7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить блок абс

watapa › Блог › Диагностика системы антиблокировочной системы ABS

Наиболее интенсивный способ торможения – это юз. Но главным недостатком торможения с полной блокировкой всех четырех колес является неуправляемость автомобиля в момент торможения. При этом вопрос: как проверить ABS и иметь ее исправной, становится особенно актуальным.

Машина при таком способе торможения уходит в занос. Особенно этот эффект чувствуется на скользкой дороге (мокрый после дождя асфальт, покрытая легким ледком дорога в осеннее — весенний период), грунтовая дорога. Выйти из заноса можно отпустив педаль тормоза. Водители автомобилей, не оснащенных системой ABS, чтобы не допустить ухода автомобиля в неуправляемый занос, пользуются прерывистым торможением, нажимая и отпуская педаль тормоза.

В автошколах, начинающих водителей так же учат прерывистому торможению.

Но такой способ хорошо применим в прогнозируемых ситуациях и плохо в аварийных, когда требуется экстренное торможение. Тут уж не до изысков.

Кроме того, тормозные системы, не оснащенные ABS, имеют сильный разброс в усилии торможения. То есть, вполне может получиться так, что переднее правое колесо полностью заблокировано тормозными колодками, а три остальных колеса еще заблокированы не полностью. Следствия от такого разброса, попытка автомобиля прокрутиться вокруг заблокированного колеса. Что на скользкой дороге однозначно приведет к резкому заносу автомобиля.

ABS, контролирует угловую скорость колеса, и если какое то колесо окажется заблокировано колодками раньше, чем остальные, система просто разблокирует его и выровняет усилие торможения.

Как происходит занос?
При движении автомобиля покрышки колес сцепляются с покрытием дороги за счет силы трения. Излишки влаги под колесами убираются в зазоры протектора. При резком торможении, протектор покрышки начинает проскальзывать по дорожному покрытию. В этот момент, все, что попадает под колеса автомобиля, может сыграть роковую роль. Это не только камушек, но и ледок под колесом и просто влага от дождя.

Если вращающееся колесо перескочит попавшийся камешек, то при заблокированном колесе, он сыграет роль упора и создаст лишнее сопротивление, якорь, вокруг которого автомобиль будет стремиться развернуться. А так как движение, это масса, помноженная на ускорение, то тут достаточно только начать занос, все остальное в аварии сделает сила инерции.

То же самое вполне справедливо, если под колесами с одно стороны чистый асфальт, а под колесами с другой стороны, корочка льда. Но даже на сухом асфальте, автомобиль обязательно закрутит из — за разницы нагрузки на колеса. Так, что проблема курсовой устойчивости появилась вместе с изобретением автомобиля.

Суть АВS
Инженерами была разработана система anti blocking. Современные антиблокировочные системы предотвращают полную блокировку колес при торможении, чем обеспечивают курсовую устойчивость автомобиля.

ABS, допускает не более 13% проскальзывания покрышек по дорожному покрытию при блокировке колес.

Но антиблокировочную систему можно настроить самостоятельно, под свои предпочтения и стиль езды. Водителю нет необходимости «играть» педалью тормоза, учитывать состояния дорожного покрытия. От него не требуется, каких то особых способов торможения, ABS сделает все сама.

Сейчас, антиблокировочные системы устанавливаются практически на все виды транспорта за исключением железнодорожного. Применяется АВS и в пассажирской авиации, где неуправляемый занос при дополнительном торможении колесами, может привести к гарантированному сходу самолета с полосы.

Что же такое антиблокировочная система
Это система датчиков, состоящая из электрических клапанов, модуляторов и электронного блока обработки данных. Электромагнитные датчики считывают угловые скорости колеса и посылают импульсы в электронный блок обработки. В зависимости от показаний, электронный блок через модуляторы открывает или закрывает электромагнитные клапаны, встроенные в тормозную систему, чем контролирует давление жидкости.

Сейчас, все современные автомобили комплектуются антиблокировочной системой и наверное уже не найти водителя, который бы не понимал на сколько важно предотвратить уход автомобиля в неуправляемый занос при торможении. А так же важность того как проверить работу ABS и ее функции.

Неисправности ABS
Легкий треск при нажатии на тормозную педаль является скорее нормой. Вы слышите работу модуляторов. Если ABS неисправна, на панели приборов загорится предупреждающий сигнал.

Если система исправна, он загорается при включении зажигания и гаснет при запуске двигателя.

Светящийся во время работы двигателя сигнал ABS, является признаком неисправности системы.

Всего существует четыре состояния неисправности ABS:

Обнаружение ошибки при самотестировании и выключение ABS. Критическая ошибка в блоке контроллера или обрывы в жгутах датчиков. Сигналы измерения угловых скоростей не считываются.
ABS включается, успешно проходит самотестирование и выключается. Обрыв в жгутах проводов, плохой контакт «Плюс» или «Масса», окисление контактов в местах соединения, обрыв провода питания или массы контроллера, замыкание датчика «на массу».
ABS включается, проходит самотестирование, находит ошибку, но продолжает работать. Чаще всего вызывается обрывом в каком-то одном датчике. Информация об угловой скорости колеса снимается с дополнительного датчика. Так же, подобная неисправность может быть вызвана разным давлением в шинах или разным рисунком протектора. АВS. Спущенное колесо или более грубый протектор, чем на остальных трех колесах всегда немного притормаживает колесо при движении. То же самое справедливо к установленным на автомобиль колесам с разной степенью износа покрышек.
ABS не включается. Критические ошибки, вызванные обрывом в жгуте проводов от датчиков, облом провода возле датчика, изношенные подшипники ступиц, люфт или надломы ротора колесных датчиков (гребенка).
Как это лечится?
Проверить степень износа покрышек колес. Проверить давление в шинах. Оно должно быть одинаковым. Проверить люфт подшипников ступиц, состояние ротора колесного датчика (гребенки).

В случае сильного загрязнения «гребенки» прочистить кисточкой смоченной в керосине. Как правило, «гребенка» доступна для чистки и при снятом колесе в условиях «около дома». Доступ с подъемника или из автомобильной ямы, не вызывает затруднений.

В случае скола «гребенки», заменить. Проверить состояние проводов подходящих к датчикам. Проверить состояние датчиков (Исправность, замыкание на массу). Если перечисленные процедуры не дали, какого либо результата, значит, скорее всего, дело в электронике. Но как показывает практика, механические детали выходят из строя гораздо чаще, чем электроника. Чтобы не перебирать последовательно все возможные причины поломок, для точной диагностики желательно получить код ошибки.

Некоторые блоки не запоминают коды ошибок и их надо диагностировать при работе.

Диагностика ABS
В настоящее время блоки могут обмениваться либо быстрыми, либо медленными кодами. Для блоков с быстрыми кодами существуют диагностические адаптеры.

Подключаются они к диагностическому разъему. Считывание информации начинается при включении зажигания. Дальше все просто. В мануале смотрим описание кода ошибки. К сожалению, встречаются ситуации, когда блок включается, но не отвечает на опрос. Тогда вам придется искать мануалы к вашему блоку, читать описание и прозванивать нужные цепи. Возможно, придется вскрыть блок управления и подпаивать диагностический адаптер к самой плате контроллера.

Медленные коды
Блоки управления с медленными кодами p/n 535 907 379 имеют дополнительный диагностический разъем серого цвета. Нужное нам гнездо в таком разъеме называется L-Line. Оно имеет маркировку, его расположение на фишке можно посмотреть в руководстве или спецификации. Для диагностики методом медленного кода, можно приобрести соответствующий адаптер. Он снабжен светодиодом, серия вспышек которого и позволит определить код неисправности. Но можно обойтись и без данного устройства.

Самый простейший способ как проверять ABS и получить коды неисправности — при помощи лампочки «Неисправность ABS» на панели приборов. Берем два провода. Один надежно прикручиваем к «массе». Второй подключаем к фишке (она серого цвета), на вывод L-Line. Включаем зажигание и перемыкаем провода на 4 секунды. Выключаем зажигание и размыкаем провода. Сигнал «Неисправность ABS» на панели приборов начинает мигать. Это как минимум говорит о том, что блок откликнулся.

Первым всегда будет идти сигнал «0». Это световой сигнал продолжительностью в 3 секунды. За ним последует серия вспышек с интервалом в 1 секунду, которая и есть код ошибки. Код, это четырехзначное (четырехразрядное) число.

Каждая серия вспышек, разделенная трехсекундной паузой, это цифра в разряде.

Например: три вспышки подряд с длинной паузой будут означать цифру 3. Пять вспышек и длинная пауза — 5 и т.д. После четырех серий вспышек разделенных паузами, последует длинный световой сигнал «0» Подсчитываем количество вспышек между длинными паузами и пишем разряд на бумаге. В результате получаем код. Что — то вроде — 5324. После этого код будет повторен заново.

Что бы узнать следующий код, необходимо во время сигнала «0» замкнуть между собой подключенные к фишке и к массе провода. Перечисление ошибок заканчивается четырьмя идущими подряд длинными световыми сигналами «0».

Список кодов ошибок на английском языке, можно взять на VORM . Существует русскоязычный список от концерна VAG, но он менее полный.

Контроллер ABS не учитывает количества шибок. Если при опросе выдало 3 ошибки с переднего левого колеса и одну с заднего правого, контроллер выдаст сообщение о двух ошибках, а не о четырех.

Проверка датчика ABS
Самый простой метод, это отогнать машину в автосервис. Но если это не для вас и вы любите добираться до всего самостоятельно, тогда приготовьте:

тестер;
паяльник;
термоусадочную ленту;
ремонтные пины.
Колеса автомобиля необходимо вывесить. Согласно руководству по обслуживанию, снять корпуса блоков управления и разъемов контроллеров. Делать это необходимо в соответствии с руководством, так как каждая модель имеет свои особенности.

Подключаем пины к разъемам датчиков и замеряем сопротивление тестером.

Сопротивление исправного датчика должно быть в пределах 1 Ком. Хотя не лишним будет посмотреть в описании границы допустимых сопротивлений на вашей модели. Так же надо проверить отсутствие замыкания на массу.

При вращении колеса рукой, сопротивление датчика должно меняться.

Если сопротивление датчика находится в указанных в руководстве пределах и датчик реагирует на вращение колеса, значит, он жив и работоспособен.

Если вы нашли обрыв провода или замыкание на массу, устраните неисправность. Соединение проводов должно проводиться только спаиванием. Это обеспечит надежность крепления и отсутствие окислов появляющихся на местах обычных скруток и соответственно уменьшит сопротивление тока проходящего через место соединения.

Датчик имеет полярность, поэтому подключать провода надо в соответствии с маркировкой или цветом проводов указанных в руководстве. Есть более простой вариант. Перед снятием проводов, промаркируйте их соответственно полярности подключения.

Заизолируйте место пайки термоусадочной изоляционной лентой. Проделайте данную процедуру с остальными колесами.

Заключение!
Такие работы, как проверка ABS и ее наладка, чаще проводятся при возникновении сбоев в работе. Однако специалисты рекомендуют делать эту процедуру регулярно.

автонастрой

Сайт по автомобилям и ремонту.

Как проверить работу ABS

Система ABS, которая устанавливается практически на все современные автомобили, как и другие сложные детали и компоненты, подвержена различным неисправностям. Штатная АБС работает постоянно, активируясь в момент поворота ключа зажигания, а информация, которую собирает антиблокировочная система используется другими системами, к примеру, ESP. Сразу после запуска двигателя на приборной панели зажигается индикатор АБС – это свидетельствует о начале самотестирования. Если неполадок не обнаруживается, индикатор гаснет.

Несмотря на то, что самодиагностика ABS выполняется регулярно, исправлять какие-либо неполадки приходится самостоятельно, поскольку неисправности в системе отмечаются не так и редко. Если индикатор АБС постоянно горит или же периодически вспыхивает во время движения – это является поводом проверить работоспособность системы, что можно сделать либо самостоятельно, либо обратившись в сервис. Конечно, игнорирование проблемы не приведет к тому, что автомобиль останется без тормозов, но эффективность экстренного торможения будет существенно снижена.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АБС

Начиная диагностику АБС своими руками, необходимо понимать из каких элементов состоит вся система. К числу ее основных элементов относится:

  • блок управления;
  • гидравлический блок;
  • механизмы торможения колес;
  • датчики, измеряющие скорость вращения колес.

Кроме этого, имеется и большое количество соединительных проводов, которые также нуждаются в периодической проверке, особенно, если часто зажигается лампа АБС на панели.

БЛОК УПРАВЛЕНИЯ

Основная часть системы, которая принимает сигналы со всех датчиков, анализирует их, и отдает команды управления блоку гидравлики. Этот блок используют и другие системы помощи водителю, к примеру, система курсовой устойчивости. Проблемы с центральным блоком возникают достаточно редко, поскольку он неплохо защищен от негативного воздействия окружающей среды. Но стоит отметить, что блок весьма чувствителен к перепадам напряжения, а при недостаточно заряженном аккумуляторе может отключиться совсем.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ БЛОК

Включает в себя главный тормозной цилиндр, магнитные клапаны и гидроаккумулятор. По сигналу центрального блока, который распознал блокировку колес, открывается магнитный клапан, и излишек тормозной жидкости немедленно переходит в специальный резервуар – гидроаккумулятор, что приводит к падению давления в системе, и не позволяет колесам заблокироваться полностью, даже если педаль тормоза выжата до упора.

ИНДУКЦИОННЫЕ ДАТЧИКИ

Именно они выполняют самую грязную, но ответственную работу, позволяя постоянно осуществлять мониторинг скорости вращения всех колес. Такие датчики устанавливаются на каждой ступице. По сути они представляют собой обычные индукционные катушки, работающие в паре с зубчатым колесом. Сигналы с датчиков поступают в центральный блок, где анализируются. Датчикам приходится работать в наиболее тяжелых условиях, поэтому при возникновении неполадок в работе АБС, проверку целесообразно начинать именно с них.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ABS

Прежде чем затевать серьезную проверку АБС своими силами, тем более если опыта в этом деле явно недостаточно, следует обратить внимание на блок предохранителей. Если все они визуально в порядке, можно дополнительно проверить их тестером, после чего не торопясь и очень внимательно осмотреть все доступные разъемы и соединения проводов. Очень часто даже небольшие недостатки в виде нарушенной изоляции, болтающихся контактов или их сильного загрязнения приводят к тому, что электрическая цепь периодически размыкается, и АБС отключается.

ПРОВЕРКА СОПРОТИВЛЕНИЯ ДАТЧИКА

Для этого потребуется тестер/мультиметр:

Если все в порядке, следует повторить замеры при вращающемся колесе – здесь потребуется помощь напарника. Показатели сопротивления должны меняться в зависимости от скорости вращения колеса.

ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯ

Для такой проверки тестер переключается в режим вольтметра. Алгоритм проверки аналогичен вышеописанному: на вывешенном колесе, которое необходимо вручную вращать со скоростью примерно один оборот в секунду снимаются показания прибора. Его показания в норме будут составлять 0,25-1,2 В, а увеличение скорости вращения колеса автоматически повышает показания тестера. Как проверить самый уязвимый элемент АБС – датчик самостоятельно, можно посмотреть на видео:

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ТЕСТИРОВАНИЯ АНТИБЛОКИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Если проверка колесных датчиков тестером не выявила их неисправностей, но у автовладельца остаются сомнения в адекватности работы АБС, или в процессе эксплуатации авто периодически загорается контрольная лампа, можно проверить АБС по-другому. К примеру, при помощи осциллографа. Он позволяет точно измерить уровень сопротивления, а также амплитуду, мгновенно и точно выявив возможные неисправности датчика. К сожалению, это крайне сложное и дорогостоящее оборудование, поэтому используется оно в специализированных сервисных центрах.

Помочь в определении проблемы, если они имеются, может и бортовая система самодиагностики, активирующаяся каждый раз в момент запуска двигателя. При обнаружении ошибок система выводит на монитор бортового компьютера набор букв и цифр, расшифровку которых можно найти либо в инструкции к автомобилю, либо в интернете. Если простейшие мероприятия по диагностике АБС не привели к желаемому результату, и проблему не удается решить самостоятельно, лучше не рисковать, и обратиться к специалистам.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АБС

Проблем с антиблокировочной системой может быть достаточно много, но среди часто встречающихся можно выделить четыре.

  1. После запуска двигателя и программы диагностики ABS высвечивается ошибка, а вся система отключается. Как правило, это происходит при обрыве проводов, ведущих к датчикам колес либо ошибке в блоке контроллера.
  2. После поворота ключа зажигания система АБС проходит самотестирование, но после этого самостоятельно деактивируется. Причиной такого нелогичного поведения чаще всего становятся окисленные контакты, их плохом соединении, проблемах с питанием системы или замыканием некоторых колесных датчиков на массу.
  3. Запуск двигателя и программы диагностики АБС выявляет наличие ошибки, но система продолжает оставаться активной – такое поведение практически всегда говорит о том, что неисправен один из датчиков на колесах либо оборван ведущий к нему провод.
  4. АБС не запускается совсем. Если исключить проблемы с аккумулятором и центральным блоком, виновником могут оказаться провода, слишком большой люфт подшипников ступиц, сломанный или надломленный ротор датчика.

ЕСЛИ ОБНАРУЖЕНА НЕИСПРАВНОСТЬ

Если проведенная самодиагностика АБС точно определила неисправную часть системы, со стороны водителя потребуется принять решение – менять поврежденный элемент на новый или же отремонтировать старый. Стоит сразу оговориться, что даже проведенная проверка ABS, если она выполнялась человеком впервые без должного опыта и соответствующего оборудования, вовсе не означает, что вердикт «неисправность» окончательный.

Так, если система говорит о том, что неисправен один из датчиков на колесе, не следует торопиться его менять, предварительно следует проверить все контакты и ведущие к нему провода – проблема часто заключается в этих элементах. Если же диагностика антиблокировочной системы говорит о том, что неисправен ее центральный блок, он подлежит либо ремонту специалистами, либо замене, если восстановление невозможно. Если же программа диагностики ABS указывает на датчики, а все контакты в порядке, неисправное устройство вполне можно заменить на новое самостоятельно.

Проверяем датчик ABS на работоспособность

Для чего нужен датчик ABS и как выявить его поломку

Главная функция антиблокировочной системы (АБС) – не допустить «скольжение» машины с заблокированными тормозами колесами. Для этого система следит за вращением всех колес и попеременно усиливает или ослабляет давление во всей тормозной системе в том случае, если водитель предпримет попытку резко остановиться. В каждом колесе, в ступичном узле установлен специальный датчик. Он передает данные о скорости вращения колеса на блок управления антиблокировочной системы. Неполадка данного элемента может привести к отказу всей системы. Поэтому важно знать, как можно проверить работоспособность датчика АБС в полевой обстановке.

Принцип действия

В момент резкого торможения, когда водитель по инерции давит на педаль тормоза не отпуская, вместо постоянной блокировки колес, антиблокировочная система попеременно то блокирует, то возобновляет их вращение. Эта система торможения гораздо эффективнее, чем полная блокировка колес. А алгоритм работы системы такой:

  • Современная многоканальная система управления АБС отслеживает скорость вращения всех колес через вмонтированные датчики. Электроника включается в случае экстренного торможения. Когда колеса блокируются, блок управления на короткий промежуток времени ослабляет давление тормозного диска и вращение продолжается. Такой цикл продолжается до полной остановки автомобиля.
  • Если же какой-либо из датчиков неисправен, система не сможет отслеживать и сравнивать скорость вращения колес. В этом случае АБС не будет выполнять свою основную функцию.
  • В основу функционирования современных датчиков заложено правило электромагнитной индукции. В момент время вращения колеса вдоль датчика прокручивается другое колесо – зубчатое, закрепленное на тормозном диске. Датчик отслеживает, какой элемент движется мимо него: выступающие зубцы и впадины. В результате на катушке датчика формируется электрический сигнал. В зависимости от его частоты блок управления АБС принимает решение о включении в работу.
  • В тот момент, когда колесо блокируется, ЭБУ получает сигнал с датчика о фиксированной величине электрического сопротивления между зубчатым колесом и самим датчиком. В случае, если этот элемент управления неисправен, АБС перестает функционировать.

Показатели поломки датчиков

О необходимости проверки датчиков АБС могут говорить следующие моменты:

  • на панели горит лампочка, говорящая о неполадке в АБС;
  • отсутствует «отдача» со стороны педали, в момент торможения;
  • во время экстренного торможения автомобиль продолжает «скольжение» по дороге и рискует уйти в занос.

Если один или более датчиков вышли из строя, на приборной панели, дополнительно с индикатором поломки АБС, будет гореть лампочка, говорящая о включенном ручном тормозе. Также может отображаться информация об ошибке в работе тормозной системы. При этом автомобиль можно использовать дальше и без системы АБС. А в случае экстренного торможения, как раньше делали водители с хорошим стажем, резко и прерывисто нажимать педаль, имитируя работу электроники.

Как выявить неисправность?

Для проверки датчика АБС потребуется ровная площадка. Также захватите баллонный ключ и домкрат. Для измерения электрического сопротивления на самом датчике понадобится мультиметр, с режимом омметра.

Для того чтобы протестировать мультиметром датчик АБС, необходимо будет выполнить дальнейшие указания:

  1. Установите транспортное средство на ровную поверхность и заблокируйте колеса противооткатными упорами. Коробка в нейтральном положении, ручной тормоз выключен.
  2. Поднимаем домкратом любое колесо и снимаем его. К датчику на диске будет идти моток проводов. Нужно найти место фиксации, и разъединить провода. Лучше прочистить клеммы технической жидкостью.
  3. На включенном мультиметре выставьте измерение сопротивления. На отсоединенном датчике величина значения, в зависимости от машины, будет от 500 до 1400 Ом.
  4. Далее необходимо вращать колесный диск и наблюдать за данными мультиметра. Показатель сопротивления должен будет изменяться.
  5. После этого выставьте на приборе измерение напряжения и включите зажигание. При измерении, со стороны блока управления, должен присутствовать постоянный ток.
  6. Данную процедуру повторить на каждом колесе.
  7. На разных марках машин крепление проводов может быть в разных местах. Чтобы обнаружить его, нужно проверить связку проводов вручную.

Оценка итогов проверки

Причина неисправности в антиблокировочной системе может быть не только в датчиках. Проблема может быть и в самой проводке, соединяющей элементы системы с блоком управления. Именно поэтому проводятся три измерения и по их результатам можно сделать следующие выводы:

Если показания сопротивления мультиметра на датчике АБС находятся на нулевом значении или же зашкаливают, вероятнее всего неполадки в самом элементе. Также может быть нарушение изоляции датчика или проблемы с разъемом.

При первом варианте необходимо снять датчик, и проверить провода на перегиб или разрыв. Можно еще раз проверить сопротивление, чтобы определить в каком проводнике неполадка. В общем и целом, лучше купить и поставить новую деталь.

Если сопротивление находится в указанных пределах, но при вращении колесного диска оно не изменяется, то тут может быть два варианта: деформация зубчатого колеса или опять же неполадка датчика.

Тут нужно будет проверить само зубчатое колесо на наличие повреждений, перед этим прочистив его. Если деталь неисправна, то рекомендация такая же, что и ранее. Покупка и установка новой детали.

Если с сопротивлением всё в порядке, но отсутствует напряжение, вероятно неполадка в проводке, идущей от блока управления.

А вот тут все немного сложнее. Проверить электрическую цепь можно только прозвоном этого участка. Делается это следующим образом:

Для начала нужно найти блок управления клапанами гидравлики. В разных моделях он расположен, соответственно, в разных местах. Поэтому лучше ознакомиться с документацией на конкретный автомобиль. Далее нужно снять с системы управления колодку и почистить клеммы. Далее смотрим распиновку проводов или запоминаем их цветовую разметку. После этого ставим замыкающую перемычку на колодке. Там, где располагается колесо. Цепь можно прозвонить тем же мультиметром.

Когда документы на машину по тем или иным причинам недоступны, можно отыскать блок управления другим способом. Нужно пройти по тормозным трубкам до гидравлического блока. Последний будет либо соединен с контроллером, либо расположен рядом с ним.

Если неполадка все же заключается в обрыве цепи, то место дефекта придется искать по всей линии. В этом случае лучше поручить работу специалисту, так как там много нюансов и сложностей.

Проверка без мультиметра

Если мультиметр отсутствует, то датчик АБС можно проверить и другим простым способом. Но он подойдет не во всех случаях. Его можно использовать, только если неполадка в одном элементе. Проверка выполняется следующим образом:

Необходимо отсоединить разъем на датчике одного из колес. После этого нужно завести машину и немного проехать вперед.

Если в процессе езды загорелся второй индикатор, говорящий о неполадках с тормозной системой, то отсоединенный датчик в порядке. Подключаем его и повторяем всю процедуру на оставшихся колесах.

Тут важно понимать, что если вышел из строя один датчик, то загорится лампочка, показывающая неисправность автоматической блокировочной системы. Если неисправны два датчика и более, то загорится лампочка поломки ручного тормоза. Если же второй индикатор на приборной панели не светится, значит, был отключен сломанный датчик.

Данный вид диагностики позволяет лишь определить местонахождение проблемы, но не дает представления о ее характере. Для выявления точного характера неисправности можно использовать описанный выше метод с проверкой мультиметром.

Способы проверки датчика АБС

Датчики АБС играют важную роль в работе тормозной системы автомобиля — от них зависит эффективность торможения и бесперебойная эксплуатация узла в целом. Сенсорные элементы посылают на блок управления данные о степени вращения колёс, а тот анализирует поступающую информацию, выстраивая нужный алгоритм действий. Но что делать, если появились сомнения в исправности устройств?

Признаки неисправности устройства

О том, что датчик ABS неисправен, просигнализирует индикатор на панели приборов — он загорается при дезактивации системы, которая выключается даже при малейшей неполадке.

Свидетельства того, что АБС перестала «вмешиваться» в работу тормозов:

  • Непрерывно блокируются колёса при резком торможении.
  • Отсутствует характерный стук с одновременной вибрацией при нажатии на педаль тормоза.
  • Стрелка спидометра запаздывает относительно разгона либо не двигается с исходного положения вовсе.
  • При неисправности двух (и более) датчиков на приборной панели дополнительно загорается и не гаснет индикатор стояночного тормоза.

Индикатор АБС на приборной панели сигнализирует о неисправности системы

Что же делать, если контрольная лампа АБС на приборной панели автомобиля ведёт себя не вполне корректно? Не стоит сразу же менять датчик, сначала устройства следует проверить – эту процедуру можно выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам высокооплачиваемых мастеров.

Способы проверки работоспособности

Чтобы определить состояние детали, выполним ряд действий по её диагностике, двигаясь от простого к сложному:

  1. Проверим предохранители, вскрыв блок (внутри салона либо в подкапотном пространстве) и осмотрев соответствующие элементы (указаны в инструкции по ремонту/эксплуатации). При обнаружении сгоревшего компонента заменим его новым.
  2. Осмотрим и проверим:
    • целостность разъёмов;
    • проводку на предмет потёртостей, увеличивающих риск возникновения короткого замыкания;
    • загрязнение детали, возможные внешние механические повреждения;
    • фиксацию и соединение с массой самого датчика.

Если перечисленные мероприятия не помогают выявить неисправность устройства, его придётся проверить с помощью приборов — тестера (мультиметра) или осциллографа.

Тестером (мультиметром)

Этот способ диагностики датчика потребует наличия тестера (мультиметра), инструкции по эксплуатации и ремонту авто, а также ПИН — проводки со специальными разъёмами.

Прибор объединяет в себе функции омметра, амперметра и вольтметра

Тестер (мультиметр) – прибор для измерения параметров электрического тока, объединяющий функции вольтметра, амперметра и омметра. Существуют аналоговые и цифровые модели устройств.

Для получения полной информации о работоспособности датчика АБС нужно замерить сопротивление в цепи устройства:

  1. Поднимаем автомобиль домкратом или вывешиваем на подъёмнике.
  2. Снимаем колесо, если оно препятствует доступу к устройству.
  3. Снимаем крышку блока управления системой и отсоединяем разъёмы контроллеров.
  4. Подключаем ПИН к мультиметру и контактному гнезду датчика (разъёмы датчиков задних колёс расположены внутри салона, под сиденьями).

Подключаем ПИН к тестеру и контактному гнезду датчика

Показания прибора должны соответствовать данным, указанным в пособии по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля. Если сопротивление устройства:

  • ниже минимального порога − датчик неисправен;
  • приближается к нулю − короткое замыкание;
  • нестабильное (скачущее) в момент подёргивания провода — нарушение контакта внутри проводки;
  • бесконечность либо показания отсутствуют — обрыв провода.

Внимание! Сопротивление датчиков АБС на передней и задней осях различается. Рабочие параметры устройств составляют 1–1,3 кОм в первом случае и 1,8–2,3 кОм во втором.

Видео «Диагностика датчика АBS»

Как проверить с помощью осциллографа (со схемой подключения)

Помимо самостоятельной диагностики датчика тестером (мультиметром), его можно проверить с помощью более сложного прибора — осциллографа.

Прибор исследует амплитуду и временные параметры сигнала датчика

Осциллограф — устройство, исследующее амплитудные и временные параметры сигнала, которое предназначено для точной диагностики импульсных процессов в электронных схемах. Данным прибором определяются неполадки в разъёмах, нарушение соединения с массой и обрыв проводников. Проверка выполняется посредством визуального наблюдения колебаний на дисплее устройства.

Для диагностики датчика АБС осциллографом необходимо:

  1. Полностью зарядить аккумуляторную батарею, чтобы по ходу измерения наблюдать на разъёмах либо проводниках падения (скачки) напряжения.
  2. Найти сенсорный датчик и отсоединить верхний разъём детали.
  3. Подключить к контактному гнезду осциллоскоп.

Подключение прибора к разъёму датчика АБС (1 — зубчатый диск-ротор; 2 — датчик)

Об исправности датчика АБС свидетельствует:

  • одинаковая амплитуда колебания сигнала при вращении колёс одной оси;
  • отсутствие биений амплитуды при диагностике меньшим по частоте сигналом синусоиды;
  • сохранение стабильной, ровной амплитуды колебания сигнала, не превышающей 0,5 B, при вращении колеса с частотой 2 об/сек.

Отметим, что осциллограф — прибор довольно сложный и дорогостоящий. Современные компьютерные технологии позволяют заменить это устройство специальной программой, скачанной из интернета и установленной на обычный ноутбук.

Видео «Ноутбук вместо осциллографа»

Проверка детали без приборов

Самым простым способом диагностики устройства без приборов является проверка магнитного клапана на индукционном датчике. К детали, внутри которой установлен магнит, прикладывают любое металлическое изделие (отвёртку, гаечный ключ). Если датчик не притягивает его − он неисправен.

Большинство систем антиблокировки тормозов современных автомобилей имеют функцию самодиагностики с выводом ошибок (в буквенно-цифровой кодировке) на экран бортового компьютера. Расшифровать эти символы можно с помощью интернета или инструкции по эксплуатации машины.

Что делать при обнаружении поломки

Что делать с датчиком АБС при обнаружении неисправности? Если проблемной точкой является само устройство, его придётся заменить, а вот в случае с электропроводкой – можно исправить дефект самостоятельно. Для восстановления её целостности используем метод «пайки», тщательно заматывая места соединений изоляционной лентой.

Если загорается индикатор ABS на приборной панели — это явный признак неисправности датчика. Описанные действия помогут выявить причину поломки, однако если не хватает знаний и опыта, лучше обратиться к мастерам автосервиса. В противном случае неграмотная диагностика состояния вкупе с неправильным ремонтом устройства снизят эффективность работы антиблокировочной системы и могут спровоцировать ДТП.

Диагностика и ремонт датчика ABS

ABS или Anti-lock braking system. Это сложная система, препятствующая одновременному блокированию четырех колес в момент торможения, обеспечивая максимальную устойчивость автомобиля. В нее входят системы: противобуксовочная, экстренного торможения и электронный контроль управляемости.

Суть его функционирования сводится к уменьшению давления в тормозах, чтобы позволить колесу проворачиваться, а не стопориться мгновенно, увеличивая тормозной путь автомобиля. Опытные водители так и поступают на скользких, мокрых и гравийных дорогах, что позволяет удержать машину от заноса. А теперь этим занимается автоматика, точнее ABS.

Составные части ABS

Компонентами системы являются:

  • Датчик скорости, установленный на колесах, точнее на ее ступицах.
  • Привод гидравлический
  • Клапаны регуляции давления в магистрали тормозной системы
  • ЭБУ – контрольный блок

Главное предназначение этого комплекса – сохранить для водителя возможность маневрирования в момент торможения, сохраняя полный контроль над транспортом. Появление антиблокировочного механизма, сделало возможным внедрение системы помощи экстренного торможения (СПЭТ). Она усиливает силу торможения на скользких участках дороги, могла бы привести автомобиль к скольжению из-за полной блокировки колес. Однако ABS, частично разблокирует их, препятствуя этому. СПЭД имеет возможность полноценно функционировать.

Датчики ABS

Одни датчики скорости работают по принципу, основанному на магниторезистивном эффекте. Другие – на эффекте Холла. Есть пассивные и активные их разновидности.

Пассивные датчики отличаются большими размерами, начинают регистрировать показания, только по достижении 5 – 7 км/ч. Они менее подвержены износу, а загрязнения не создают помехи (в силу особенности конструкции).

Активные аналоги появились в конце прошлого века, в 90-х годах. Работа основана на свойствах полупроводниковых диодов, которые меняют направление тока, под воздействием магнитного поля. Это магниторезистивные датчики. Есть датчики Холла, основанные на явлении возникновения тока в, помещенном в магнитное поле, сопротивлении.

В обоих случаях, источник магнитного поля (кольцо), закрепляется на ступице и движется вместе с ней. В первом случае, изменения поля приводят к изменению направления электронов, изменяя соответствующее значение сопротивления. Это и передается в ЭБУ.

Во втором варианте, изменяющееся магнитное поле, перемещает электроны в один конец проводника, формируется постоянное напряжение, которое передается в ЭБУ. Существенным недостатком является подверженность помехам.

Факторы, провоцирующие различные неполадки в датчиках:

— слабое противостояние магнитного поля различным помехам

— установочное место способствует сильному загрязнению

— механическое влияние движения колес – колебания, вибрации, удары и прочее.

Частые проблемы с ABS

Даже полный выход из строя ABS, не становится причиной остановки двигателя. Машина просто переходит на обычный тормозной режим. Однако перед этим, система подаст некие сигналы своей «болезни».

Загорается индикатор на панели приборов. Он должен потухнуть через несколько секунд, после старта. Если этого не происходит, значит, с датчиком случилась беда. В иных ситуациях, индикатор загорается только во время движения, при том, на малых скоростях – 20 – 25км/час. Не мешает, сначала проверить колеса, на предмет одинакового давления в шинах, синхронной изношенности протектора, одинакового размера всех четырех покрышек.

Из множества причин возникновения проблем с системой, можно выделить самые распространенные, с которыми в состоянии справиться самостоятельно любой автолюбитель (если руки растут откуда надо):

  1. Самодиагностика выводит ошибку, не выдаются изменения угловых скоростей, функция ABS отключается. Тому причиной служит неполадки в блоке и размыкание цепи датчика ( обрыв, отход контакта, замыкание)
  2. После нахождения ошибки, выявляется поломка датчика колес. Однако система продолжает работать. Проблемы с проводкой этих датчиков, обычно выражаются в окислении проводов и контактов, прерывистое поступление питания и замыкание «массы».
  3. Самопроизвольные кратковременные торможения, сведения об угловом ускорении не поступают. Такое случается, когда установлены шины разных степеней изношенности, давление в них разное, стертость протекторов неодинаковая.
  4. ABS не включается вообще. Причин несколько: повреждение насоса, износ ступичных подшипников, повреждение датчика (его ротора), обрыв его провода или образование люфта, поломки решеток и сепараторов подшипников.

Диагностика датчика ABS своими руками

Самая сложная в проверке и дорогая часть ABS – контрольный блок. Однако и проблем с ней возникает реже. Предохранительное реле защищает его от скачков, значительных спадов и перепадов напряжения тока от аккумулятора.

А вот датчики колес – наиболее уязвимое звено ABS. Это связано с их местонахождением. Они установлены возле подвижных элементов (полуоси и ступицы), подвергаются воздействию с их стороны. Провокаторами возникновения неисправностей в них, вплоть до полного выхода из строя, становятся, легко проникающая, грязь и расширяющийся люфт в подшипниках.

Нужно запастись мультиметром, тестером, пайкой.

Осмотр проводят поэтапно, переходя от простого к более сложному.

  1. Демонтаж датчика
  2. Чистка от загрязнений. Используют керосин или «белый» спирт. Особое внимание надо обращать на зубцы ступицы колеса, с которых прибор считывает обороты. Они быстро забиваются грязью, что искажает данные датчика, как следствие, ступору ABS. Прочистить и сам датчик.
  3. Замерить сопротивление детали и сравнить с, заложенным производителем, нормативом. Его найдите в справочнике или узнайте у продавца.
  4. Нужно замерить напряжение при вращающемся колесе. Приподнимите автомобиль на домкрате, освободите колесо для свободной раскрутки. Подсоединить мультиметр, вращая колесо, снять показания изменения напряжения. Сравнить с данными справочника.
  5. Переходите к подшипникам. Прокрутить его несколько раз. Проверить легкость скольжения, определить исправность сенсора мультиметром. Все тщательно очистить.
  6. Теперь надо посмотреть реле, если до этого этапа поломок не выявлено. На нем имеется пластиковая крышка, а под ней установлен предохранитель. Его то, в первую очередь, нужно проверить и заменить.

Для проверки реле надо:

  • Разъединить его с разъемом блока;
  • Мультиметром подсоединяетесь к первому и второму контакту разъема (всего в разъеме 25 пронумерованных контактов);
  • Включить зажигание. Измеритель должен выдать 20В электрического тока бортовой сети;
  • Если напряжение отсутствует, проверить целостность соединения контакта №2 с «массой» кузова, минусовым щупом. При условии, что предохранитель цел;
  • Само реле отсоединить и подключить его пины №5 и №6 непосредственно к аккумулятору. Исправная деталь начнет щелкать.
  1. Тестирование сканером. Колесный датчик ABS относится к индукционному виду — снабжен намагниченным сердечком, в обмотке. Магнитное поле, возникающее на сердечке при прохождении тока в катушке, образует поток. Он прерывается зубьями вращающегося ротора, создавая электромагнитные импульсы. Амплитуда импульсного колебания напряжения и есть уровень сигнала датчика в блок. Замер производится сканером. Сопротивление в исправной детали равно 750 – 1200Ом. Стремящееся к бесконечности сопротивление свидетельствует об обрыве. Нулевое его показание – замыкание. Таким способом «прозвонить» все провода датчика.

Кстати, тестер переведите в состояние «диод», так как в схему датчика включены защитные диоды. Простой замер может не выявить искажения.

— на изоляции – более 20Ом

— передняя ножка – 7 – 25Ом

— задняя ножка – 6 – 24Ом

Выявленная поломка датчика, означает только одно – его надо заменить. Ремонту он не подлежит.

Замена датчика ABS

К передним устройствам можно подойти как снизу, так и из-под капота, а задние датчики доступны только снизу.

Подготовьте следующие предметы: домкрат, молоток, ключ, рожковые ключи 28, 32, торцевые ключи, тестер, очиститель.

  1. Застопорить автомобиль ручным тормозом;
  2. Разомкнуть соединение с аккумулятором;
  3. Открыть доступ к датчику (например, на заднем колесе): снять сиденье, порог и утеплитель, оттянуть отделку, согнуть фиксаторы. Нажать на замок и отсоединить датчик;
  4. Домкратом поднять авто на пару сантиметров, снять покрышку;
  5. Обработать очистителем крепление датчика, осторожно выкрутить винты и снять прибор;
  6. Поставить на его место новую деталь и закрепить;
  7. Подсоединить к проводу, ведущему в салон;
  8. Поставить обратно колесо;
  9. Проверить зазор между датчиком и магнитной гребенкой. Он не должен превышать 1 мм, чтобы избежать попадания грязи;
  10. Проверить тестером наличие напряжения;
  11. Включить в разъем, соединить аккумулятор, снять с домкрата, поставить сиденья. Но перед этим, включите зажигание и проверьте индикацию.

С передними датчиками гораздо легче справиться.

По окончании работ, устройте тестовую поездку. На прямом участке, немного нарастив скорость (до 40 км/ч), и резко затормозить. Вибрация и звук колодок оповестят об удачной замене детали.

Не забывайте проводить плановые проверки и диагностику датчиков ABS на ошибки.

—>Автозапчасти и СТО —>

Диагностика датчика ABS своими руками

Самая сложная в проверке и дорогая часть ABS – контрольный блок. Однако и проблем с ней возникает реже. Предохранительное реле защищает его от скачков, значительных спадов и перепадов напряжения тока от аккумулятора.

А вот датчики колес – наиболее уязвимое звено ABS. Это связано с их местонахождением. Они установлены возле подвижных элементов (полуоси и ступицы), подвергаются воздействию с их стороны. Провокаторами возникновения неисправностей в них, вплоть до полного выхода из строя, становятся, легко проникающая, грязь и расширяющийся люфт в подшипниках.

Нужно запастись мультиметром, тестером, пайкой.

Осмотр проводят поэтапно, переходя от простого к более сложному.

  1. Демонтаж датчика
  2. Чистка от загрязнений. Используют керосин или «белый» спирт. Особое внимание надо обращать на зубцы ступицы колеса, с которых прибор считывает обороты. Они быстро забиваются грязью, что искажает данные датчика, как следствие, ступору ABS. Прочистить и сам датчик.
  3. Замерить сопротивление детали и сравнить с, заложенным производителем, нормативом. Его найдите в справочнике или узнайте у продавца.
  4. Нужно замерить напряжение при вращающемся колесе. Приподнимите автомобиль на домкрате, освободите колесо для свободной раскрутки. Подсоединить мультиметр, вращая колесо, снять показания изменения напряжения. Сравнить с данными справочника.
  5. Переходите к подшипникам. Прокрутить его несколько раз. Проверить легкость скольжения, определить исправность сенсора мультиметром. Все тщательно очистить.
  6. Теперь надо посмотреть реле, если до этого этапа поломок не выявлено. На нем имеется пластиковая крышка, а под ней установлен предохранитель. Его то, в первую очередь, нужно проверить и заменить.

Для проверки реле надо:

  • Разъединить его с разъемом блока;
  • Мультиметром подсоединяетесь к первому и второму контакту разъема (всего в разъеме 25 пронумерованных контактов);
  • Включить зажигание. Измеритель должен выдать 20В электрического тока бортовой сети;
  • Если напряжение отсутствует, проверить целостность соединения контакта №2 с «массой» кузова, минусовым щупом. При условии, что предохранитель цел;
  • Само реле отсоединить и подключить его пины №5 и №6 непосредственно к аккумулятору. Исправная деталь начнет щелкать.

  1. Тестирование сканером . Колесный датчик ABS относится к индукционному виду — снабжен намагниченным сердечком, в обмотке. Магнитное поле, возникающее на сердечке при прохождении тока в катушке, образует поток. Он прерывается зубьями вращающегося ротора, создавая электромагнитные импульсы. Амплитуда импульсного колебания напряжения и есть уровень сигнала датчика в блок. Замер производится сканером. Сопротивление в исправной детали равно 750 – 1200Ом. Стремящееся к бесконечности сопротивление свидетельствует об обрыве. Нулевое его показание – замыкание. Таким способом «прозвонить» все провода датчика.

Кстати, тестер переведите в состояние «диод», так как в схему датчика включены защитные диоды. Простой замер может не выявить искажения.

— на изоляции – более 20Ом

— передняя ножка – 7 – 25Ом

— задняя ножка – 6 – 24Ом

Выявленная поломка датчика, означает только одно – его надо заменить. Ремонту он не подлежит.

Замена датчика ABS

К передним устройствам можно подойти как снизу, так и из-под капота, а задние датчики доступны только снизу.

Подготовьте следующие предметы: домкрат, молоток, ключ, рожковые ключи 28, 32, торцевые ключи, тестер, очиститель.

  1. Застопорить автомобиль ручным тормозом;
  2. Разомкнуть соединение с аккумулятором;
  3. Открыть доступ к датчику (например, на заднем колесе): снять сиденье, порог и утеплитель, оттянуть отделку, согнуть фиксаторы. Нажать на замок и отсоединить датчик;
  4. Домкратом поднять авто на пару сантиметров, снять покрышку;
  5. Обработать очистителем крепление датчика, осторожно выкрутить винты и снять прибор;
  6. Поставить на его место новую деталь и закрепить;
  7. Подсоединить к проводу, ведущему в салон;
  8. Поставить обратно колесо;
  9. Проверить зазор между датчиком и магнитной гребенкой. Он не должен превышать 1 мм, чтобы избежать попадания грязи;
  10. Проверить тестером наличие напряжения;
  11. Включить в разъем, соединить аккумулятор, снять с домкрата, поставить сиденья. Но перед этим, включите зажигание и проверьте индикацию.

С передними датчиками гораздо легче справиться.

По окончании работ, устройте тестовую поездку. На прямом участке, немного нарастив скорость (до 40 км/ч), и резко затормозить. Вибрация и звук колодок оповестят об удачной замене детали.

Ремонт датчика ABS своими руками

Конечно можно ездить и без ABS(лето как никак) искать контрактный можно , но как то заело, что мы тоже не лыком шиты.Решено было изготовить самому.
Сломанный датчик был извлечен из посадочного места, распилен,внутри катушка с магнитным сердечником,катушка намотана проводом до предела.Провод мелкий, замеры показали 0,05 мм.Под рукой не оказалось такого размера был только 0,063 который и был удачно намотан вошло примерно 7500 витков.Сопротивление катушки составило 1,48 Ком , что входит в пределы указанные в руководстве 1,4-1,8 Ком.Затем катушка была установлена в корпус датчика , припаяна к разъемам.Вокруг катушки была сооружена «опалубка» , буквально подручных средств, использовалась подходящая по диаметру трубка ПВХ и все это сооружение было залито эпоксидной смолой, после затвердевания смолы трубка удаляется и датчик обрабатывается напильником до соответствующих размеров.Вот и все.Трудоемкость работы : расковыривание датчика 1 час (с перекурами), поиск и намотка провода 1 час, сборка 1 час + время на схватывание клея.

Датчик устанавливается на место согласно мануала, лампочка на панели приборов гаснет, ABS работает (за неимением льда было проверено на дороге с грунтовым покрытием).

Стоит отметить что данная практика диагностики и ремонта применима не ко всем автомобилям, (данная методика ремонта не применима к датчикам холла) поэтому рекомендуется воспользоваться услугами компьютерной диагностики на станции технического обслуживания автомобилей. И не забываем главное, это тормоза и Ваша безопасность, здесь лучше воспользоваться услугами авторитетного специалиста-диагноста в Вашем округе, ведь именно СТО после проведения ремонтно-восстановительных работ по системе ABS повторно проведёт диагностику на предмет исправности тормозных систем автомобиля.

Как проверить датчик АБС на работоспособность?

Задача антиблокировочной системы (ABS), установленной на подавляющем большинстве современных автомобилей, – не допускать движение машины «юзом» во время резкого торможения. Для этого в каждую ступицу вмонтирован специальный приборчик, передающий информацию о вращении колеса электронному блоку управления. Поскольку неисправность данного элемента нередко является причиной отказа системы, хозяину авто следует знать, как проверить датчик АБС в гаражных условиях.

Кратко о принципе работы

Функция ABS имитирует резкие многократные нажатия на педаль тормоза, практиковавшиеся водителями старых автомобилей на скользкой дороге. Электроника использует данный способ торможения гораздо эффективнее, блокируя и «отпуская» колеса несколько раз в секунду. Алгоритм работы следующий:

  1. В процессе резкого затормаживания блок управления отслеживает поведение колес посредством датчиков.
  2. Если одно или несколько колес перестали вращаться, ЭБУ отдает команду гидравлическому клапану, сбрасывающему жидкость из данного контура. Колодки прекращают удерживать диск и вращение возобновляется.
  3. Сопоставляя показания всех измерителей, контроллер убеждается, что торможение не завершено и закрывает гидроклапан, а колесо вновь блокируется. Цикл, продолжающийся долю секунды, повторяется до полной остановки машины.

Важно! Если работоспособность одного либо нескольких датчиков будет нарушена, АБС откажет целиком, поскольку электронный блок не сможет сравнивать поведение колес.

Датчик ABS последнего поколения представляет собой катушку с полупроводниковым элементом, установленным в неподвижной части ступицы. В непосредственной близости от него на тормозном диске закреплено зубчатое кольцо, чье вращение отслеживает датчик. Это происходит так: контроллер подает на приборчик напряжение, а тот постоянно изменяет сопротивление вследствие прохождения рядом зубцов крутящегося кольца.

Когда величина электрического сопротивления становится постоянной, ЭБУ расценивает данный факт как блокировку колеса и включает вышеописанный алгоритм. Если же элемент выходит из строя, система АБС полностью отключается.

Признаки неисправности датчиков

О том, что необходима проверка датчика АБС, свидетельствуют такие симптомы:

  • при резком торможении либо на скользкой дороге автомобиль движется «юзом» и уходит в занос;
  • отсутствует характерный звук срабатывания ABS – частое постукивание или треск со стороны заблокированного колеса (разновидность шума зависит от марки авто);
  • на приборной панели загорается контрольная лампа неполадки антиблокировочной системы.

Если в силу разных причин нарушена работоспособность нескольких датчиков, то на панели приборов дополнительно вспыхивает индикатор включения ручного тормоза либо неисправности тормозной системы. Эксплуатировать машину можно и дальше, но на скользких участках либо при экстренной остановке водителю придется работать вместо АБС – часто и резко нажимать педаль.

Как выполняется проверка?

Если на приборной панели горит ошибка ABS или тормозной системы, то не всегда причина кроется в самом датчике ABS. Что бы точно выявить причину неисправности рекомендуется провести комплексную диагностику автомобиля. Для экономии бюджета и времени наиболее предпочтительным вариантом будет самостоятельная диагностика с помощью ODBII сканера.

Если бюджет ограничен и вы не хотите тратить больших сумм на приобретение устройства, рекомендуем обратить внимание на адаптер корейского производства Scan Tool Pro Black Edition.

Данное устройство видит не только двигатель, как большинство бюджетных сканеров, но и другие узлы и агрегаты автомобиля (в том числе ABS и тормозную систему). Сканер совместим с большинством автомобилей и подключается к любому устройству через Bluetooth или wi-fi. Так же с помощью данного устройства можно проверить работу всех датчиков в режиме реального времени.

Поскольку работа исправного датчика ABS основана на изменении электрического сопротивления при вращении колеса, измерить его параметры можно мультиметром или тестером, функционирующим в режиме омметра. Условия для диагностики – обычный гараж либо ровная площадка, смотровая канава не требуется. Из инструментов возьмите домкрат и баллонный ключ.

Чтобы проверить датчик АБС тестером, выполните следующие действия:

  1. Поставьте автомобиль на ровную площадку и зафиксируйте противооткатными упорами. Ручной тормоз включать не следует.
  2. Поднимите домкратом заднее колесо и снимите его. Обнаружив жгут проводов, идущих к датчику в ступице, отыщите разъем и рассоедините его. Тщательно прочистите все контакты, лучше – специальной жидкостью.
  3. Включите мультиметр на измерение сопротивления и выполните замер в колодке, идущей от датчика. В зависимости от марки авто величина должна составлять от 500 Ом до 1,4 кОм.
  4. Возьмитесь за барабан или диск рукой и покрутите его, следя за показаниями тестера. Сопротивление должно меняться.
  5. Переведите прибор в режим измерения напряжения и включите зажигание. Проверьте присутствие постоянного тока со стороны блока управления, присоединив мультиметр ко второй части разъема.
  6. Операцию повторите на всех колесах.

На различных моделях автомобилей разъем может находиться в разных местах – прятаться под днищем либо пластиковой защитой. Чтобы обнаружить колодку, прощупайте жгут проводов вручную.

Анализ результатов диагностики

Проблема неполадок функции ABS далеко не всегда кроется в датчиках. Виновниками отказа системы могут быть также и провода, соединяющие элементы с блоком управления. Вот почему необходимо провести 3 замера и по результатам сделать такие выводы:

  1. Если сопротивление датчика АБС стремится к нулю или, наоборот, прибор показывает значок бесконечности, то налицо неисправность самого элемента. Другой вариант – нарушение изоляции либо обрыв участка проводников от разъема до датчика.
  2. Тестер показывает, что сопротивление в пределах нормы, но при вращении тормозного диска его значение остается постоянным. Здесь версии две: сильное загрязнение зубчатого кольца (как вариант – разрушение) и опять-таки выход из строя датчика.
  3. Отсутствие напряжения в питающей линии указывает на обрыв электрической цепи, идущей от контроллера.

В первом случае необходимо снять приборчик со ступицы и обследовать провода на предмет перелома, разрыва либо короткого замыкания. Для верности померьте сопротивление еще раз, одновременно шевеля проводники. Если результат отрицательный, покупайте и ставьте новую деталь.

При неизменном сопротивлении доберитесь до зубчатого кольца, хорошенько вычистите и осмотрите. Если обнаружите механические повреждения, то запчасть лучше заменить.

Совет. Иногда недобросовестные или несведущие автомеханики при ремонте подвески повреждают кольцо, а то и вовсе выбрасывают. Забирая машину у мастера, всегда проверяйте наличие этой важной детали.

В том случае, когда нет напряжения в цепи контроллера, следует прозвонить данный участок проводки. Как это сделать:

  1. Разберитесь, где находится электронный блок управления гидравлическими клапанами. Например, в Shevrolet Aveo он стоит за бачком с тормозной жидкостью, а на Renault Megane – со стороны ремня привода генератора.
  2. Снимите с ЭБУ колодку и прочистите контакты. Отыщите распиновку проводов либо отследите их по цветам.
  3. Поставьте замыкающую перемычку на колодке, расположенной возле колеса. Прозвоните цепь омметром либо обычной лампочкой с батарейкой.

Простейший способ отыскать ЭБУ при отсутствии документации на авто – пройти по тормозным трубкам, ведущим к гидравлическому блоку. Последний стоит рядом с контроллером или соединен с ним пучком проводов.

При обнаружении обрыва цепи придется искать дефект по всей линии с целью устранения. Работа довольно сложная, поэтому ее стоит поручить опытному автоэлектрику.

Альтернативный способ проверки

Когда под рукой нет мультиметра, проверить датчик ABS можно более простым способом. Он сработает, когда вышел из строя только один элемент, а не несколько. Диагностика выполняется так:

  1. Рассоедините разъем на датчике одного колеса. Далее, необходимо завести мотор и проехать несколько метров.
  2. Если загорелась вторая лампочка неполадок тормозной системы (или ручного тормоза), то проверяемый элемент исправен. Подключите колодку и повторите операцию на следующем колесе.
  3. При одном поломанном датчике светится индикатор АБС, а при двух и более – лампа ручного тормоза. Когда второй индикатор на панели не загорится, значит, вы отключили неисправный элемент.

Способ позволяет определить местонахождение неполадки, но не ее характер. Для более точной диагностики нужно использовать тестер с омметром.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector