1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик блокировки запуска двигателя мтз

Датчик блокировки запуска двигателя мтз

Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2012/05/946 (дата обращения: 14.09.2021).

канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.,

канд. техн. наук Картуков А.Г.,

Реле блокировки стартера 2612.3747 служит для автоматического отключения и блокировки включения стартера при работающем двигателе. Оно устанавливается на двигателях автомобилей семейств КамАЗ и УРАЛ [1, 2].

Внешний вид и установка реле в кабине автомобиля УРАЛ-4320-31 представлены на рисунках 1 и 2. Реле установлено слева от рулевой колонки под панелью приборов.

а – внешний вид реле; б – расположение элементов на монтажной плате

Рисунок 1 – Реле блокировки стартера 2612.3747

а – крепление реле; б – размещение и подключение реле при помощи штекерного разъема

Рисунок 2 – Установка реле блокировки стартера 2612.3747

в кабине автомобиля УРАЛ-4320-31

Реле срабатывает при частоте вращения коленчатого вала двигателя (500-600) мин -1 при температуре плюс 20 0 С, размыкая цепь питания обмотки (катушки) тягового реле стартера. С возрастанием температуры срабатывание реле происходит при меньших частотах вращения и наоборот.

За счет автоматизации отключения стартера после пуска двигателя значительно повышается надежность работы системы электростартерного пуска и срок службы стартера. Информация о частоте вращения вала поступает в реле блокировки с одной из фаз генератора 1702.3771 – вывод «W» (Г 288Е – вывод «Л1»).

Техническая характеристика реле блокировки стартера 2612.3747 представлена в таблице.

Таблица – Основные характеристики реле блокировки стартера 2612.3747

блокировка / работа стартера

не более 80 / 300

Автоматическое отключение стартера

при UВХне менее 2,5 В

Подключение реле блокировки стартера к бортовой сети автомобиля представлено на рисунке 3 ,а его принципиальная электрическая схема на рисунке 4.

Рисунок 3 Подключение реле блокировки стартера 2612.3747

к бортовой сети автомобиля

Функционально реле измеряет частоту поступающих от фазы генератора (датчика) импульсов и вырабатывает сигнал отключения стартера. Измерение частоты происходит путем измерения напряжения на конденсаторе С6. Напряжение фазы генератора использовать непосредственно не представляется возможным. Поэтому выходной сигнал с фазы генератора, являющийся одновременно входным сигналом реле блокировки, преобразуется в реле так, что в измерительное устройство поступает сигнал уже одной амплитуды и формы. При этом условии среднее напряжение на конденсаторе С6 будет пропорционально лишь частоте импульсов датчика.

вывод 1 – фиолетовый провод к корпусу («масса» автомобиля); вывод 2 – синий провод от вывода «КЗ» выключателя стартера и приборов; вывод 3 – желтый провод от вывода 85 реле стартера (от катушки реле стартера); вывод 4 – оранжевый провод от тахометра (переменное напряжение вывода «W» генератора); вывод 6 – серо-зеленый провод от вывода 86 реле стартера, подключенного к выводу «СТ» выключателя стартера и приборов

Рисунок 4 –Принципиальная электрическая схема реле блокировки стартера 2612.3747

Сигнал, поступающий с фазы генератора, проходит через цепочку С1-R1, где происходит отсечка постоянной составляющей. Конденсатор С1 вместе с резистором R2 являются дифференцирующей цепочкой. В итоге на резисторе R2 формируются чередующиеся короткие импульсы разной полярности. Диод V1 отсекает импульсы отрицательной полярности, а импульсы положительной полярности подаются на базу транзистора V2 и транзистор открывается, при этом на его коллекторе формируются близкие по форме к прямоугольным импульсы. Цепочка R6 – R7 предназначена для температурной стабилизации работы схемы (резистор R7 имеет обратную зависимость температуры от сопротивления). Заряд конденсатора С6 осуществляется сигналами в виде последовательных прямоугольных импульсов, при этом сигналы на конденсаторе будут иметь пилообразную форму. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя возрастает частота следования прямоугольных импульсов на коллекторе транзистора V2. Время разряда конденсатора С6 сокращается и за более короткий промежуток времени он не успевает сколько-нибудь заметно разрядиться, поэтому среднее значение напряжения на нем существенно увеличивается.

При достижении установленной частоты вращения коленчатого вала двигателя (определенной частоты следования прямоугольных импульсов) напряжение на конденсаторе С6 достигает значения пробоя стабилитрона V8. При его пробое положительный сигнал подается на базу транзистора V9, последний открывается и переходит в состояние насыщения. Сопротивление насыщенного транзистора очень мало и, по существу цепь эмиттер – база транзистора V11 закорачивается и транзистор запирается. В коллекторную цепь транзистора V11 включена обмотка (катушка) реле стартера 738.3747-20, ток по которой может протекать только при открытом транзисторе V11. Следовательно, при запирании транзистора V11 происходит обесточивание обмотки реле стартера, контакты его размыкаются и выключают тяговое реле стартера. Как только транзистор V11 запирается, напряжение на его коллекторе возрастает и через цепочку R11 – R10 подается на базу транзистора V9, удерживая его в открытом состоянии независимо от того, с какой частотой вращается коленчатый вал двигателя.

Режим работы реле блокировки стартера определяется, по существу, двумя состояниями стабилитрона V8: стабилитрон закрыт (транзистор V9 закрыт, транзистор V11 открыт и по обмотке реле стартера протекает ток); стабилитрон пробит (транзистор V9 открыт и находится в состоянии насыщения, транзистор V11 закрыт и обмотка реле стартера обесточена).

Повторное включение стартера после первой неудачной попытки пуска возможно только после предварительного перевода ключа выключателя приборов и стартера в положение “Выключено”. Блокировка включения стартера выключается при отказе фазы генератора переменного тока, которая является датчиком частоты вращения коленчатого вала, или при обрыве в цепи датчика. В указанных случаях стартер не отключается автоматически, его отключение после пуска двигателя осуществляется только после перевода выключателя стартера и приборов из нефиксированного положения II в фиксированное положение I [3].

Типичным признаком отказа реле блокировки может быть обесточивание обмотки реле стартера при любых частотах вращения коленчатого вала. При такой неисправности невозможно включить стартер и необходимо в первую очередь проверить цепь реле блокировки. При проверке с помощью контрольной лампы исправности цепи реле блокировки следует включить выключатель аккумуляторных батарей, а затем выключатель стартера и приборов в нефиксированное положение «II». Контрольная лампа напряжением 24 В мощностью (1-3) Вт в последовательности, представленной на рисунке 5 а, б подключается к выводам реле.

а, б – последовательность подключения контрольной лампы к выводам реле блокировки стартера; в – подключение к корпусу катушки реле стартера при неисправном реле блокировки стартера для электростартерного пуска двигателя

Рисунок 5 – Проверка исправности цепи и реле блокировки

стартера 2612.3747
с помощью контрольной лампы

Если при подключении контрольной лампы к выводам 2, 3, 6 реле при каждом подключении лампа горит, а при подключении контрольной лампы к выводу 1 реле она не горит, то реле блокировки неисправно и его необходимо заменить или отправить в ремонт. Если при подключении к выводу 1 реле блокировки лампа горит, то, возможно, отсутствует контакт вывода 1 с корпусом и поэтому реле стартера не срабатывает (не слышно характерного «щелчка» его контактов).

Если после пуска двигателя от вывода «W» (Л1) генератора переменное подается на вывод 4 реле блокировки, а стартер автоматически не отключается (стартер отключается только ключом выключателя стартера и приборов), реле блокировки неисправно и его необходимо заменить или отправить в ремонт.

На рисунке 6 представлена монтажная схема реле блокировки стартера. Рассмотренная выше неисправность возникает при пробое транзистора V9 или стабилитрона V8. Данный отказ определяют путем измерения прямого и обратного сопротивления стабилитрона или транзистора с помощью тестера.

При обрыве диода V1 во входной цепи реле и при пробое транзистора V11 не происходит отключение стартера при выходе двигателя на номинальную частоту вращения. Данный отказ определяют путем измерения тестером прямого и обратного сопротивления диода и транзистора. При ремонте неисправные элементы схемы необходимо заменить.

Рисунок 6 – Монтажная схема реле блокировки стартера 2612.3747

Причиной неисправности в работе реле может быть также отсутствие сигнала от генератора на входе реле (вывод 4) и тогда реле не отключает стартер в автоматическом режиме. Блокировка включения стартера выключается при отказе фазы генератора переменного тока, которая является датчиком частоты вращения коленчатого вала, или при обрыве в цепи датчика. Необходимо найти и устранить причину неисправности.

Неисправные элементы схемы определяются с помощью тестера при подаче на вывод 4 реле блокировки переменного напряжения различной частоты [3]. При этом выводы 2, 3, 6 реле должны быть подключены к плюсу источника постоянного тока напряжение 24 В, а вывод 1 – к его минусу.

Отказы реле блокировки могут также иметь следующие признаки: преждевременное срабатывание реле, в результате чего при неустойчивой работе двигатель глохнет; запаздывание срабатывания реле приводит к отключению стартера при больших частотах или после отключения стартера водителем.

Читать еще:  Гранта 219110 какой двигатель

Если нет возможности заменить или отремонтировать реле, то для электростартерного пуска двигателя необходимо отсоединить желтый провод от штекерного разъема подключения реле (от вывода 3) и подсоединить его к корпусу, как показано на рисунке 5 в.

При таком подключении реле стартера следует помнить, что отсутствуют автоматическое отключение и блокировка включения стартера. Поэтому водителю следует быть внимательным при пуске и работе двигателя.

1 Акимов, С.В. Электрооборудование автомобилей [Текст] / С. В. Акимов, Ю. П. Чижков – М.: ЗАО «КЖИ» «За рулем», 2004. – 384 с.

2 Чижков, Ю.П. Электрооборудование автомобилей. Курс лекций. Ч.1 [Текст] / Ю. П. Чижков – М.: Машиностроение, 2002. – 240 с.

3 Данов, Б.А. Электрооборудование автомобилей КамАЗ [Текст] / Б. А. Данов, В.Д. Рогачев – М.: Транспорт, 2000. – 126 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Датчик блокировки дифференциала МТЗ-80/82

70-4802005 Арматура датчика блокировки в сборе

70-4801010 Датчик блокировки в сборе

70-4802010 Клапан редукционный с шайбой и корпусом в сборе

1 45.98166067 Шайба

2 Болт М10-6gх18.88.35.019 ГОСТ 7795-70

3 Шайба 10.01.019 ГОСТ 11371-77

4 70-4802043 Кляммер

5 ПР-32 Прокладка

6 70-4802030 Маслопровод

7 Д18-051 Болт поворотного угольника

8 Д18-055-А Кольцо

9 Кольцо 006-010-25-14 ГОСТ 9833-73

10 70-4801015 Щуп

11 70-4801045 Пружина

12 70-4801011 Золотник

13 70-4801020 Толкатель .

14 Кольцо 025-030-30-14 ГОСТ 9833-73

15 Кольцо 008-012-25-14 ГОСТ 9833-73

16 70-4801023 Корпус

17 70-4801019 Втулка

18 70-4801016 Стопор

19 Шарик Y5,556 мм Н ГОСТ 3722-60

20 70-3407147 Шайба

21 70-4802013 Клапан

22 70-4802011 Корпус

23 36-1104788 Прокладка

24 70-4802020 Маслопровод

25 36-1104787 Болт штуцера

26 70-4801050 Крышка

27 45.98166068 Шайба

28 Болт М12-6gх50.88.35.019 ГОСТ 7795-70

29 Шайба 6 65Г 05 ГОСТ 6402-70

30 Винт М6-6gх16.58.019 ГОСТ 17473-72

31 70-4801030 Кран

32 Болт М12-6gх40.88.35.019 ГОСТ 7795-70

33 Болт М10-6gх20.88.35.019 ГОСТ 7795-70

34 70-4802061 Кронштейн

35 70-4802045 Кляммер

36 70-4802050 Маслопровод

37 297580-П8 Пряжка

38 70-4802062 Шланг

39 70-4802040 Маслопровод

40 287582-П8 Лента

41 Шплинт 6,3х36 ГОСТ 397-66

70-4802005, 70-4801010, 70-4802010, 45.98166067, 70-4802043, 70-4802030, 70-4801015, 70-4801045, 70-4801011, 70-4801020, 70-4801023, 70-4801019, 70-4801016, 70-3407147, 70-4802013, 70-4802011, 36-1104788, 70-4802020, 36-1104787, 70-4801050, 45.98166068, 70-4801030, 70-4802061, 70-4802045, 70-4802050, 70-4802062, 70-4802040

Управление блокировкой дифференциала трактора МТЗ-80/82

Детали управления блокировкой дифференциала МТЗ-80/82

70-4803010 Управление в сборе

1 70-4803018-Б Кронштейн

2 70-4803019 Пружина

3 70-4803040 Трос управления

4 70-4803021 Кронштейн

5 70-4803022 Втулка

6 70-4803050 Трос управления

7 70-4803022 Втулка

8 70-4803013-Б Тяга

9 70-4803070 Кронштейн

10 70-4803060 Рукоятка

11 Гайка М8.6Н.6.016 ГОСТ 5915-70

12 Болт М6-6gх14.88.35.019 ГОСТ 7796-70

13 Шайба 6.65Г.06 ГОСТ 6402-70

14 70-4803022 Втулка

15 70-1310441 Фиксатор

16 Болт М4-6gх8.58.019 ГОСТ 17473-72

17 Болт М5-6gх12.58.019 ГОСТ 17473-72

18 70-4803023 Муфта

70-4803010, 70-4803018-Б, 70-4803019, 70-4803040, 70-4803021, 70-4803022, 70-4803050, 70-4803022, 70-4803013-Б, 70-4803070, 70-4803060, 70-4803022, 70-1310441, 70-4803023

Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) трактора МТЗ-80, МТЗ-82 установлен на гидроусилителе рулевого управления. Он управляет включением муфты блокировки при прямолинейном движении трактора и выключением ее для разблокирования дифференциала при поворотах передних колес.

Датчик автоматической блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82 размещен в упоре рейки и состоит из золотника, крана управления с маховичком, щупа. В систему АБД входит также нерегулируемый редукционный клапан, поддерживающий в гидросистеме автоблокировки подпор давления 0,7. 1,0 МПа (7. 10 кгс/см²) при температуре масла 40. 70°С.

АБД трактора МТЗ-80, МТЗ-82 включается в работу поворотом маховичка так, чтобы прорезь на маховичке совпала с выбитыми на плоскости крышки упора буквами «ВКЛ». При выключении автоблокировки прорезь совпадает с буквами «ВЫКЛ».

В положении маховичка «ВКЛ» диафрагма цилиндра блокирующего устройства дифференциала соединена через маслопровод с напорной магистралью редукционного клапана. Давлением масла через диафрагму сжимаются диски, и крестовина дифференциала блокируется с левой ведущей шестерней конечной передачи.

При повороте направляющих колес на угол, превышающий 13°, рейка переместится настолько, что толкатель золотника выходит из канавки на рейке и перемещает золотник, который соединяет внутреннюю полость крана со сливом в бак.

Таким образом, напорная магистраль и полость диафрагмы соединяются со сливом. Давление масла в полости диафрагмы падает, и муфта блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82 отключается, что обеспечивает поворот трактора с различной скоростью вращения правого и левого задних колес.

В положении маховичка «ВЫКЛ» кран поворачивается так, что внутренняя полость крана и полость диафрагмы соединяются со сливом. Следовательно, в этом положении дифференциал не блокируется.

С помощью щупа находят среднее положение рейки для установки передних колес трактора при регулировке тяг рулевой трапеции. Рейка будет находиться в среднем положении, когда щуп максимально приближен к плоскости упора.

Управление блокировкой дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82 производится рукояткой, расположенной в кабине и соединенной тросом с маховичком крана датчика. Рукоятка имеет три положения:

— I — положение-«блокировка дифференциала выключена»-рукоятка находится в крайнем переднем положении. Риска на маховичке совпадает с риской «ВЫКЛ» на крышке датчика;

— II — положение — «автоматическая блокировка дифференциала включена» — рукоятка сдвинута назад по ходу трактора в среднее положение и зафиксирована поворотом на 90° по часовой стрелке. Риска крана совпадает с риской «ВКЛ»;

— III — положение — «блокирование дифференциала принудительное» — рукоятка вытянута в крайнее заднее положение и удерживается рукой тракториста.

Кран повернут против часовой стрелки до упора и независимо от положения рейки соединяет напорную магистраль редукционного клапана с цилиндром блокировки трактора МТЗ-80, МТЗ-82, обеспечивая принудительное блокирование задних колес.

После того как тракторист отпускает рукоятку, она под действием пружины троса возвращается в положение, и дифференциал разблокируется.

Механизм блокировки запуска пускового двигателя

МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ЗАПУСКА ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий контактный прерыватель. установленный в цепи первичной обмотки магнеттопускового двигателя, и пластину , установленную на крышке коробки передач с возможностью взаимодействия с рычагом переключения передач и контактным прерывателем, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности, пластина закреплена неподвижно на крышке коробки передач, при этом в ней по траектории перемещения рычага переключения передач выполнены пазы с упорами, а рычаг переключения передач выполнен из двух, соединенных между собой составных частей, между которыми установлен контактньж прерыватель , расположенный на уровне упомянутых упоров. (Л со 00 00 4:i. СО

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3561073/27-11 (22) 02.03.83 (46) 23.06.84. Бюл. № 23 (72) В. С. Шкрабак (71) Лени нградский ордена Трудового

Красного Знамени сельскохозяйственный институт (53) 629.113(088.8) (56) 1. Тракторы Беларусь ЮМЗ вЂ” 6Л и

ЮМЗ вЂ” 6М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., «Машиностроение», 1976, с. 94, рис. 47 (прототип). (54) (57) МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ

ЗАПУСКА ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий контактный прерыватель, установленный в цепи первичной обмотки магнеттопускового двигателя, и пластину, установленную на крышке коробки передач с возможностью взаимодействия с рычагом переключения передач и контактным прерывателем, отличающиися тем, что, с целью повышения безопасности, пластина закреплена неподвижно на крышке коробки передач, при этом в ней по траектории перемещения рычага переключения передач выполнены пазы с упорами, а рычаг переключения передач выполнен из двух, соединенных между собой составных частей, между которыми установлен контактный прерыватель, расположенный на уровне упомянутых упоров.

Изобретение относится к устройствам, повышающим безопасность эксплуатации мобильных транспортных средств.

Известен механизм блокировки запуска пускового двигателя, содержащий контактный прерыватель, установленный в цепи первичной обмотки магнеттопускового двигателя, и пластину, установленную на крышке коробки передач с возможностью взаимодействия с рычагом переключения передач и контактным прерывателем (1).

Недостатком известного механизма является низкая безопасность работы.

Цель изобретения — повышение безопасности работы.

Указанная цель достигается тем, что в механизме блокировки запуска пускового двигателя, содержашем контактный прерыватель, установленный в цепи первичной обмотки магнеттопускового двигателя, и пластину, установленную на крышке коробки передач с возможностью взаимодействия с рычагом переключения передач и контактным прерывателем, пластина закреплена неподвижно на крышке коробки передач, при этом в ней по траектории перемещения рычага переключения передач выполнены пазы с упорами, а рычаг переключения передач выполнен из двух, соединенных между собой составных частей, между которыми установлен контактный прерыватель, расположенный на уровне упомянутых упоров.

Читать еще:  Блок двигателя 11193 характеристики

На фиг. 1 показана принципиальная схема механизма; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — механизм, общий вид; на фиг. 4 — рычаг управления.

Механизм содержит фигурную пластину 1 с укрепленными в ней упорами 2 и прикрепленными к ее корпусу изолированными электропроводами 3. Крепится пластина болтами 4 над крышкой коробки передач с регулировкой по высоте. Внутри пластины может перемещаться по своей обычной траектории рычаг 5 переключения передач (этому способствуют выбранные внутри пластины фигурные пазы по траектории движения рычага). В рычаге 5 вмонтирован контактный прерыватель, имеюший пружину 6, контакты фиксаторов 7, подвижную ось 8, подведенные к нему и крепящиеся болтом 9 электропровода, фиксируюшие гайки 10, контактные шарики 11, стакан 12 изоляционный, контактную пружину 13, прокладку 14 изолирующую, гайки 15 регулировки положения пластины по высоте над крышкой коробки передач. Если запуск основного двигателя осуществляется от пускового, то устройство подключается в первичную обмотку !6 магнетто, имеющего вторичную обмотку 17, а если запуск основного двигателя осуществляется от стартера, то устройство подключается к системе элект 10

45 розапуска, имеющей ключ 18 стартера, втягивающую обмотку 19 тягового реле, удерживающую обмотку 20 тягового реле.

Контактный прерыватель крепится в рычаге переключения передач при помощи составного корпуса 21, состоящего из левой и правой частей, при помощи крепежных болтов 22. Подвижные оси контактов прерывателя имеют упорные головки 23. Для монтирования контактного прерывателя в рычаге переключения передач последний разрезают на требуемой высоте и в его верхней и нижней половинах ысверливают отверстия под болты крепления корпуса контактного прерывателя. Высоту пластины 1 (над крышкой коробки передач) устанавливают по месту с учетом конфигурации и величины рычага переключения передач.

Механизм блокировки работает следующим образом.

Перед запуском двигателя при нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении его контактный прерыватель не касается упорными головками 23 упоров 2 и занимает положение П (фиг. 1).

Цепи электропитания первичной обмотки

16 магнетто или втягивающей обмотки 19 тягового реле электростартера замкнуты в этом случае. Поэтому при нажатии кнопки «Пуск» или включении ключа запуска двигатель запускается. При включенной же перед запуском двигателя передаче рычаг 5 переключения передач занимает соответствуюгцее положение и при полном его включении (до фиксации этого положения фиксатором) контактный прерыватель своей упорной головкой 23 упирается в один из неподвижных упоров 2; в результате сжатия его пружины (со стороны упора) ось 8 переместится, а вместе с ней переместится влево или вправо и изоляционный стакан 12 с контактными пружинами и шариками. Контактный прерыватель занимает положение

П или Пз и разрывает цепь питания указанных обмоток магнетто или электростартера. По этой причине запуск двигателя невозможен до тех пор, пока рычаг 5 переключения передач не поставлен в нейтральное положение, а элементы контактного переключателя под действием сжатой и растянутой (правой и левой его пружиной не займут положение П1. При положении П по-прежнему обеспечивается свободный запуск двигателя.

При оснащении предлагаемым устройством тракторов и других мобильных машин исключается возможность запуска их при включенной скорости, а значит и связанные с этим тяжелые и летальные травмы в результате «самонаездов» и наездов на других лиц, находящихся в направлении движения машины.

Составитель А. Варыков

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Ргушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сигнализация блокирует двигатель: как снять блокировку

Блокировка запуска двигателя является функцией, которая находится в списке доступных опций практически любого противоугонного комплекса. В этом случае в системе присутствует иммобилайзер, который опознает владельца по специальной метке и позволяет завести мотор. Блокировать запуск двигателя также могут обычные автомобильные сигнализации, имеющие в своем арсенале подобную функцию.

По заверениям специалистов, которые работают с автомобильным электрооборудованием, более половины всех случаев неожиданных отказов двигателя заводиться напрямую связаны с неисправностями автосигнализации. Отметим, что сложность реализации блокировок в этом случае заметно проще по сравнению с комплексными противоугонными решениями. Это существенно повышает шансы снять блокировку запуска двигателя самостоятельно в случае поломки или сбоя. Далее мы рассмотрим, что делать водителю, если сигнализация блокирует запуск двигателя.

Блокировка двигателя автосигнализацией

При наличии установленных противоугонных систем за блокировку запуска мотора отвечает электрооборудование. Иммобилайзеры или автомобильные сигнализации могут оказаться неисправными и давать постоянные или единичные сбои в процессе работы.

Необходимо добавить, что степень серьезности проблемы будет зависеть не от конкретной модели или марки авто, а от сложности установленного защитного противоугонного комплекса.

Случайная активация функции блокировки двигателя

Первым делом внимательно изучите отображаемые пиктограммы на брелке сигнализации. Частой причиной блокировки является случайная активация дополнительных функций. Также необходимо проследить за показаниями контрольной лампочки СИД (при наличии) в салоне автомобиля, которая служит световым индикатором состояния сигнализации. Мигания лампы-светодиода в большинстве случаев указывают на то, что в меню активирована противоугонная функция иммобилайзера.

Если после поворота ключа в замке и включения зажигания наблюдаются частые моргания сигнальной лампы (на примере автосигнализации StarLine) перед запуском двигателя, а на самом брелке отображается пиктограмма с надписью «иммо»:

  1. одним из способов решения проблемы будет вынуть ключ из замка, после чего достаточно нажать на кнопку открытия центрального замка дверей на брелке.
  2. также можно выйти из автомобиля, поставить сигнализацию в режим охраны, затем снять с охраны и далее заводить двигатель.

Другими словами, необходимо удостовериться в том, что сигнализация работает в штатном и привычном для владельца режиме. До 30% случаев блокировки запуска двигателя сигнализацией происходят по причине случайного изменения программных настроек. Задачей водителя становится отключение всех лишних функций в настройках.

На примере сигнализации StarLine обратим внимание, что в данной системе имеется опция «двухэтапного» снятия блокировок. Активация функции может произойти случайно, на экране брелка будет светиться отдельная пиктограмма. Для отключения на брелке необходимо удерживать нажатой кнопку 3. Брелок издаст два пика, после чего кнопка 3 единоразово нажимается снова. Затем на несколько секунд зажимается кнопка 1, далее производится снятие охранных функций;

Отключение блокировок при помощи сервисной кнопки в салоне

В том случае, если признаки непреднамеренной активации блокировок запуска двигателя отсутствуют, можно попытаться разблокировать двигатель при помощи сервисного режима. Такой режим имеет название Valet и служит для перевода системы в сервисный режим. Для активации необходимо вставить ключ в замок зажигания, включить зажигание и далее выключить его.

После этого нужно удерживать кнопку включения сервисного режима около 10-20 сек. Результатом станет уведомление при помощи специального короткого сигнала, после чего сигнальная лампа (световой индикатор, СИД) будет гореть постоянно. Данный способ означает отключение всех функций охраны, что также может означать снятие блокировок с двигателя. Добавим, что после устранения проблемы необходимо снова активировать охранные функции сигнализации.

Самостоятельный поиск неисправностей сигнализации

  • Устранить неисправность и снять блокировку двигателя своими руками зачастую удается в том случае, если получится обнаружить перегоревшие предохранители. Данная проблема часто приводит к сбоям в работе сигнализации. Предохранители необходимо проверить, в случае обнаружения проблемного элемента необходимо заменить сгоревший предохранитель на заведомо исправный.
  • Неполадки в работе сигнализации также могут быть связаны с недостаточным зарядом АКБ или плохо закрепленными клеммами на контактах батареи. В этом случае АКБ еще способна вяло провернуть стартер, но блокировка двигателя уже может сработать и далее препятствовать запуску ДВС.
  • Еще одним шагом станет проверка концевых выключателей (концевиков), которые находятся под крышкой капота и багажника. Попадание влаги или окисление концевика часто становится причиной неверного сигнала на управляющий блок сигнализации, что приводит к блокировке двигателя. Обратите внимание, что непрофессиональная установка сигнализации и концевиков, а также неправильно осуществленная мойка двигателя может привести к сбоям в работе электрооборудования.

Советы и рекомендации

Если попытки снять блокировки двигателя и завести мотор оказались безуспешными, тогда высока вероятность серьезного сбоя или выхода из строя отдельных элементов сигнализации. Результатом становится произвольное срабатывание блокировок двигателя, которые штатными методами отключить не удается. Неисправную машину необходимо доставить на станцию техобслуживания, так как снятие блокировки потребует профессионального вмешательства.

Читать еще:  Характерные неисправности асинхронных двигателей

Осуществить указанную доставку можно эвакуатором. Еще одним доступным способом является вызов автоэлектрика, который работает на выезд. Отметим, что конечные затраты на оплату услуги выездной разблокировки двигателя, отключения сигнализации автомобиля, аварийного открытия замков и т.п. зачастую получаются меньшими по сравнению с доставкой машины в сервисный центр на эвакуаторе и оплатой ремонта в техцентре.

Защита от угона. Блокировки двигателя. Как?

Угонщик обошёл штатный иммобилайзер. Следующее, во что он упрётся, блокировки двигателя.

Прежде, чем продолжить наш детектив, придётся в общих чертах разобраться, что блокировать, как блокировать и вообще, что это за зверь такой, блокировка. Пригодится для понимания дальнейшего развития событий. Получилось длинно, зато с картинками.

Блокировки должны быть выполнены так, чтобы принципиально исключить возможность их обхода без поднятия капота, которое в свою очередь должно быть максимально затруднено. Это краеугольный момент. Дальше будет немного нудятины, извините, без этого никак.

Для наглядности нарисовал картинку, которая чуть выше.

Современный двигатель работает под управлением бригадира, который представляет собой компьютер, именуемый ЭБУ (Электронный Блок Управления, в народе “мозги”). На входе показания всевозможных датчиков (слева вверху), на выходе команды на открытие форсунок в конкретных цилиндрах и воспламенение смеси (справа вверху).

Для запуска двигателя необходимо опознать ключ зажигания, чем занимается отдельный модуль, без команды от которого ЭБУ не разрешит запуск двигателя. Это как раз то самое, что угонщик сломал в предыдущей части.

Наконец, ЭБУ даёт добро на включение бензонасоса, стартера, а также подаёт напряжение много куда.

Ещё есть шина CAN, но эту песню споём отдельно.

Когда вы вставляете ключ в замок зажигания и поворачиваете его, получается что? Правильно, на приборке загораются лампочки. Но чуть раньше ЭБУ успевает опросить ключ, понять, что он свой, разрешить запуск двигателя, включить бензонасос. И только потом зажигает лампочки. После включения стартера ЭБУ переходит в режим опроса датчиков и выдачу распоряжений на впрыск и воспламенение топлива.

Физически это добро представляет собой кучу проводов, расползающихся от “мозгов” по всему подкапотному пространству. Их не очень хорошо видно, поскольку провода аккуратно уложены в жгуты и спрятаны подальше от кривых рук владельца, чтобы их случайно не повредить.

Как вы понимаете, если какой-нибудь провод перекусить, двигатель скорей всего работать не будет. Можете проверить. Если вы перекусили провод, а двигатель всё равно работает, попробуйте перекусить другой. Перекушенный провод, очевидно, является неисправностью. Устранить неисправность может сервисмен, тоже можете проверить, привезя машину на эвакуаторе. Нормальный сервисмен довольно быстро поймёт, в чём неисправность и найдёт перекушенный провод, причём он не будет перебирать все провода подряд. Это тоже важный момент, запомните его.

Что такое блокировка

Блокировка суть искусственно созданная неисправность, без устранения которой двигатель работать не может.

Очевидно, если, например, отключить бензонасос, топливо перестанет поступать в двигатель, и он работать не будет. Можно отключить цепь зажигания или форсунок (которые впрыскивают топливо), результат будет тот же.

Отключить следует понимать буквально — разрезать провод.

Суть блокировки как раз в этом, физически разрывается некая электрическая цепь, в место разрыва ставится кнопка, которую водитель должен удерживать нажатой во время движения. Отпустил кнопку — машина заглохла. Шутка. Но суть именно такова, только вместо кнопки используется реле, умеющее разрывать и замыкать цепь, создавая и ликвидируя таким образом неисправность по внешней команде, которую выдаёт блок сигнализации или иное устройство.

Блокировки можно разделить на несколько типов по исполнению и на несколько типов по подключению. То и другое имеет существенное влияние на угоностойкость, поэтому я вынес рассмотрение блокировок в отдельный пост, точнее даже в два поста.

Терминология местами моя собственная, поскольку никакой устоявшейся классификации не существует.

Типы блокировок по исполнению

Сначала простейшие аналоговые.

Первый вариант самый простой. Реле блокировки находится непосредственно в блоке сигнализации.

Разорванная цепь подключается прямо к блоку.

Достоинства. Простота реализации, отказоустойчивость.

Недостатки. Защитой от угона не является, поскольку добравшись до блока сигнализации (а угонщик до него доберётся), можно без труда восстановить разорванную электрическую цепь.

Резюме. К применению не рекомендуется.

Второй вариант является развитием первого. Реле блокировки выносится из блока сигнализации и прячется под капотом. Управление производится по проводу, соединяющему реле с сигнализацией простой подачей напряжения. Например, есть напряжение — замыкаем цепь, нет напряжения — размыкаем.

Достоинства. Отказоустойчивость. Угоностойкость чуть выше, чем у первого варианта.

Недостатки. Защитой от угона не является, поскольку добравшись до блока сигнализации (а угонщик до него доберётся), можно без труда подать на управляющий провод напряжение, восстановив тем самым разорванную электричекую цепь.

Резюме. К применению не рекомендуется.

Цифровые блокировки

Третий вариант — развитие второго. Физически всё выглядит точно так же, но для разблокировки по управляющему проводу требуется подать определённый цифровой сигнал, своего рода пароль. Простая подача напряжения не поможет. И вообще ничего не поможет, кроме правильного пароля.

Достоинства. Отказоустойчивость. Быстрому взлому не поддаётся.

Недостатки. Наличие кабеля от блока сигнализации к реле блокировки позволяет по этому кабелю найти реле и отключить блокировку.

Резюме. Возможность найти реле по кабелю порождает требование тщательно этот кабель спрятать, чтобы быстро найти реле было невозможно, что сделает бессмысленной попытку поиска. Подключение имеет право на жизнь.

Четвёртый вариант отличается от всех предыдущих отсутствием прямой физической связи между блоком сигнализации и реле блокировки. Управляющий сигнал подаётся по штатной проводке автомобиля. Сам сигнал цифровой, разумеется.

Достоинства. Невозможность обнаружить блокировку по проводам. Быстрому взлому не поддаётся.

Недостатки. Угонщик может подать цифровой “шум” в проводку, воспрепятствовав тем самым передаче управляющего сигнала.

Резюме. Подключение имеет право на жизнь при условии, что предусмотрена ситуация подачи “шума” в электрическую сеть автомобиля без снижения угоностойкости. Кроме того, для надёжной работы требуется высокая квалификация установщика.

Тут может возникнуть вопрос: ну подал угонщик “шум”, ну не увидело реле управляющий сигнал, ну и что? Блокировка не замкнёт цепь, а ведь именно это и требуется! Не всегда. Бывают ситуации, когда блокировка по умолчанию выключена, а срабатывает только при наличии определённых условий. Об этом позже.

Пятый вариант. Управляющий сигнал передаётся по радиоканалу. Сигнал цифровой, конечно же.

Достоинства. Невозможность обнаружить блокировку по проводам. Быстрому взлому не поддаётся.

Недостатки. Угонщик может включить радиошумелку, которая помешает принять управляющий сигнал. Проблемы могут возникнуть и при повседневной эксплуатации в условиях сильного радиошума. Установщик вместе с владельцем должны всё это предусмотреть, чтобы не возникло опасных ситуаций.

Резюме. Подключение имеет право на жизнь при условии исключения проблем при эксплуатации и невозможности обойти блокировку шумелкой.

Блокировки должны быть цифровыми, то есть, трёх последних типов. Только они не вскрываются простыми методами. Очевидно, что когда разрываемая цепь находится под капотом, и там же расположено реле блокировки, устранить её без поднятия капота невозможно в принципе.

Отсюда же следует полная бессмысленность располагать блокировки в салоне автомобиля, как это почти всегда делают при установке охраны у официальных дилеров. Обычно ещё и рядом с блоком сигнализации. Блокировка может быть очень умной, со сложными алгоритмами шифрования пароля и так далее, но когда к ней есть физический доступ, это не имеет никакого значения, угонщик просто замкнёт разорванную цепь. Ему даже не потребуется думать, что за цепь разорвана, незачем, когда реле блокировки вот оно, примотано изолентой к блоку сигнализации.

Пользуясь случаем, ещё раз подчеркну, что качество установки охранной системы имеет ключевое значение, не меньшее, чем качество самой системы. Аналогично очень важно и правильное поведение владельца в процессе эксплуатации.

Однако, при установке и настройке совершенно необходимо учесть нюансы эксплуатации во избежание неприятных ситуаций, когда законный владелец не может воспользоваться собственным автомобилем. И наоборот, когда помеха, поставленная угонщиком, позволяет обойти блокировку — не должно быть никаких других способов обхода, кроме поднятия капота и восстановления разорванной цепи.

В следующей части рассмотрим не менее важный вопрос, что можно блокировать для затруднения запуска двигателя.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector