.
Идеальным типом дейдвудного уплотнения является торцевое уплотнение. Такое уплотнение требует обязательного использования шарикоподшипниковых опор вала водомета. Торцевое уплотнение при эксплуатации неприхотливо, не требует обслуживания и единственное чего «не любит» — работы без воды.

Водомет подвержен забиванию водорослями, которые, наматываясь на вал с импеллером, могут его заклинить. В случае заклинивания водомета, для предотвращения поломки стационарного двигателя, на валу предусмотрена срезаемая шпонка. Очистить от водорослей можно, открыв смотровой лючок и убрав их. Смотровой лючок находится в своеобразном «колодце», края которого подняты выше ватерлинии, что позволяет иметь доступ к водоводу на плаву. От попадания в водомет крупных камней предохраняет решетка во впускном отверстии.

Водомет своими руками

Водомет, или как его еще называют водометный движитель, это незаменимая часть любого современного судна. Он особенно незаменим для судов, которые плавают преимущество на мелководье. Так же его используют как подруливающее устройство, которое улучшает поворотливость судна. Водометы широко применяются многими известными производителями лодочных моторов, активно используются в производстве катеров. По сути, водомет представляет собой водяной насос, работающий под водой.

Его принцип действия похож на способ передвижения кальмаров, медуз, осьминогов, которые двигаются за счет того, что выбрасывают заглатываемую ими воду. Можно тратить огромные деньги, и покупать водометы для своих судов у известных фирм-производителей. А можно его сделать своими руками. Это не так сложно, как может показаться с первого взгляда. Обучающее видео просто и подробно расскажет, как это сделать.

  1. Видео-обучение «Водомет своими руками»
  2. История создания водомета
  3. Конструкция водометного двигателя
  4. Преимущества водомета:
  5. Недостатки водомета:

Видео-обучение «Водомет своими руками»

История создания водомета

Сама идея о принципе отброса воды основана на архимедовом винте. Еще в 17 веке, в Англии, изобретатели пытались создать водометный двигатель. Однако успехи были достигнуты лишь во времена создания парового двигателя. Наиболее совершенный и похожий на современный водомет тип насоса был создан уже в 19 веке, в Лондоне. Через несколько десятков лет, во времена правления королевы Виктории, водометы опробовали на разных типах судов. Примерно в то же время в Европейских странах рос интерес к этому типу водяного насоса. Так водомет приобрел широкую известно и популярность, благодаря своей эффективности и простоте.

Конструкция водометного двигателя

Водометный движитель, как правило, состоит из таких частей:

  1. Винт с валом (импеллер).
  2. Водовод (водометная труба). Водовод представляет собой профилированную трубу, водяной поток в котором может ускоряться благодаря лопастным механизмам или топливу. Водовод располагается или внутри, или снаружи судна.
  3. Спрямляющий аппарат.
  4. Реверсивно-рулевое устройство. РРУ

Преимущества водомета:

  1. Хорошо защищен от механических внешних повреждений.
  2. Возможность проводить судно по мелководью и засоренным участкам водоема.
  3. Водомет достаточно безопасен для окружающих. Импеллер находится внутри устройства и не представляет большой опасности для людей, которые находятся рядом с судном в воде.
  4. Благодаря водомету можно увеличить максимальную скорость судна.
  5. Отличная экономия топлива на больших скоростях.
  6. Катера с водометными движителями более устойчивы, ими легче управлять.
  7. Благодаря водомету судно может поворачивать практически на месте, и даже двигаться бортом вперед. Судна с классическими винтовыми движителями так делать не могут.
  8. Судно с водометом может практически мгновенно тормозить с полного хода.

Недостатки водомета:

  1. Если сравнивать водомет с винтовым двигателем, то он будет существенно проигрывать в КПД. Это происходит из за ряда причин:
    • помимо перевозки груза, судну с водометом приходится так же транспортировать воду в трубопроводе;
    • судно существенно теряет в мощности из за трения воды и из за турбулентных завихрений водного потока.
  2. Водозабор, помимо воды, может засасывать песок и камни со дна водоема. Это может существенно повредить систему охлаждения или водовод.
  3. Ремонт водомета требует существенных денег.

Эффективность водомета зависит от множества факторов: формы водовода, расположения и конструкции водозаборника. Они менее эффективны чем, например, гребные винты. Водомет, так же как и подвесной мотор, может забивать водорослями. Если они намотаются на вал водомета, его может даже заклинить. Водомет, как и другие движители, имеет свои достоинства и свои недостатки. Однако если научится делать и чинить водомет самому, он станет менее затратным и более выгодным для своего владельца.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector