0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хорошая шампунь для мойки двигателя

Ручная мойка автомобиля. Как помыть авто губкой, не повредив ЛКП?

Казалось бы, что может быть проще, чем банальная ручная мойка автомобиля? Запенил машину, дал какое-то время пене поработать, потом смыл всё это дело водой, высушил насухо и поехал. Но ни тут то было. Даже специалисты детейлинговых центров, которые исповедуют исключительно безопасную и качественную мойку расходятся во мнениях как правильно мыть автомобиль. Одни считают, что это нужно делать исключительно с помощью аппарата высокого давления и не приемлют использование любых губок. Ручная мойка автомобиля подразумевает использование именно губок или специальных тканей. Другие наоборот говорят о том, что только двухфазная мойка с помощью губки поможет более качественно отмыть автомобиль, при этом минимально повредить лакокрасочное покрытие.

Но существует ещё одно вероисповедание в плане мойки машины под названием «ручная мойка». Подобную услугу очень тяжело встретить на любых автомойках, так как она занимает много времени. Поэтому чаще всего метод ручной мойки используют те люди, которые сами ухаживают за своим автомобилем, ну, естественно, располагают каким-то двором на даче, либо живут в частном доме. Сама мода на полностью ручную мойку скорее всего больше пришла из США, так как именно производители американской автомобильной химии имеют очень широкие линейки аксессуаров и химии именно для полностью ручной мойки.

Комплект для самостоятельной ручной мойки может состоять из разных аксессуаров. Это и специальные меховые перчатки, вёдра с двойным дном. Из автохимии это могут быть шампуни для предварительной мойки, воски и так далее. В общем, комплект оборудования для самостоятельной ручной мойки может стоить 5000 р и выше. При этом, если какой-то американский потребитель может себе это позволить, то для нашего человека ручная мойка – это наоборот способ сэкономить. И никто не станет тратить на подобное оборудование 5 – 10 – 15 тысяч рублей. Поэтому, опираясь на опыт общения со специалистами разных детейлинговых центров, а также на личный опыт по уходу за лакокрасочным покрытием, мы хотим показать способ самостоятельной ручной мойки автомобиля, который поможет поддерживать машину в чистоте и при этом наносить минимальный вред ЛКП.

Что нужно для ручной мойки автомобиля?

Для начала нам понадобится садовый распылитель и шампунь для предварительной мойки. В принципе, найти такой шампунь довольно сложно, поэтому альтернативой ему может быть шампунь для бесконтактной мойки. Он имеет высокое содержание щёлочи, а поэтому хорошо справляется с задачей предварительной мойки.

Естественно, использование бесконтактного шампуня для ручной мойки в какой-то степени может принести вред лакокрасочному покрытию. Поэтому для ручной мойки авто самостоятельно следует помнить:

  1. Нужно соблюдать дозировку и концентрацию.
  2. Автомобиль нужно мыть либо в тени под навесом, либо в вечернее время, когда нет прямых солнечных лучей, которые будут способствовать быстрому высыханию шампуня на поверхности.
  3. Если поверхность машины сильно нагрелась, то есть она весь день находилась на солнце, то машине нужно дать остыть.
  4. Наносить шампунь нужно с задней части кузова до капота. Так как капот является самой горячей точкой кузова. И пока мы обработаем заднюю часть, передняя ещё более остынет.

Технология ручной мойки авто

  • В полтора литровую ёмкость наливаем 2 колпачка бесконтактного шампуня. Сначала шампунь, а потом добавляем воду. Это способствует лучшему перемешиванию.
  • Теперь наша задача с помощью садового распылителя обработать весь автомобиль получившимся импровизированным шампунем для предварительной мойки. Можно попробовать переделать распылитель под пеногенератор. Есть на «Ютюбе» видеоролики как это делается. Но практика показывает, что подобного плана шампунь лучше работает именно в таком формате. То есть пеногенератор не нужен.
  • После обработки кузова бесконтактным шампунем его, естественно, нужно смыть водой не допуская высыхания. Иначе на ЛКП могут остаться ожоги. Смывать всё это дело нужно простой водой. Будет хорошо, если у вас на участке есть шланг с подачей воды. Если же такой возможности нет, тогда придется обходиться вёдрами. Просто берём и поливаем машину из ведер, пока не смоем весь шампунь.
  • Дальше мойка будет происходить по, так называемой, «технологии двух вёдер». В одном ведре будет шампунь для ручной мойки, а другое ведро нужно для ополаскивания. Естественно, вода в вёдрах должна быть чистой, без песка и различного мусора.

Что касается ведра для ополаскивания, то идеально будет иметь ведро с двойным дном. Там будет оседать песок, смытый с автомобиля и потом он не будет снова попадать на губку. Если же вы не станете заморачиваться с двойным дном, используйте просто глубокое ведро и ополаскивайте губку в верхних слоях воды.

Для ручной мойки вы можете выбрать любой автошампунь, который позволяет вам бюджет. Разбавлять шампунь с водой нужно в тех пропорциях, которые указаны в инструкции выбранного вами типа. После приготовления автошампуня мы имеем ведро достаточно густой пены, которой уже можно мыть автомобиль. Для мойки желательно использовать не губку, а микрофибровую перчатку. Причём использовать нужно две такие перчатки. Одной будем мыть верхнюю часть кузова, а второй уже мыть пороги и низ дверей. Чтобы не перепутать перчатки, желательно купить их разного цвета. Их целое разнообразие.

Технология ручной мойки машины очень простая. Пену набираем прямо с водой на перчатку и слегка выжимая перчатку делаем одно вертикальное движение по кузову сверху вниз. После этого перчатку обязательно споласкиваем в чистой воде и проделываем следующую такую процедуру.

Тщательно и бережно промыв все детали машины, остатки шампуня нужно смыть. Это, естественно, удобнее всего сделать с помощью шланга, либо аппарата высокого давления. Но если такой возможности нет, тогда будем пользоваться снова вёдрами. Без губок и перчаток поливаем машину большим количеством воды.

Сушка кузова

Смыв остатки шампуня, нам осталось выполнить ещё один не мало важный этап самостоятельной мойки автомобиля. А именно – сушку кузова. Обычно для этих целей используют искусственную замшу. Но в последнее время, всё больше людей склоняются к тому, что микрофибровая салфетка тоже очень хорошо впитывает влагу и при этом меньше повреждает лаковое покрытие.

Мы будем использовать 2 микрофибровые салфетки. Они достаточно большого размера. Все они имеют плотность примерно 210 – 240 грамм на м2. Это, в принципе, нормально, но лучше, если вы найдёте микрофибру с плотностью 400 – 440 гр/м2.

Первой микрофиброй будем удалять крупные капли, убирая основную влагу. А уже второй досушивать кузов до конца.

Ну, и вот, собственно, вуаля! Машина чистая и сухая. Для этих целей нам понадобились:

  • Садовый распылитель;
  • 2 автошампуня;
  • 2 микрофибровые салфетки;
  • 2 микрофибровые перчатки для мойки;
  • 2 ведра.

Это самый бюджетный комплект, которого хватит очень надолго. На этом всё, удачи вам. Спасибо за внимание!

Шампуни для мойки машины: что нужно знать?

Особенности, виды и назначение автомобильных шампуней для мойки кузова.

  1. Особенности автошампуней и их отличие от других моющих средств
  2. Виды автошампуней и их состав
  3. Особенности применения

Синтетические моющие средства, которые эффективны для стирки (порошки, гели-концентраты и т.п.), для мытья машины не годятся. Грязь и пыль скапливаются на поверхности кузова несколькими слоями. Они очень стойкие: не смываются даже сильным напором воды, и стиральный порошок их при бесконтактной мойке не возьмет. Только если тереть губкой или ветошью, что совсем нежелательно для лакокрасочного покрытия.

Читать еще:  Электронная регулировка оборотов коллекторного двигателя

Оттираемые частички грязи, твердые, как песчинки, будут воздействовать на ЛКП как наждачная бумага. К тому же средства для стирки плохо смываются с поверхности кузова и оставляют после себя разводы.

Особенности автошампуней и их отличие от других моющих средств

Путем многолетних опытов была выведена «особая порода» моющих средств – автошампуни. Они образуют обильную пену, которая обволакивает прилипшие к кузову машины частички грязи и размягчает их слой за слоем. При этом автошампуни легко смываются безо всякой оттирки – просто струей воды вместе с размякшими загрязнениями.

Если говорить профессиональными терминами, то мойка автошампунем поэтапно дает эффекты смачивания, пептизации, эмульгирования и стабилизации. Смысл этих терминов простой: слои грязи увлажняются, распадаются на мелкие фракции и отделяются от поверхности.

Источник изображения: zr.ru

Виды автошампуней и их состав

Автошампуни для ручной и бесконтактной мойки особенно не отличаются друг от друга по составу. И в том и в другом случае их основным действующим компонентом являются ПАВ – поверхностно активные вещества. Они бывают 3-х видов: неионогенные, анионные, амфотерные. Они и обеспечивают нужный эффект размягчения грязи густой пеной. Некоторые производители также усиливают его добавлением в состав средства щелочи.

Концентрация ПАВ в разных автошампунях может быть различной – от 5 до 30 %. Чем она выше, тем, соответственно, мощнее моющий эффект. Более 30% ПАВ не добавляют, иначе средство станет слишком агрессивным, да и смываться с чистой поверхности будет не полностью. Кроме поверхностно активных веществ в состав любого автошампуня входят пенообразователи и загустители.

Бывают также автошампуни с эффектом полировки, покрытия воском и т.п. Но не стоит ждать от их применения ничего сверхъестественного. Чаще всего указанные эффекты – это лишь маркетинговый ход, способ обратить внимание потребителей на товар. Если хочется настоящей полировки или защитной обработки воском, то их все равно придется сделать отдельно, после мойки, как полагается. Никакой «Автошампунь два в одном» не сможет обеспечить полноценной полировки или восковой защиты кузова. Его задача – размягчить и смыть с поверхности грязь. По возможности не оставив после ополаскивания автомобиля разводов.

Источник изображения: museblog.ru

Особенности применения

Поскольку коренных отличий в составе автошампуней для ручной и бесконтактной мойки нет, они, в принципе, являются взаимозаменяемыми.

Чтобы при ручной мойке образовалась обильная пена, нужно сначала налить на дно ведра шампунь, и только потом можно наполнять его водой из шланга (а не наоборот). Пена аккуратно наносится на кузов губкой, несколько минут «разъедает» грязь, а потом она, уже размягченная, легко смывается чистой водой из шланга.

При бесконтактном способе мойки средство распыляется по поверхности кузова пеногенератором, а смывается – аппаратом высокого давления.

Если моете машину самостоятельно, то самый простой и действенный совет, который можно дать в отношении автошампуней, такой. Опробуйте на практике несколько средств от проверенных производителей. Выявите лучшее из них, по вашему мнению, и купите большую бутылку. Это намного выгоднее, да и хватит такого шампуня надолго.

Шампунь для минимойки, мойки высокого давления

Шампунь для минимойки, мойки высокого давления

Довольно давно на смену тряпке и ведру пришло профессиональное моечное оборудование. Благодаря его помощи мы экономим уйму времени. Речь идёт о мойке высокого давления.

Мойка высокого давления

Каждый автолюбитель проходил процедуру чистки своей машины на автомоечных станциях и наверняка встречался с данным оборудованием. Мойки высокого давления подразделяются на два вида:

  • без нагрева воды;
  • с нагревом воды.

Первый вариант от второго отличается тем, что проходящая в ней вода не нагревается, и подача воды не должна превышать 50°С. Мойки такого вида предназначены для мытья автомобилей, но негодны для применения, например, в пищевой промышленности, где использование горячей воды и химических средств для удаления жира просто необходимы. В мойке с нагревом вода, проходящая через специальный бойлер, может достигать температуры 120°С.

Чтобы чистка автомобиля с помощью аппарата высокого давления была более эффективной, используются различные виды моющих средств специального состава — шампуни. Они имеют существенное отличие от бытовых. Специальное моющее средство эффективно очистит любое загрязнение. А с использованием пеногенератора состав равномерно распределяется по поверхности всего автомобиля.

Нужно понимать, что при мойке транспорта применяется высокое давление, поэтому важно подобрать шампунь с правильным химическим составом, чтобы не допустить повреждения лакокрасочного покрытия автомобиля.

Виды шампуней для моек высокого давления

По физическому состоянию действующих веществ шампуни делятся на три вида:

  • Однокомпонентные — это однородная масса определённого цвета и вязкости.
  • Двухкомпонентные — это две жидкости разных цветов в одном флаконе. Разделение на два цвета обусловлено тем, что в составе химической жидкости присутствует воск.
  • Порошкообразные — подобие стирального порошка, но их химическое содержимое существенно отличается. Перед применением сухие шампуни следует растворить в воде в указанном на упаковке соотношении.

Не стоит думать, что однокомпонентный шампунь хуже двухкомпонентного. Он тоже имеет достаточно сложную структуру, в которой все активные вещества имеют примерно одинаковую плотность, что и приводит к однородности массы.

В зависимости от целей применения существует несколько типов шампуней, которые предназначены для моек высокого давления:

  1. для кузова автомобиля и колёс;
  2. для двигателя и поверхностей с масляными пятнами;
  3. универсальный — выполняет функции двух предыдущих видов шампуней, но в целом проигрывает специализированным средствам.

Очевидно, что все моющие средства отличаются по содержанию активных веществ друг от друга. Самым сильным химическим составом обладает шампунь для двигателей. Он легко справится с любым загрязнением и масляными пятнами. Но использование такого средства для мытья кузова не рекомендуется — слишком большая вероятность повреждения покрытия.

Для кузова применим абсолютно другой вид, в состав которого входят элементы не только осуществляющие функцию чистки, но и имеющие свойство заполнения микротрещин на поверхности краски. Этими компонентами являются воск и вещества, применяемые при полировке автомобилей после мойки.

Кроме того, у всех шампуней разные условия применения. Одни дают хороший результат при использовании холодной воды, другие эффективны только лишь в горячей воде.

Несколько правил выбора автошампуня для мойки высокого давления

Качественный шампунь отвечает следующим требованиям:

  • хорошее пенообразование;
  • легко справляется с любыми типами загрязнений;
  • в структуре присутствуют вещества, препятствующие коррозии металла;
  • средство не теряет своих качеств при использовании воды низкой температуры;
  • при нагревании так же хорошо вспенивается.

Этикетка на флаконе — она должна быть чёткая, с обозначением страны производителя и срока годности. Обратите внимание на содержание ПАВов. Их должно быть от 6 до 30%. С помощью этих веществ с поверхности удаляются маслянистые загрязнения, и металл получает дополнительную защиту от коррозии. Если шампунь с полировочным эффектом, то в состав должны входить такие компоненты, как воск или силиконовое масло.

Вы можете легко проверить качество содержимого, не вскрывая флакон. Для этого встряхните бутылку. Хороший продукт имеет вязкую консистенцию, поэтому пузырьки воздуха при встряхивании будут медленно подниматься вверх. Если этого не произошло, то шампунь разбавлен и уже не обладает прежними моющими свойствами.

Небольшой совет: приобретите для начала маленькую бутылочку шампуня для проверки совместимости с покрытием вашего автомобиля. Если проверка пройдена успешно, то смело покупайте большой флакон.

Некоторые популярные марки шампуней для моек высокого давления

Hyper-Wash

Это высококонцентрированное средство со свойством усиленного вспенивания. Продукт Нyper-Wash имеет значительное превосходство над другими видами моющих средств. Благодаря новаторским приёмам, внесёнными фирмой-производителем, он образует насыщенную пену, которая безопасна для покрытия и эффективно удаляет глубоко въевшиеся загрязнения с поверхностей, придавая им идеальный блеск. Полностью биологически разлагаем.

Читать еще:  Ауди двигатель троит дымит

Biltema

Продукт для моек высокого давления. Содержит биоразлагаемые вещества. Не содержит растворителей. Наносить его следует с помощью аппарата высокого давления.

Шима Motor

Профессиональное средство, разработанное специально для очистки двигателя от стойких загрязнений и масляных пятен. В составе не содержатся растворители, а также разрушающие пластик и резину вещества.

Шима Nanoshampoo

Шампунь выполняет сразу две функции — очищает и защищает кузов автомобиля, восстанавливает его и придаёт блеск. Состав держится на покрытии до трёх недель и препятствует быстрому загрязнению.

Шампунь-полироль Willson «Стеклянная защита»

Разработан специально для защиты кузова после его обработки полиролью на основе жидкого стекла. Восстанавливает структуру «стеклянного» покрытия, его грязеотталкивающие свойства, возвращает яркий блеск, снимает статическое электричество. Также этот шампунь применяют и на необработанных «жидким стеклом» автомобилей для создания эффекта «стеклянного» покрытия на непродолжительное время.

Высококонцентрированный шампунь предназначен для мойки кузова, колёс, прицепов, тентов. Не повреждает покрытия, надписи и наклейки, придаёт блеск. Легкорастворимые ПАВ легко удаляют сильные загрязнения, жирные пятна, смазку, смог. Раствор обладает дезинфицирующими свойствами и экологически безопасен, поэтому его также применяют для мойки автомобилей пищевого сектора.

Характеристики шампуней и цены

НазваниеПроизводительНазначениеРазбавление (соотношение частей воды и моющего средства)Объём, лСредняя цена, руб.
Hyper-WashMeguiar’s (США)для кузова400:13,781800
BiltemaBiltema (Финляндия)для кузовадо 20:11160
Shima MotorАвтоклининг (Россия)для двигателядо 60:11200
Shima Nano-shampooАвтоклининг (Россия)для кузова20:151300
Willson шампунь-полирольWillson (Япония)для кузоване разбавляют0,75550
DecoAtas (Италия)универсальныйдо 40:15650

Правильно выбранный шампунь обеспечит ваш автомобиль чистотой и продлит срок его службы.

Журнал «Сырье и Упаковка»

Бизнес-портал косметической промышленности
и индустрии чистоты
  • Russian
  • English

Текущий номер

ПРЕЗЕНТАЦИИ
Модификаторы реологии в антисептиках для рук
Sytheon: научный подход к омоложению
Такое разное сияние
RonaCare® RenouMer: От устойчивого сырья из океана до впечатляющего действия на синтез коллагена
Глюкамиды – новые «зеленые» ПАВ для косметических средств

Ближайшие выставки

Партнеры

Шампуни для бесконтактной мойки автомобилей

17.09.2012

Бесконтактная мойка

Бесконтактная мойка появилась сравнительно недавно и стала возможной только благодаря активным моющим средствам на основе современных ПАВ и специальных добавок, усиливающих моющую способность. Благодаря своим уникальным моющим свойствам и хорошему пенообразованию эта группа автошампуней получила название активная пена или бесконтактная пена.

Технология бесконтактной мойки несложна. Нанесение раствора активной пены на автомобиль может осуществляться при помощи распылителя низкого давления с ручной или компрессорной подкачкой; или при помощи специального пистолета-пеногенератора, подключаемого к моечному насосу высокого давления. Пена образуется в результате дробления и распределения воздуха в растворе автошампуня и выдерживается на автомобиле 3–4 минуты, после чего смывается водой.

У бесконтактной мойки есть несомненные достоинства. Во-первых, не происходит механического трения при нанесении моющего средства на поверхность автомобиля, а значит, исключаются микроцарапины, которые со временем переходят в общую матовость лакокрасочного покрытия. Также сокращается общее время мойки автомобиля, и снижаются трудозатраты. Всю работу производит специальный автошампунь, который размягчает грязь и способствует ее отслоению от поверхности автомобиля. Отсюда высокие требования к моющей способности автошампуня. Кроме того, при бесконтактной мойке полностью очищаются недоступные для губки участки: щели, зазоры, решетки, поскольку «бесконтактный» автошампунь наносится методом опрыскивания. Есть у бесконтактной мойки и недостатки. Она немного дороже, чем обычная мойка. Но это не главное. Главное – это большая, чем при контактном способе, агрессивность химии. Часто автошампуни имеют очень высокую щелочность. Вследствие воздействия щелочи на лакокрасочное покрытие автомобиля, его пластиковые и металлические поверхности теряют блеск, становятся белесыми, мутнеют. Но обычно такое воздействие проявляется при регулярной мойке автомобиля данным средством с течением времени. Кроме того, следует сказать, что производители автошампуней в последнее время стараются уменьшать щелочность и повреждающее действие своих продуктов.

Свойства шампуней для бесконтактной мойки

Итак, шампунь для бесконтактной мойки (или активная пена) – это концентрированный щелочной состав с высокой моющей способностью, который должен справляться с различными видами загрязнения, в том числе удалять устойчивые пятна грязи, сажу, соль, смолу, птичий помет, следы от насекомых и пр. Благодаря своим уникальным моющим свойствам, хорошему пенообразованию и текучести, бесконтактный шампунь должен проникать в места, недоступные при обычной ручной мойке. Автопена – это концентрат, разбавляемый непосредственно перед использованием. Нормы ввода для активной пены различны и зависят от используемого на мойке оборудования. Если себестоимость продукта среднего качества составляет около 20–25 рублей за кг, то разбавление для пенокомплекта 1:2 – 1:3, а для пеногенератора 1:20 – 1:30 следует считать очень приличным результатом. Однако есть на рынке продукты, разбавляемые в соотношении 1:100.

Большинство средств для бесконтактной мойки однородны. Но есть средства, которые при хранении разделяются на две фазы. Такие средства называют двухкомпонентными. Как правило, в двухкомпонентные средства добавляется такой краситель, который окрашивает одну из фаз, чтобы не перепутать его с однокомпонентным, а также не забыть перемешать средство перед использованием.

Привлекательный продукт

Приготовление автопены – технологически несложный процесс, который не требует какого-либо специального оборудования. Обычно пены готовят простым перемешиванием ингредиентов без нагревания, эмульгирования и т.п. Рецептуры, как правило, также несложны, а рынок автокосметики выглядит очень привлекательно – количество машин на душу населения увеличивается, и их надо чем-то мыть. К тому же, цены на иностранные бренды достаточно высоки, что позволяет отечественным производителям создавать конкурентноспособную продукцию в среднем ценовом диапазоне. Базовые рецептуры предлагает каждый поставщик сырья для моющих средств, среди которых можно назвать компании Croda, Akzo Nobel, Kao, BASF, Stepan и т.д . Правда, несмотря на кажущуюся простоту, не все так гладко, поскольку сразу возникает вопрос об адаптации этих рецептур к российской действительности. Поэтому прежде чем начать что-то делать, надо определить для себя ряд основных моментов. Прежде всего, надо определить требуемую себестоимость по сырью с учетом продажной стоимости для средней автомойки. Также следует задать такие параметры искомой рецептуры как предполагаемая степень разведения автопены при использовании, интенсивность пенообразования, щелочность, органолептические свойства (запах, цвет, вязкость), моющая способность. Но все это, к сожалению, исходя из себестоимости.

Основные компоненты рецептур для бесконтактной мойки.

Итак, каков же компонентный состав рецептур?

Обычно в автопенах от 60 до 80% воды, поэтому имеются определенные требования к ее жесткости. Вода должна быть предварительно умягченная. Основными ингредиентами рецептуры являются ПАВ. Их выбор определяет моющую способность средства, количество и качество образуемой при мытье пены. Также в состав шампуня для бесконтактной мойки обязательно входят хелатирующие агенты. Большинство рецептур содержит щелочь, которая позволяет легко удалять масляные и жировые пятна. В основном используют гидроксид натрия или калия в концентрации 1% – 4% при разбавлении концентрата 1:20 – 1:30. Есть рецептуры, не содержащие щелочи как таковой, но рН таких рецептур все равно щелочной. Как уже говорилось выше, высокое содержание щелочей в составе отрицательно влияет на лакокрасочное покрытие, а также усиливает коррозионную активность состава, отрицательно сказывается на оборудовании для автомойки, а также на состоянии кожи рук и слизистых обслуживающего персонала.

Читать еще:  Чем мерить температуру двигателя

Основными компонентами автошампуня для бесконтактной мойки являются ПАВ. Гидрофобные компоненты загрязнений автомобиля, каковыми являются сажа и органика, без них отмыть невозможно. В пенах обычно можно встретить разные группы ПАВ: катионные (КПАВ), анионные (АПАВ) и неионогенные (НПАВ) в самых разных комбинациях: АПАВ+НПАВ; КПАВ+НПАВ; НПАВ+НПАВ. Croda и Akzo Nobel используют комбинацию катионных и неионогенных ПАВ, BASF в основном работает с анионными и неионогенными ПАВ. Есть рецептуры, содержащие неионогенные, катионные и анионные ПАВ одновременно, например, у Croda.

Касательно того, ПАВ какой природы – анионные или катионные лучше работают в рецептурах автопен, нет единого мнения. Кто-то считает, что нужно использовать анионные ПАВ, которые в щелочной среде лучше отмывают гидрофобные компоненты загрязнений – масла и сажу. Кто-то утверждает, что анионные ПАВ (SLS, SLES, LABSNa) не обеспечивают достаточной моющей эффективности автопен, и их добавляют только для пенообразования (1–2%), которое становится наиболее оптимальным в сочетании с кокамидопропиламиноксидом (1%). Другими АПАВ в составе рецептур могут быть лаурилсаркозинат натрия и моно- и диэфиры фосфорной кислоты, стабильные в щелочной среде и обладающие антистатическим эффектом.

Не стоит забывать, что анионные и катионные ПАВ плохо уживаются в одной рецептуре: при вводе анионных ПАВ инактивируются катионные. При большой доле анионных ПАВ, введение катионных вообще бессмысленно, хотя, как уже отмечалось, можно найти базовые рецептуры автопен, в которые входят как катионные, так и анионные ПАВ.

Многие успешные производители автопен делают свои продукты на основе катионных ПАВ. Их кладут от 3% и больше. Рецептура шампуня для бесконтактной мойки может быть составлена и без использования катионных ПАВ, но при этом, как правило, удается добиться только относительно небольших степеней разбавления. Считается, что катионные ПАВ перезаряжают поверхность твердых частиц, и, таким образом, отрывают их друг от друга, «отмагничивают грязь». Кроме того, поверхность лакокрасочного покрытия автомобиля и стекло имеют отрицательный заряд. Поэтому положительно заряженные молекулы КПАВ охотно адсорбируются на этих поверхностях. Из катионных ПАВ в автопенах в основном используются кваты – четвертичные аммониевые соли талловых или других высших жирных кислот. Кваты имеются в ассортименте многих зарубежных компаний-производителей сырья. Например, их выпускают Akzo Nobel, Stepan, Croda, Kao.

Неионогенные ПАВ являются обязательным компонентом рецептур. Чаще их используют в сочетании либо с катионными, либо с анионными ПАВ, при этом они менее чувствительны к присутствию электролитов в моющей системе. Они хорошо отмывают гидрофобные компоненты загрязнений – сажу и органику. В автопены вводят не менее 5% неионогенных ПАВ, как правило, этоксилированных спиртов с 2 – 10 этоксильными группами. Лучшее из отечественного сырья – синтанолы. Синтанолы подбирают таким образом, чтобы их ГЛБ примерно соответствовал ГЛБ загрязнений. При этом лучше брать пару неионогенных ПАВ, поскольку загрязнения тоже имеют разную полярность.

Твердые загрязнения на поверхности автомобиля помимо сажи – это в основном силикаты и карбонаты. Большинство почвенных минералов в растворах с высокой концентрацией солей, каковым и является рабочий раствор автошампуня, способно обмениваться катионами, в частности выделяя ионы кальция и магния. В результате повышается жесткость воды и моющего раствора. Это необходимо компенсировать внесением большого количества комплексонов. Таким образом, комплексоны обязательно должны присутствовать в рецептурах автопен в концентрации от 5% и выше, иначе уменьшается моющая способность средства, и на автомобиле после мойки может образоваться белесый налет. Продуктами выбора являются тетранатриевая и динатриевая соли ЭДТА (Трилон Б) и тринатриевая соль нитрилотриуксусной кислоты (Трилон А). Есть вариант введения полифосфатов и фосфонатов, например оксиэтилендифосфоновой кислоты (ОЭДФК). Иногда в рецептуры вводят два разных комплексона. Выбор комплексона зависит не только от его способности связывать максимальное количество ионов жесткости, но и от диспергирующей способности и часто зависит от свойств конкретной системы. Следует учитывать, что комплексон, который лучше работает в одной системе, плохо работает в другой, так что подбор идет только по результатам практических испытаний.

Также в состав автопен вводят разные специальные добавки, способные улучшить качество мойки. Самой распространенной добавкой является метасиликат натрия пентагидрат (1–3%), который улучшает моющую способность и частично (но не полностью) заменяет щелочь в рецептуре. Уже при концентрации 1% метасиликат дает рН= 11. При рН ниже 10 метасиликат становится нестабильным и выпадает в осадок. Еще одна проблема, связанная с высоким содержанием метасиликата в рецептуре – порча оборудования автомоек. Особенно много нареканий вызывает метасиликат и жидкое стекло отечественного производства. На растворимость и стабильность жидкого стекла влияет его силикатный модуль (соотношение SiO 2 и Na 2 O). Отечественная промышленность выпускает в основном стекла с модулем около 4. При добавлении щелочи модуль снижается, растворимость и стабильность повышаются.

Также с целью улучшения моющей способности в состав рецептур вводят полимеры-дересорбенты, связывающие отмытую грязь и не позволяющие ей переосаждаться. Как утверждают производители антиресорбентов, их ввод позволяет значительно снизить содержание основных ПАВ в рецептуре. Примерами таких добавок могут быть поливинилпирролидон и карбоксиметилцеллюлоза.

Для получения прозрачной системы в нее часто вводят растворители – спирты или гликоли. Обычно это бутилгликоль – 3% или изопропанол – 3%. Однако включение растворителей в рецептуру сильно влияет на ее органолептические свойства – при концентрации выше 4% появляется сильный запах, который выдержит не всякий мойщик.

Для улучшения стойкости и структуры пены вводят пенообразователи и пеностабилизаторы, в том числе мочевину (у которой дополнительно имеются свойства комплексообразователя). Степень пенообразования шампуня для бесконтактной мойки – это немаловажный вопрос. С одной стороны, эффектная снежная стойкая пена нравится клиентам, с другой – это не показатель качества мойки. Часто менее густая пена, которая через несколько минут начинает стекать вместе с грязью, оказывается более эффективной.

Иногда в составе шампуня для бесконтактной мойки можно встретить антикоррозийные добавки, например, аминопроизводное борной кислоты (Croda) – водорастворимый ингибитор коррозии, эффективный при низких концентрациях и обладающий также смачивающими, смазывающими и биоцидными свойствами. Однако ввод подобных добавок ведет к удорожанию рецептур, как и ввод красителя, который должен быть щелочеустойчивым.

Как уже говорилось, базовые рецептуры автопен предлагает каждый поставщик сырья. Они доступны на сайтах компаний. Основной труд заключается в доведении этих образцов до рабочего состояния. Как правило, это кропотливая экспериментальная работа, требующая упорства и терпения, вдохновения и удачи. Тем не менее, как показывает опыт, отечественные производители могут успешно конкурировать с иностранными брендами. В качестве примера можно привести отечественную торговую марку Cleanol, которой принадлежит четверть российского рынка химии для автомоек.

Поделитесь этой публикацией с коллегами и друзьямиИсточник: № 7 (134) сентябрь 2012

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector