0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит двигатель с сухим картером

Система смазки с сухим картером: назначение, принцип работы, плюсы и минусы

Как известно, моторное масло, которое является рабочей жидкостью масляной системы силового агрегата, играет важную роль в общем устройстве ДВС. Главной задачей системы смазки и самой смазочной жидкости становится предотвращение сухого трения поверхностей сопряженных деталей, удаление продуктов износа и загрязнений, а также охлаждение поверхностей.

К одним деталям и узлам силового агрегата масло подается под давлением, смазывание других осуществляется методом разбрызгивания, некоторые элементы получают смазку благодаря тому, что смазочная жидкость попросту стекает на них естественным образом.

Наибольшее распространение получила система смазки с «мокрым» картером, в которой масло постоянно находится в масляном поддоне. Во время работы двигателя маслонасос осуществляет забор смазки из поддона, который фактически является резервуаром, после чего под давлением смазка подается в масляные каналы двигателя.

Отметим, что хотя решение надежное и давно проверенное, такая система не лишена недостатков, а также в определенных условиях не справляется со своей основной задачей по защите нагруженных деталей. Если автомобиль предполагается эксплуатировать в подобных условиях, часто используется альтернативная схема, более известная как система «сухого картера». Давайте рассмотрим особенности масляной системы с сухим картером более подробно.

Система «сухого картера» двигателя: назначение и устройство

Итак, как уже было сказано выше, сухой картер является разновидностью систем смазки двигателя внутреннего сгорания. Сразу отметим, данная система активно используется в устройстве спортивных авто, некоторых внедорожников и определенных групп спецтехники.

Дело в том, что во время похождения резких поворотов на высокой скорости, при интенсивных оттормаживаниях и разгонах, на подъемах и спусках автомобиль кренится, раскачивается продольно и поперечно. При этом масло в поддоне привычной системы смазки с мокрым картером сильно расплескивается внутри поддона.

Это приводит к вспениванию смазочной жидкости, маслоприемник может не «захватывать» плещущееся в поддоне масло, в результате чего неизбежно начинается масляное голодание двигателя. Давление масла в этом случае резко понижается, а сам двигатель испытывает значительный износ. Не трудно догадаться, что сильно сокращается не только ресурс ДВС, но и возникает риск его перегрева, заклинивания и т.д.

Система с сухим картером отличается тем, что масло находится не в картере, а в отдельном масляном баке. Такой подход исключает возможность вспенивания смазочной жидкости. К парам трения внутри двигателя смазку из бака подает нагнетающий насос, при этом стекающее в поддон масло немедленно выкачивается обратно в масляный бак при помощи откачивающего насоса. Получается, скопления масла в поддоне нет, то есть картер сухой.

Устройство системы сухого картера двигателя

Среди основных элементов следует выделить:

  • бак для масла;
  • нагнетающий насос;
  • откачивающий насос;
  • масляный радиатор;
  • датчик температуры масла;
  • датчик давления масла;
  • масляный термостат;
  • масляный фильтр;
  • редукционные и перепускные клапаны;

Масляный резервуар (бак) может иметь разную форму (круглый, прямоугольный). Внутри бака реализованы специальные перегородки. Они выполняют задачу успокоителей масла, чтобы минимизировать его колебания при раскачке и исключить возможность вспенивания.

Также бак имеет вентиляцию. Основная функция, как и у системы вентиляции картера, состоит в том, чтобы эффективно удалить из масляного бака лишний воздух и газы, которые попадают туда вместе с моторным маслом из поддона.

Еще в бак интегрированы датчики температуры и давления масла, имеется масляный щуп для поверки уровня. Сам резервуар для масла достаточно компактен, плюсом является то, что его можно установить в наиболее подходящем месте в подкапотном пространстве.

Прежде всего, это позволяет наилучшим образом распределить вес, что очень важно для спортивных авто в плане управляемости. Еще возможность выбора места установки позволяет разместить данный элемент системы так, чтобы улучшить охлаждение бака и понизить температуру масла.

  • Нагнетающий насос отвечает за подачу масла в систему смазки под давлением, при этом осуществляется прокачка смазки через масляный фильтр.

Насос зачастую стоит ниже бака с маслом, что позволяет на входе реализовать постоянное давление с учетом силы тяжести. За регулировку давления в системе отвечают редукционные и перепускные клапаны.

  • Откачивающий насос служит для того, чтобы масло, которое стекает в поддон, сразу откачивалось и снова поступало в масляный бак. Производительность такого насоса намного выше, чем нагнетающего. Конструктивно такой насос имеет несколько секций в зависимости от типа и особенностей двигателя.

Если двигатель высокофорсированный, в каждой секции катера стоит по одной насосной секции. На V-образных моторах также присутствует дополнительная секция, чтобы отдельно откачивать масло, которое поступает к механизму газораспределения. Аналогичная секция стоит и на ДВС с турбонаддувом, чтобы откачивать масло, которое смазывает турбонагнетатель.

Как нагнетающий, так и откачивающий масляный насос, являются решениями шестеренного типа. Насосы находятся в едином корпусе, а также имеют общий привод от коленвала. Реже встречаются варианты с приводом от распредвала. Привод может быть как цепным, так и ременным.

Данная конструкция обеспечивает возможность поставить необходимое количество секций на одном валу. Насосы расположены снаружи на двигателе, их легко снять для ремонта или замены. Еще можно встретить конструкцию, когда откачивающий и нагнетающий насосы реализованы по отдельности. Такой подход позволяет избежать повышения температуры масла в баке в результате поступления уже нагретой смазки из поддона.

Добавим, что еще одной особенностью откачивающего насоса является то, что он отличаются сниженной чувствительностью к наличию воздуха в масле, вспениванию смазочной жидкости и т.п. Другими словами, эти насосы могут нормально всасывать масляную пену без потери производительности, чего не скажешь об обычных маслонасосах в системах с мокрым картером.

  • Масляный радиатор является радиатором жидкостного охлаждения. Данный элемент располагается между нагнетающим насосом и мотором. Еще одним вариантом может быть расположение между откачивающим насосом и масляным резервуаром.

Форсированные двигатели дополнительно могут иметь еще один масляный радиатор, который является масляным радиатором воздушного охлаждения. Такой радиатор подключен к системе посредством масляного термостата.

В двух словах, если двигатель холодный, термостат в это время закрыт, что не позволяет недостаточно нагретому маслу попадать в радиатор. Другими словами, сначала важно, чтобы смазка как можно быстрее прогрелась и разжижилась в холодном ДВС. В дальнейшем открытие термостата происходит только после нагрева моторного масла до заданной температуры.

Плюсы и минусы системы сухого картера

Как уже было сказано, система смазки с сухим картером позволяет добиться стабильного давления масла при любых условиях движения транспортного средства. Также подобная схема позволяет эффективно охладить масло, что очень важно для форсированных двигателей, которые предельно чувствительны к температуре смазочной жидкости.

Что касается особенностей конструкции, двигатель с такой системой имеет меньший по размеру поддон картера, что автоматически уменьшает и общую высоту силовой установки. В результате такой мотор можно установить несколько ниже, переместить центр тяжести, улучшить устойчивость автомобиля. Также изменяются и аэродинамические характеристики, так как днище таких автомобилей более плоское.

Мощность двигателя с системой сухого картера также несколько выше, чем у традиционных аналогов. Такие моторы легче запускаются и раскручиваются, так как коленвалу нет необходимости вращаться в масляной ванне и испытывать сопротивление масла в поддоне. Также коленвал не разбрызгивает масло, повышается его плотность, смазка не пенится, меньше расходуется.

Еще одним плюсом является то, что сухой картер делает контакт масла с отработавшими картерными газами минимальным. В результате масло не так быстро окисляется и стареет. Также в поддоне не так интенсивно скапливаются загрязнения и отложения, система смазки двигателя дольше остается более чистой.

Маслонасосы находятся снаружи мотора, что позволяет быстрее обнаружить причину и отремонтировать двигатель в случае возникновения проблем с давлением масла, причем без разборки самого ДВС. В совокупности, указанные преимущества позволяют говорить о том, что двигатель с сухим картером более надежен.

Читать еще:  Чем красить крышку двигателя

Что касается минусов, система сухого картера является более дорогостоящей и сложной. Наличие ряда дополнительных элементов (бак с маслом, насосы, масляный и воздушный радиаторы и т.д.) приводит к закономерному увеличению веса. Также в такую систему нужно заливать больше масла по объему.

Как результат, моторы с такой системой смазки стоят дороже, расходы на содержание двигателя также повышаются, особенно если дело доходит до ремонта или необходимости замены тех или иных элементов. Именно по этим причинам сухой картер не ставится на подавляющие большинство гражданских авто, так как подобные автомобили не предполагают использование в экстремальных или даже отдаленно приближенным к таковым условиях.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое маслоохладитель (маслокулер). Из этой статьи вы узнаете об особенностях реализации дополнительного охлаждения моторного масла двигателя и нюансах, которые нужно учитывать при установке масляного охладителя.

Если же возникла необходимость доработать гражданскую версию ТС и модернизировать систему смазки, по тем или иным причинам требуется эффективно снизить температуру масла и улучшить охлаждение масла в двигателе, тогда можно ограничиться установкой охладителя масла в двигателе (маслокулера) или же реализовать полный переход на систему сухого картера двигателя.

Сделать это можно как путем установки готового кит-комплекта системы сухого картера или изготовления ряда элементов по индивидуальному заказу, так и путем установки б/у компонентов с разных автомобилей.

Что в итоге

Отметим, что хотя преимуществ системы смазки с сухим картером много, нужно также понимать, в рамках обычной эксплуатации гражданского автомобиля водитель не почувствует особой разницы. Другими словами, установка такого решения оправдана только в случае с гоночными, раллийными и другими спортивными авто, а также на внедорожниках, которые используются в качестве специально подготовленных машин для офф-роадинга.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему загорается лампа давления масла на горячую. Из этой статьи вы узнаете о причинах загорания лампы давления масла, почему горит давление масла после нагревания двигателя, а также как найти и устранить данную неисправность.

В остальных случаях доработка системы смазки и переход на сухой картер потребует значительных финансовых расходов, при этом во время практической повседневной эксплуатации весь потенциал такой системы на гражданском или даже тюнингованном автомобиле, который при этом не участвует в гонках, окажется попросту нереализованным.

Система смазки двигателя внутреннего сгорания с сухим картером

Номер патента: 1346957

Текст

(19) Ш 04 СОМ 11 ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, А ВТОРСКОМУ С 8 ИДЕТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИ(71) Волжское объединение по. производству легковых автомобилей(56) Авторское свидетельство СССРФ 1008473, кл. Р 0 1 М 11/04, 1980.(54) СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С СУХИМ КАРТЕРОМ(57) Изобретение позволяет упроститьконструкцию системы. Для этого в нижней части сухого картера 2 выполненаполость 9 с крышкой 10 и накопительная емкость 11, сообщенная с полостью 9, а шестерня 8 откачивакицего насоса размещена в полости 9. В масляном резервуаре картера 2 масло охлаждается, освобождается от газовых пузырьков и подается на смазку узловтрения двигателя. Смазав все узлы,масло самотеком стекает в накопительную емкость 11. 2 ил.1346957 г Составитель С.АроновНиколайчук Техред М.Ходанич,Корректор А,Обручар едак Подписное 2/40 Тир ВНИИПИ Государст по делам изобр 113035, Москва, Жказ 51 нного комите енин и открытии .аушская наб д Производственно-полиграфическое предприятие, г . Ужгород, ул . Проектная, 4 Изобретение относится к двигатепестроению, а именно к системам смазки двигателей внутреннего сгорания с сухим картером.Цель изобретения — упрощение конструкции,На фиг.1 представлена схема системы смазки, на фиг.2 — устройство откачивающего насоса.Система смазки двигателя 1 внутреннего сгорания с сухим картером 2 содержит масляный резервуар 3, подводящую магистраль 4 с нагнетающим насосом 5, отводящую магистраль 6 с откачивающим насосом 7, рабочий элемент которого, например шестерня 8, установлена в полости 9,. выполненной в нижней части картера 2. Полость 9 снабжена крышкой 10, Кроме того, в картере 2 выполнена накопительная емкость 11, которая посредством канала 12 сообщается с полостью 9, на выходе из нагнетающего насоса 5 установлен фильтр 13.Устройство работает следующим образом. Из накопительной емкости черезканал 12 откачивающий насос 7 подаетмасляную эмульсию в масляный резервуар 3 где масло охлаждается и осво 9бождается от газовых пузырьков. Измасляного резервуара 3 масло с помощью нагнетающего насоса 5 после фильтра 13 подается на смазку узлов трения двигателя 1, Смазав все узлы тре 1ния двигателя 1, масло под действиемсилы тяжести стекает в накопительнуюемкость 11.Формула изобретенияСистема смазки двигателя внутреннего сгорания с сухим картером, со-.держащая масляный резервуар, подводя щую и отводящую масляные магистралис нагнетающим и откачивающим насосами, снабженные рабочими элементами,о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, сцелью упрощения конструкции, сухойкартер выполнен с полостью в егонижней части, снабженной крышкой, и 2 с накопительным углублением, сообщенным с полостью, причем рабочий элемент откачивающего насоса размещен вполости

Заявка

ВОЛЖСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ЕГОРОВ АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

МПК / Метки

Код ссылки

Устройство для предпусковой прокачки маслом двигателя внутреннего сгорания

Номер патента: 520452

. пространстве 13. Всасывющий 16 и нагнетательный 14 трубопроводы подсоединены к корпусу 15 на одном уровне.Нагнетательная полость 17 насоса 1 постоянно сообщена с полостью 18, в которой расположена шестерня 2 привода, через калиброванное отверстие 19, выполненное в корпусе 15 выше места подсоединения к последнему нагнетательного 14 и всасывающего 16 трубопроводов.Канал 20 забора масла из полости 17 сообщен с каналом 21, в котором размещен редукционный клапан 22. Сливная полость 23 клапана 22 сообщена с каналом 24, выходящим в полость 18.При неработающем вспомогательном масляном насосе 1 уровень масла в полости 18 находит. ся ниже калиброванного отверстия 19. Во время запуска пускового двигателя 6 в зазорах между ведущими и ведомыми.

Система смазки двигателя внутреннего сгорания

Номер патента: 981640

. трубопровода 2 соединена с масляным поддоном 3 двигателя, Полость нагнетания насоса 1 соединена с магистралью4 подвода масла к точкам смазки 5и б. В магистрали 4 между насосом 1и точками смазки 5 и б установленфильтр 7 и за ним — обратный клапан 8.Система содержит также емкость 9 дляподогрева масла для предпусковойпрокачки, снабженную насосом 10 длясоздания давления, Емкость 9 черезобратный клапан 11 и канал 12 подключена, параллельно насосу 1 к магистрали 4 на участке между фильтром7 и точками смазки 5 и б за обратным 25 клапаном 8, Кроме того, система снаб»жена краном 13 в канале 14 для сливамасла из укаэанного участка магистрали.зомСистема работает следующим обра981640 Формула изобретения Составитель В.АнфиРедактор Г,Гербер.

Двигатель внутреннего сгорания с наддувом

Номер патента: 840432

. клапан 24.Силовой поршень поджат пружиной25 и снабжен штоком 26 подачи топлива, подключенным к топливному насосу (не показан), Золотник 11 снабженкольцевой проточкой 27, а регулятор9 скорости получает вращение от коленчатого вала 28 через конические шес терни 29, Рабочие полости 15 и 21соединены также через канал 30 со сливной ванной 31, а между напорным трубопроводом 16 и сливной ванной 31установлен предохранительный клапан 32.15 Двигатель работает следующим образом.При увеличении нагрузки (набор позиций за счет перевода позиционера)всережимная пружина 12 сжимается, уси лие пружины становится больше центробежной силы измерителя скорости 10,и золотник 11 перемещается вниз, открывая кольцевой проточкой 27 проход маслу от масляного.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом

Номер патента: 1740717

. и напорные полости насосов 6 и 12 через соответствующие перепускные каналы 8 и 14 и термостатические клапаны 7 и 13 связаны между собой, Система охлаждения включает также турбокомпрессор 15, вентилятор 16 с приводной гидромуфтой 17 и систему водяных и воздушных трубопроводов,Система работает следующим образом, При запуске холодного двигателя термостатические клапаны 7 и 13 циркуляционных насосов 6 и 12 открыты и основная часть охлаждающей жидкости циркулирует через перепускные каналы 8 и 14 из нагнетательной полости насосов во всасывающие полости, Вторая часть охлаждающей жидкости в контуре циркуляции охлаждающей жидкости поступает на охлаждение двигателя 1 и циркулирует по замкнутому контуру через радиатор 5, циркуляционный.

Читать еще:  Двигатель 6g72 как поменять свечи

Устройство управления подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания топливным насосом

Номер патента: 1814699

. опусканияпоршня, возникает значительная потеря нагрузки в результате навязанных скоростью поршня проходных сечений и расхода, поэтому объем замкнутого в камере давлениягорючего проходит область очень низкогодавления, вызывающую образование парообразной фазы, Участок 17 предназначендля значительного уменьшения скоростипоршня 1 для избежания образования этойпарообразной фазы. Участок 17 заканчивается, когда активная часть 9 поршня 1 пол»О ностью перекрывает отверстие 3 питания.На фиг. 2 этот участок простирается приблизительно на 90, но он может простиратьсяот 10 до 110 вращения кулачка,Во время участка 18 активная часть 915 поршня 1 полностью перекрывает отверстие 3 питания, В этом случае невозможноизбежать сильного падения давления в.

Смазочная система двигателя

Смазочная система предназначена для подачи моторного масла к трущимся поверхностям деталей двигателя, а также хранения, очистки и охлаждения масла. Моторное масло уменьшает силы трения и износ трущихся деталей, охлаждает поверхности трения, удаляет с них продукты износа и способствует снижению коррозионного износа.

В современных поршневых ДВС применяется комбинированный способ смазки:

  • наиболее нагруженные детали (подшипники коленчатого и распределительного валов, оси коромысел, толкатели клапанов, иногда поршневые пальцы) смазываются под давлением;
  • остальные трущиеся детали (зеркала цилиндров, поршневые компрессионные кольца и др.) — разбрызгиванием.

Необходимо, чтобы смазочная система двигателя в любых условиях его эксплуатации и на всех режимах работы обеспечивала надежный и бесперебойный подвод моторного масла ко всем трущимся и охлаждаемым маслом деталям двигателя, длительную работу двигателя без перегрева масла и без его долива или замены, малый расход масла (не более 1 % расхода топлива для дизелей), минимальные затраты мощности на функционирование и достаточную степень очистки масла от механических примесей, воды, свободных кислот и щелочей, а также не требовала больших материальных и трудовых затрат на техническое обслуживание, была компактной, не создавала значительных гидравлических сопротивлений и имела небольшую стоимость.

Особенно высокие требования предъявляются к смазочным системам ТС, работающих в тяжелых условиях (очень высокая или очень низкая температура, движение по пересеченной местности с крутыми подъемами и спусками, движение по воде, большие ускорения и замедления). Среди ТС, работающих в наиболее тяжелых условиях, можно выделить армейские машины, гусеничные транспортеры и тягачи, а также амфибийные машины. Например, смазочные системы двигателей армейских машин должны обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся деталям при подъемах и спусках до 35 %, кренах до 25 % и температурах -50… +50 °С.

Существуют смазочные системы с мокрым и сухим картером.

Смазочные системы с мокрым картером

Наиболее широко распространены системы с мокрым картером, поскольку их конструкция наиболее проста. Типичная схема смазочной системы с мокрым картером представлена на рисунке. Она состоит из масляного поддона 11, масляного насоса 16 с маслоприемником 13 и редукционным клапаном 17, масляных фильтров грубой 5 и тонкой 1 очистки, маслопроводов 7 и 14, масляного радиатора (или теплообменника) 19 с краном включения 18 и клапаном 15 подачи масла к радиатору, указателей давления 6 и уровня 12 масла, а также маслоналивной горловины 2.

При работе двигателя масло из поддона через сетку маслоприемника засасывается насосом 16 и через фильтр 5 грубой очистки нагнетается в маслопровод 7, расположенный в блоке цилиндров. Оттуда оно по каналам в перегородках блока поступает к коренным подшипникам 10 коленчатого вала, смазывает их и далее по каналам в шейках и щеках вала подается к шатунным подшипникам 9. Излишек масла выдавливается через зазоры из этих подшипников и при их вращении разбрызгивается в виде масляного тумана, смазывая стенки цилиндров, поршневые пальцы и другие детали двигателя. Из маслопровода 7 масло также подается к подшипникам 8 распределительного вала, распределительным шестерням 20 и полым осям 3 коромысел клапанов. Часть масла (8…20 %) поступает в фильтр тонкой очистки, очищается там от мельчайших примесей и сливается обратно в поддон. Кроме подачи масла к трущимся деталям насос 16 обеспечивает циркуляцию части масла через масляный радиатор 19 (или теплообменник), в котором оно охлаждается. Поддержание постоянного давления в системе обеспечивает редукционный клапан, перепускающий масло из нагнетающей полости насоса во всасывающую при достижении в системе определенного давления. Если вязкость масла большая или фильтр грубой очистки сильно загрязнен, то под действием высокого давления открывается перепускной клапан 4, позволяющий маслу пройти без очистки мимо фильтра.

Рис. Типичная схема смазочной системы двигателя с мокрым картером:
1 — фильтр тонкой очистки; 2 — маслоналивная горловина; 3 — полая ось коромысел; 4 — перепускной клапан; 5 — фильтр грубой очистки; 6 — указатель давления масла; 7, 14 — маслопроводы; 8 — подшипник, распределительного вала; 9 — шатунный подшипник; 10 — коренной подшипник; 11 — масляный поддон; 12 — указатель уровня масла; 13 — маслоприемник; 15 — клапан подачи масла к радиатору; 16 — масляный насос; 17 — редукционный клапан; 18 — кран включения радиатора; 19 — масляный радиатор; 20 — распределительные шестерни

Смазочные системы с сухим картером

В смазочных системах с сухим картером основной запас масла содержится в автономном масляном баке, откуда подается в главную масляную магистраль двигателя нагнетающей секцией масляного насоса. Такие системы обеспечивают бесперебойный подвод масла к трущимся деталям двигателя на длительных крутых подъемах, спусках и при кренах без какого-либо масляного голодания и утечек масла через сальники коленчатого вала. Кроме того, применение системы с сухим картером позволяет уменьшить высоту двигателя, снизить расход масла и сохранять его физико-химические свойства в течение более длительного периода благодаря возможности удаления из масла картерных газов.

Рис. Типичная схема смазочной системы двигателя с сухим картером:
1 — масляная центрифуга; 2 — двигатель; 3 — полнопоточный фильтр грубой очистки; 4 — масляный радиатор; 5 — перепускной клапан; 6 — масляный бак; 7 — змеевик для подогрева масла; 8 — предпусковой маслозакачивающий насос; 9 — маслопрцемный сетчатый фильтр; 10, 11 — нагнетающая и откачивающая секции основдого масляного насоса

Типичная схема смазочной системы с сухим картером для мощных дизелей представлена на рисунке. Перед пуском двигателя масло из масляного бака 6 с помощью предпускового маслозакачивающего насоса имеющего электропривод, подается, минуя все фильтры, в главную масляную магистраль двигателя, для того чтобы в начальный период пуска снизить трение и износ его деталей.

В зимнее время масло в баке, основной маслоподводящей магистрали и насосе 8 предварительно подогревается предпусковым жидкостным подогревателем. Подогрев масла в баке обычно осуществляется с помощью змеевика 7, в котором циркулирует нагретая жидкость системы охлаждения двигателя. При работе двигателя за счет функционирования нагнетающей секции 10 основного масляного насоса масло из бака подается через маслоприемный сетчатый фильтр 9 в полнопоточный фильтр 3 грубой очистки, а оттуда — в главную масляную магистраль двигателя. Смазав трущиеся детали, масло стекает в передний и задний маслоприемники двигателя, откуда его основная часть (80…92%) удаляется обратно в бак с помощью откачивающей секции 11 основного масляного насоса. Эта секция состоит из двух пар шестерен — по одной на каждый маслоприемник. По пути в бак масло охлаждается в масляном радиаторе 4. Если масло еще холодное, а значит, имеет высокую вязкость, то для предохранения радиатора от разрушения срабатывает перепускной клапан 5. Небольшое количество масла (8…20%) от откачивающей секции насоса подается в фильтр тонкой очистки — масляную центрифугу 1. Очищенное в центрифуге масло стекает в картер двигателя. В некоторых системах с сухим картером центрифуга не используется. В таких случаях неполнопоточный фильтр тонкой очистки располагается в одном корпусе с ленточно-щелевым фильтром грубой очистки! Очищенное в секции тонкой очистки масло стекает в картер двигателя.

Масляный насос

Во время работы двигателя циркуляция масла в смазочной системе обеспечивается основным масляным насосом, имеющим привод от коленчатого вала через механизм передач. Для достижения достаточно высокого давления в смазочной системе должны использоваться высоконапорные насосы, среди которых можно выделить шестеренные, винтовые и плунжерные. Обычно применяются шестеренные насосы с шестернями внешнего (чаще) или внутреннего зацепления. Они просты в изготовлении, надежны, имеют малые Габариты и массу. Шестерни насоса могут быть прямо- и косозубыми.

Читать еще:  740630 двигатель камаз характеристики

Рассмотрим работу односекционного шестеренного масляного насоса со встроенным редукционным клапаном. Масло, поступающее из поддона двигателя или масляного бака во впускную полость 1 насоса, попадает во впадины между зубьями и при вращении шестерен переносится под давлением в нагнетательную полость 2. Давление в этой полости ограничивает редукционный клапан 3, пружина которого рассчитана на определенное усилие.

Рис. Односекционный шестеренный масляный насос со встроенным редукционным клапаном:
1 — впускная полость; 2 — нагнетательная полость; 3 — редукционный клапан

Масляный фильтр

Для очистки масла (в основном от механических примесей) используются, как правило, два фильтра — грубой и тонкой очистки. Первый всегда полнопоточный. Он задерживает механические примеси, в основном продукты износа деталей двигателя. Фильтр тонкой очистки чаще всего неполнопоточный из-за большого сопротивления, которое он оказывает протеканию масла. Некоторые фильтры тонкой очистки кроме задержания механических примесей могут также за счет специальных пропиток фильтрующего элемента поглощать воду, свободные кислоты и щелочи. Засоренные в процессе эксплуатации двигателя масляные фильтры грубой очистки промывают или прочищают. Засоренные фильтры тонкой очистки заменяют новыми при каждой смене масла.

Фильтры грубой очистки масла аналогичны топливным фильтрам грубой очистки. Они могут быть сетчатыми, пластинчато-, ленточно- и проволочно-щелевыми. На тяжелых дизелях чаще всего используются ленточно-щелевые двухступенчатые фильтры.

В фильтрах тонкой очистки в качестве фильтрующего элемента применяют бумагу, картон, войлок, древесные опилки, пряжу и другие материалы со специальной пропиткой. Наиболее широко распространен картонный фильтр типа «многолучевая звезда». Ранее, когда использовались только минеральные моторные масла, в качестве фильтров тонкой очистки часто применялись реактивные масляные центрифуги, в которых механические примеси, загрязняющие масло, отделяются под действием центробежных сил.

Центробежные фильтры имеют значительные преимущества:

  • они обеспечивают высокую степень очистки масла при относительной простоте процесса
  • их фильтрующие свойства и пропускная способность почти не зависят от загрязнения ротора
  • отсутствует необходимость в замене элементов при обслуживании

В то же время практика использования центрифуг в смазочных системах, в которых применяются синтетические и полусинтетические масла, показала, что вместе с вредными примесями, загрязняющими масло, из него выводятся также некоторые полезные присадки.

Охлаждение масла

Для охлаждения масла используют жидкостно-масляные теплообменники и воздушно-масляные радиаторы. В теплообменниках масло охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя, тогда как в воздушно-масляных радиаторах — воздухом. Конструкции теплообменников могут быть самыми разными. Обычно применяют кожухообразные и пластинчатые теплообменники, устанавливая их в жидкостном тракте системы охлаждения. Масляные радиаторы по конструкции аналогичны радиаторам системы охлаждения. Наиболее широкое распространение получили трубчатые, трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные радиаторы. Для повышения теплоотдачи в трубки масляного радиатора иногда помещают вставки-завихрители.

Теплообменники по сравнению с радиаторами имеют следующие преимущества:

  • простота конструкции
  • компактность и небольшая масса, поскольку теплопроводность жидкости значительно больше теплопроводности воздуха
  • простота компоновки в моторном отделении
  • отсутствие необходимости в циркуляции воздуха
  • более стабильная температура масла, не зависящая от нагрузки двигателя и температуры окружающего воздуха
  • быстрый прогрев масла перед пуском в зимних условиях с помощью жидкостного предпускового подогревателя

Недостатком теплообменников, в которых масло охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя, является то обстоятельство, что его температура не может быть ниже температуры охлаждающей жидкости.

Система смазки с сухим картером

Разновидностью системы смазки двигателя является система, под названием Сухой картер. Данный вид системы смазки не слишком распространен среди обычных серийных автомобилей, чаще всего используется в гоночных машинах, или на некоторых моделях внедорожников. Далее мы рассмотрим конструктивные и функциональные особенности данной системы, а также поговорим о ее преимуществах и недостатках перед традиционной системой смазки.

Особенности системы смазки с сухим картером

Главным отличием данной системы смазки от традиционной является то, что масло находится не в картере двигателя, а в специальной емкости, откуда закачивается насосом и подается на рабочие детали. Как уже упоминалось, система смазки с сухим картером используется на гоночных автомобилях, или на внедорожниках, которые используются для пересечения ухабистых участков. Дело в том, что при резком повороте, раскачивании автомобиля, масло в блоке начинает плескаться, даже вспениваться. Это приводит к такой проблеме, как масляное голодание. В результате, двигатель автомобиля начинает закипать, а масло не оказывает необходимых смазочных качеств. С целью исключить эту проблему, и была придумана система смазки с сухим картером.

Принцип работы системы

Основой системы являются два насоса, один из которых подает масло на поверхность трущихся деталей, а другой, откачивает масло назад – в резервуар, обеспечивая, таким образом, сухой картер двигателя. Помимо этого, резервуар с маслом оснащен системой фильтрации, радиаторами охлаждения масла, а также специальными устройствами, которые гасят колебание масла в резервуаре. Для удаления образовавшихся газов, имеются перепускные клапана.

Радиаторы охлаждения, как правило, размещаются между резервуаром с маслом и насосами подачи, таким образом, обеспечивается проточное охлаждение жидкости. Как видим, система имеет более сложное устройство, в сравнении с традиционной системой смазки двигателя.

Преимущества и недостатки системы

Сухой картер, в сравнении с традиционной системой смазки, обладает большим количеством преимуществ. Прежде всего, благодаря отсутствию масла в картере, уменьшается высота двигателя, картер создается не округлой, а плоской формы, образует с днищем двигателя ровную поверхность.

Благодаря тому, что масло храниться не в картере, а в отдельной емкости, обеспечивается лучшее его охлаждение. К тому же, это влияет и на увеличение срока эксплуатации масла, оно не насыщается картерными газами и дольше сохраняет свой однородный состав.

Нельзя не упомянуть о главном преимуществе – об эффективности такой системы смазки. Независимо от режимов работы двигателя, масло подается под необходимым давлением, обеспечивая необходимый уровень смазки всех деталей. Важным преимуществом является и отсутствие сопротивление масла коленчатому валу, что позволяет получить небольшую прибавку мощности.

Что касается недостатков, то они тоже имеют место. Первый из них — сложность конструкции влияет на увеличении стоимости ремонта. Большое количество деталей означает больший риск выхода из строя. Второй – автомобиль заметно прибавляет в весе благодаря установке дополнительных компонентов, необходимых для работы системы сухого картера.

Устанавливать систему смазки с сухим картером имеет смысл только в том случае, если автомобиль постоянно эксплуатируется на гоночном треке, либо же на бездорожье. Если вы в большинстве случаев передвигаетесь по городу, или трассе, ощутить всех преимуществ данной системы вам просто не удастся.

Читайте также:
  • Ремонт глушителя своими руками

Если в вашей жизни наступил день «Х», когда автомобиль перестал мурчать, как котенок, а заревел, словно голодный медведь, не спешите подыскивать варианты старому, прогоревшему глушителю, ведь вполне возможно, что поправить положение можно с помощью ремонта, который, к тому же, можно сделать еще и своими .

Считается, что произвести регулировку фар автомобиля можно только на специализированном сервисе, где имеются необходимое оборудование, стенды и т.д. Конечно, это предпочтительно, но никто не исключал возможности регулировки фар своими руками, ведь большинство из нас именно так и .

Одной из часто возникающих проблем с дизельным двигателем, является сбой в работе топливных форсунок. Конструктивные особенности дизельного мотора, низкокачественное топливо – все это со временем приводит к проблемам, связанным с форсунками. Мотор начинает работать нестабильно, повышается расход топлива, двигатель запускается неохотно, а из выхлопной трубы вырываются клубки черного дыма. Все .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector