1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Давление в цилиндре двигателя ямз 236

Устройство двигателя ЯМЗ 236

Устройство ЯМЗ 236

Этот четырёхтактный дизельный мотор имеет 8 цилиндров, и его рабочий объём составляет 14864 см3. Впрыск топлива производится непосредственно в камеру сгорания. Степень сжатия ЯМЗ-236 составляет 16,5 единиц. Поршни силовой установки сделаны из силумина, имеют гильзу из чугуна, и она омывается охлаждающей жидкостью. Шатуны ЦПГ имеют усиленную конструкцию, и также сделаны из чугуна. В этих моторах используются поршневые пальцы, которые не фиксируются жёстко. Это так называемый «плавающий тип» пальцев, где они с обеих сторон фиксируются стопорными кольцами.

В моторах ЯМЗ-236 используются вкладыши из бронзы, а шатун к шейке коленчатого вала крепится при помощи крышек, на двух болтах. Двигатель имеет две ГБЦ (по одной головке на каждые 4 цилиндра), а распределительный вал вращается при помощи ведущей и ведомой шестерен. У моторов этой серии кованый коленвал с пятью опорными шейками.

Блоки цилиндров ранних версий моторов отличаются от современных блоков. Система смазки ЯМЗ-236 – смешанная. К отдельным узлам масло подается под давлением, а некоторые детали смазываются методом разбрызгивания. Двигатели этой серии имеют водяное охлаждение, но также оборудованы и масляным радиатором.

Эти двигатели широко используются в автомобильном транспорте, как для дорог общего пользования, так и для внедорожной техники. Транспортные средства, оборудованные ЯМЗ-236 разных модификаций способны преодолевать брод глубиной до 140 см. Эти силовые установки нашли широкое применение в различных промышленных сферах и используются на разных видах транспорта.

Этим мотором комплектуются:

  1. Буровые установки.
  2. Суда.
  3. Экскаваторы.
  4. Самосвалы для подземного использования.
  5. Комбайны.

Турбированные версии

ЯМЗ-236 Turbo сертифицирован под Евро-0. 236Д и 236Б устанавливались на СуперМАЗы, и имели множество разновидностей. Мотор ЯМЗ-236НД устанавливался на сельскохозяйственную технику и фронтальные погрузчики на колёсном ходу. Также этими двигателями были оснащены дорожно-строительные машины и лесозаготовительная техника.

Версия 236НД4-4 специально разрабатывалась для речного транспорта, и по сегодняшний день эксплуатируется на катерах. Мотором ЯМЗ-236ДК оснащаются дизельные энергоустановки, но также этот агрегат устанавливается и на некоторые типы комбайнов. На дизель-генераторы также устанавливается мотор модели 236ДИ.

Турбированные версии мотора ЯМЗ-236 оборудованы турбокомпрессором, который имеет простейшую конструкцию. Благодаря использованию этого элемента удалось существенно повысить мощность мотора, что повлекло за собой модернизацию некоторых элементов двигателя.

Двигатель ЯМЗ 236 — Технические характеристики и регулировка

Продукт, который прославил предприятие и вывел в лидеры дизельной отрасли России, двигатель ЯМЗ 236. Этот агрегат сходит с конвейера завода уже пятьдесят с лишним лет, и, несмотря на это, до сих пор востребован и популярен. Двигатель ЯМЗ 236, распространённая силовая установка на территории нашей страны и в странах СНГ. Мотор применяется для установки на грузовиках, тракторах, комбайнах, разработано свыше десяти модификаций агрегата. Такая потребность в агрегате объясняется просто: универсальность, надёжность, простота и живучесть, вот рецепт долголетия ЯМЗ 236.

Урал 4320 с установленным агрегатом ЯМЗ 236:

Начало

Рождение силовой установки началось в пятидесятые года прошлого века. Завод в Ярославле получил заказ государства на создание мощных дизельных агрегатов. Перед конструкторами поставлена задача, разработать универсальный двигатель с возможностью использования на автомобилях, тракторах и для других нужд.

За разработку установки взялся талантливый конструктор, и учёный Чернышев Г.Д. Под его руководством началась история прославленного двигателя ЯМЗ 236 и другие серии дизельных агрегатов. Благодаря курсу на массовый переход с бензина на дизель, силовой агрегат быстро распространился по всей территории Советского Союза. Новый агрегат был экономичным, надёжным, простым в обслуживании. Установка ценилась за доступность в плане цены на запасные части и повышенный ресурс, который позволял преодолевать по 500000км пробега.

Чернышев Георгий Дмитриевич (1923-1999 года жизни) разработчик ЯМЗ 236:

Описание

Силовой агрегат получил высокую оценку и доверие со стороны пользователей. Во многом, благодаря тому, что двигатель ЯМЗ 236 имеет такие технические характеристики, которые подтверждают заявления о его универсальности. Мотор шести цилиндровый, угол наклона между цилиндрами 90°, расположение камер параллельное, в два ряда. В процессе работы создаётся внутреннее давление, равное 16,5 атмосферам. Подача топливной смеси осуществляется впрыском в камеру сгорания. Сечение поршня в поперечнике 130мм, ход изделия 140мм. Напор горючего создаётся топливной помпой высокого давления, работа помпы осуществляется за счет механики, впрыск рабочей смеси в каждый цилиндр происходит при помощи распылителей. На одну головку блока приходится по три впускных и три выпускных клапана. Охлаждение жидкостью, циркуляция которой в изделии происходит принудительно, водяной помпой, приводимой в действие от коленчатого вала. Суммарный объём цилиндров агрегата составляет одиннадцать литров, вырабатываемая мощность варьируется от 150 до 420 лошадиных сил. После небольшой доработки и настройки мотора расход топлива установкой составил 25 литров на сотню километров, тогда как раньше эта цифра составляла сорок литров. Блок агрегата выполнен из чугуна, хотя последние модели активно применяют алюминий в качестве материала.

Трактор ХТЗ Т150 с установленным агрегатом ЯМЗ 236:

Технические характеристики ЯМЗ 236

За время производства базовая модель силового агрегата послужила основой для создания различных видов модификаций, количество которых превосходит пятнадцать штук. Параметры базовой модели представлены в таблице.

Базовые характеристики двигателя ЯМЗ 236:

Разъяснение Показатель
Завод изготовитель ПАО «Автодизель»
Период выпуска 1958 — наши дни
Горючее Дизель
Питание агрегата Прямой впрыск
Сколько тактов 4
Сплав блока агрегата Чугун или алюминий
Количество камер объёмного вытеснения (шт.), размещение «v6»
Клапан, итого (штук) 36
Объем двигателя ЯМЗ 236 11,15
Порядок работы двигателя ЯМЗ 236 1,5,4,2,6,3
Камера объёмного вытеснения, поперечник, миллиметров 130
Расстояние между крайними положениями поршня, миллиметров 140
Отношение пространства над нагнетателем: верх/низ 17,5
Объем масла в двигателе ЯМЗ 236 (л) 24
Мощь агрегата (л.с.) От 150 до 420
Вращающий импульс (Нм) От 667 до 1275
Соответствие показателям экологии «Евро – 2 – 1 – 0»
Масса двигателя ЯМЗ 236 в чистом виде, килограмм От 820 до 1010
Вес агрегата с навесным комплектом, килограмм От 880 до 1070
Вес двигателя ЯМЗ 236 в полном комплекте, килограмм От 1170 до 1385

Силовой агрегат ЯМЗ 236: блок цилиндров

Разновидности и эксплуатация

Количество силовых установок разработанных и выпущенных со времени, когда первый агрегат сошел с конвейера, большое количество, классификация по экологическим стандартам облегчает процесс.

  • Агрегат ЯМЗ 236М2 (Евро 0).
    Силовые агрегаты модификации выпускаются без наддува, соответствуют нормам Евро 0. Моторы монтируются на: шагающие эскалаторы, корабли, преобразователи и прочие установки. Двигатель ЯМЗ 236М2 имеет основные характеристики, аналогичные базовой модели. Отличия заключаются в навесном оборудовании.
Модели «ЯМЗ» Применение
«236М2» Стреловое и оборудование, передвигающееся самостоятельно, корабельные агрегаты, корабельные агрегаты преобразующего типа.
«236М2-4» Агрегаты, планирующие и разравнивающие грунт, используемые для погрузки и разгрузки материалов, проводящие работу с землей, станции сжатия газа.
«236М2-7» Станции по производству электрической энергии, экскаваторы, генератор.
«236М2-43» Транспорт «Урал 43206» для преодоления водных преград, глубиной 1,7 метров.

Силовой агрегат ЯМЗ 236М2 (Евро 0):

  • Силовой агрегат «Евро 1».
    Силовые установки стандарта Евро1 и Евро 2 относятся к изделиям, в комплект которых входит турбина, промежуточный охладитель воздуха и устройство обмена теплом. Двигатель ЯМЗ 236 турбо технические характеристики сумел улучшить, мощность в зависимости от комплектации 230 — 250 л.сил. Усовершенствованная конструкция и турбина позволили улучшить выброс в атмосферу, силовые установки соответствуют правилу 96 по выбросу вредных веществ.

Как и атмосферные моторы, варианты с турбиной могут комплектоваться коробкой переменных передач, сцеплением и различным навесным оборудованием. В зависимости от навесного оборудования вес модификаций может значительно отличаться друг от друга. Моторы применяют на автомобилях, платформах, кранах, компрессорах и прочей технике. Существенный плюс агрегатов, уменьшение расхода топлива.

Модификации Евро 1:

Модели «ЯМЗ» Применение
236 БЕ Техника МАЗ: 533603, 630303, 543203, 543403, и масса другой техники.
236 БК Комбайны: «Енисей 860», ACROS 530.
236 НБ Трактор на гусеничном ходу ВТ-150Я, бульдозер.
236 НД Комбайн «Вектор».
236 НЕ Транспорт с бортами, рамы, автобусы МАЗ, «Волжанин», ЛАЗ, ЛиАЗ.
236 НК Средство, используемое в качестве тяги Т150К, ХТЗ, Т150.

Силовой агрегат ЯМЗ 236 НД (Евро 1):

  • Агрегат 236НЕ2 (Евро 2).
    Базовые характеристики силового агрегата идентичны характеристикам мотора, отвечающего требованиям «Евро 1». Отличие серии двигателей 236НЕ2, это соответствие правилам №49; №24-03 Евро2. Силовые установки применяются на транспорте, работа которого связана с тяжелыми условиями. К таким относятся: техника «Урал», «МАЗ», «ЗИЛ», многоместный транспорт для перевозки пассажиров.
Модели «ЯМЗ» Применение
236НЕ2-1 «МАЗ»: транспорт, рамы, буксиры, грузовая техника с автоматически опрокидывающимся кузовом.
236НЕ2-3 «Урал»: транспорт, рамы, буксиры, грузовая техника с автоматически опрокидывающимся кузовом, перевозка пассажиров.
236НЕ2-24 «Урал»: транспорт, рамы, буксиры, грузовая техника с автоматически опрокидывающимся кузовом.

Силовой агрегат ЯМЗ 236 НЕ (Евро 2):

Регулировка двигателя ЯМЗ 236

Настраивать агрегат в полевых условиях сложно, поскольку для проведения процедуры демонтажа и сборки необходимо иметь в наличии специальное оборудование. Порядок настройки включает в себя большое количество операций, к основным манипуляциям относятся:

  • Регулировка клапанов агрегата.
    Операция проводится с применением специального щупа, который используется только для силовых установок ЯМЗ 236. Особенность в том, что процесс протекает при снятой крышке клапанов.
  • Балансировка сцепления агрегата.
    Операция по регулировке проходит с применением специального стенда.
  • Наладка подачи горючего посредством топливного насоса высокого давления агрегата.
    Работа проводится в специально отведенном для этого месте, поскольку механизм регулируется только при помощи специального инструмента, который сложно отыскать вне станции обслуживающей агрегат.

Силовой агрегат имеет простое устройство, поэтому обслуживать мотор не представляет труда. Для проведения работ необходимо ознакомиться с инструкцией к двигателю, что бы знать нюансы, которые возникают в процессе операции. Так же желательно изучить схему механизмов и узлов, с которыми планируется проводить работу. Основные виды манипуляций:

  • Замена масла в агрегате. Система смазки базового силового агрегата включает в себя около 24 литров масла. Процедура замены проста, достаточно слить старую жидкость и залить новую смазку. Масло, рекомендуемое для применения в 236 моторе, это дизельная смазка М10Г2К, или аналогичные масла. Процедура замены проводится после каждых 8-10 тысяч километров пробега.

Силовой агрегат ЯМЗ 236: масло М10Г2К

  • Замена фильтров агрегата. Силовой агрегат оборудован фильтрующими элементами, которые необходимо менять каждые 10000км пробега. Делается это с целью сохранения работоспособности технической установки, продления срока службы последней. К фильтрующим элементам относятся: элементы грубой и тонкой очистки топлива, воздушные фильтры и другие фильтры в соответствии с комплектацией мотора.

Силовой агрегат ЯМЗ 236: воздушный фильтрующий элемент

  • Очистка, продув распылителей, подающих горючее в камеру сгорания агрегата.

Силовой агрегат ЯМЗ 236: распылитель

  • В случае утечки жидкостей из агрегата, замена уплотнителей поддона картера и крышек головки блока цилиндров.
  • Замена, регулировка, подтяжка ремней агрегата.

Двигатель ЯМЗ-236: характеристики, устройство, регулировка

Двигатель сделал лидером дизельной отрасли России предприятие, создавшее продукт. Тяговая установка и сегодня считается массовой в странах содружества. ЯМЗ-236, универсальная машина, устанавливаемая на грузовики, трактора, комбайны и другую технику. Надёжный, живучий, неприхотливый мотор получил за заслуги продолжение, в виде десятка модификаций. Учитывая минимальное количество проблем, которые агрегат создаёт владельцам, в дальнейшем, стратегия развития останется прежней, поскольку такое поведение оправдано.

История двигателя ЯМЗ 236

Развитие мотора стартовало в «пятидесятых», руководством страны поставлена задача по модернизации парка дизельных агрегатов и созданию универсальной тяговой установки. Двигателю предстояло не только заменить устаревшие модели ЯАЗ-204(206), а эксплуатироваться на разнонаправленной технике. Таких особенностей, на тот момент, не было ни у одного изделия.

Ставка сделана в пользу дизельных агрегатов, поскольку топливная экономичность стояла во «главе угла», подходящий образец в стране отсутствовал, изделие разрабатывалось с «нуля». Справиться с требованиями под силу было не каждому, к работе привлекли плеяду конструкторов, руководил группой учёный Г.Д.Чернышёв. Ставка сработала, и в скором времени появился новый продукт. Характеристики двигателя ЯМЗ 236 устраивали и даже превосходили ожидания. Надёжный, экономичный, неприхотливый, живучий аппарат возглавил массовый выпуск, положив начало линейке моторов на солярке.

Даже сегодня, по истечению стольких лет, в стране нет замены, способной повторить путь прославленного мотора. Новые шести камерные дизели, в основе те же ЯМЗ-236, доработанные под последние условия социума. С ресурсом в 500000 километров и конструкцией, в которой лёгкость решений граничит с идеалом, двигатель способен «дать фору» конкурентам. Взглянув на ситуацию со стороны, трудно поверить что история, начавшаяся в далёком 1962 году, продолжается, процветает и влияет на теперешние события.

Аналоги масла для ЯМЗ 236

При отсутствии базовых модификаций допускается эксплуатация жидкостей категории API CC и выше. Среди импортных и отечественных компаний, максимально приближенные аналоги масел для ЯМЗ 236 выпускают такие бренды:

Также рекомендуется обратить внимание на температурные допуски жидкости. При круглогодичном применении актуальны разновидности SAE 5W30, 10W40. Во время зимнего применения транспорта, лубрикант выбирается исходя из фактических температурных условий региона. Летние смеси выбираются аналогично.

Важно! Категорически недопустимо занижение требований изготовителя. Смазки, не соответствующие критериям, могут стать причиной ускоренного износа или отказа силовой установки.

Общие сведения

За эксплуатационный промежуток, двигатель ЯМЗ 236 доказал, что он надёжный аппарат, показывающий приемлемые технические характеристики. Универсальность и популярность мотора объясняется применением ряда конструкторских решений. Так, установка оборудована шестью камерами, разбитыми на две группы и выстроенными в два параллельных ряда. Цилиндры соседних рядов расположены по отношению друг к другу с наклоном в 90°. За цикл мотор выполняет 4 такта, создавая напор, равный 16,5 атмосферы, суммарный объём камер 11 литров.

Для системы питания тяговой установки используется механическая топливная помпа повышенного давления. Подача смеси происходит непосредственно внутрь, распылителями. Мотор оборудован двумя головками, в изделии 12 клапанов (6-впуск, 6-выпуск). Совместно с вытеснителями из силумина и чугунными цилиндрическими поверхностями, изделие соблюдает порядок работы двигателя ЯМЗ 236 в очерёдности «142536».

Для охлаждения применяют жидкостную помпу, принудительно омывающую «мокрые» цилиндры. Активируется устройство коленчатым валом, посредством ремня и шкива. Вал активируется шестерёнками и обслуживает две головки. Деталь изготовлена ковкой, после чего шейки укрепляются азотом. Изделие фиксируется в четырёх опорах и уравновешивается противовесами.

Учитывая пожелания и потребности покупателя, двигатель развивает мощность в диапазоне 150-500 лошадей. Ранние моторы потребляют до 40 литров топлива на 100км пробега, настройка и доработка позволила снизить показатель до 25 литров. До 2010 года остов мотора выполнялся из чугуна, после начали использовать алюминий. Это снизило вес и положительно сказалось на характеристиках.

Общая информация

Двигатель ЯМЗ-236НЕ V6 с турбонаддувом

Двигатели ЯМЗ-236НЕ, его модификации и комплектации по выбросам вредных веществ соответствуют Евро-1, Правилам №96. Модели выполнены под установку охладителя наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» на изделиях. Двигатели предназначены для установки на автомобили МАЗ; автобусы МАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, МАРЗ, «Волжанин».

Основные характеристики

Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактный с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 236

За время существования агрегата, а это пятьдесят с лишним лет, создано 15 модификаций, отличающихся между собой характеристиками и назначением. Несмотря на обширную линейку, основа мотора не меняется.

Показатель: Значение:
Выпуск мотора 1962-наше время
Сырьё остова чугун
Питание Дизель
Охлаждение Жидкость, замкнутый контур с вентиляцией
Число и расположение камер Шесть, «V»
Порядок работы камер «142536»
Перепускных вентилей на камеру, (шт.) 2
Сечение камеры, (мм.) 130
Перемещение вытеснителя мотора, (мм.) 140
Компрессия мотора 16,4
Объём двигателя ЯМЗ 236, (л) 11,150
Мощь мотора, (лошадей/мин-1) 150-250/1700-2100
Импульс мотора, (Нм./оборотов в минуту) 667-1030/1100-1500
Экологическое соответствие (евро-2)–1 или 0
Масса двигателя ЯМЗ 236, (кг) 890 (двигатель ЯМЗ 236м2);
951 (с турбиной)
Расход, (л/сотню км.) 36
Смазка мотора Напор + брызги + пар
Масло мотора, марка 10W-30
Утрата смазки мотором, (% к дизелю) 0,3-0,6
Объём масла в двигателе ЯМЗ 236, (л.) 20-25 (с турбиной)
Смена смазки, (км.) 7000
Работа при температуре, (°С) 91
Ресурс, (час) 9000

Как работает перепускной клапан ТНВД?

Перепускной клапан ТНВД находится в самом начале магистрали, которая отправляет остатки топлива в бак. Его задача — осуществлять сброс излишков топлива.

Перепускной клапан состоит из следующих деталей:

  1. Корпуса;
  2. Запорного кольца;
  3. Клапана;
  4. Упора;
  5. Пружины;
  6. Гайки.

Принцип работы клапана следующий.

Когда силовой агрегат выключается, давление в системе питания падает. В этом случае пружина давит на клапан, тот поднимается и запирает отверстие доступа в сливной трубопровод.

Когда же двигатель запускается, давление в системе поднимается. Давлением топлива отжимается пружина, и клапан открывает путь для слива остатков солярки в магистраль «обратки».

После того как излишки топлива сброшены, давление падает и клапан снова закрывает магистраль.

Уход за системой питания дизелей ЯМЗ 236

Для того, чтобы мотор ЯМЗ 236 работал долго и бесперебойно, а эти силовые агрегаты при должном уходе способны пройти миллион километров и больше, ему требуется тщательный и бережный уход. Особое внимание при этом нужно уделить системе питания, как одной из самых важных систем данного силового агрегата.

Правила ухода за системой питания ЯМЗ 236, достаточно простые, и соблюдать их несложно.

Прежде всего, нужно тщательно следить за качеством топлива и всегда применять солярку, которая соответствует сезону эксплуатации. То есть нужно зимой использовать обязательно зимнюю солярку, а в районах крайнего севера — арктическую.

Другим важным элементом ухода за дизелем ЯМЗ 236 является своевременная очистка и промывка топливных фильтров и воздухоочистителя.

Также нужно не лениться, как можно чаще производить подтяжку всех соединений и креплений системы питания. При необходимости нужно своевременно удалять воздух из системы. Нужно не забывать ежедневно проверять уровень масла в картере топливного насоса и при снижении уровня, своевременно его доливать.

Другой важной процедурой по уходу за мотором является ежедневная очистка топливных фильтров. Эта операция производится следующим образом. В конце рабочего дня, сразу после остановки мотора, пока он ещё горячий, из фильтров предварительной и тонкой очистки сливается 100-200 грамм грязной солярки. После этого двигатель запускается на холостых оборотах и производится прокачка системы. Так при этом проверяется герметичность системы питания и при необходимости подтягиваются ослабленные соединения.

Ещё одним важным этапом ухода за топливной системой является сезонный уход. При смене сезонов и при переходе с одного вида топлива на другое нужно снять бак и промыть его. При этом нужно не забыть продуть все топливные магистрали.

При проведении технического обслуживания-2 (ТО-2) нужно проделать разборку топливных фильтров и тщательно промыть их. Также при этом нужно эту же процедуру проделать с воздухоочистителем и заполнить его маслом.

Регулировка двигателя

Для надёжной работы агрегата на протяжении срока службы, технику обслуживают и меняют расходные материалы. Прежде, рекомендуется изучить схему мотора, что бы в точности знать место положения и настройки главных узлов. Демонтаж, разборка, сборка тяговой установки вне гаражных условий проблематична, поскольку дизели нуждаются в соблюдении чистоты. Настраивать и регулировать аппарат можно, но для этого используют специальное оборудование или стенды, к таким процедурам относят:

  • Регулировка клапанов мотора;
  • Балансировка сцепления мотора;
  • Регулировка топливной смеси мотора, путём создания напора помпой;
  • Замена смазки мотора.

Исторический аспект

Мотор ЯМЗ 236 был разработан в 1951 году на базе силовых агрегатов ЯАЗ 204 и ЯАЗ 206. Производство данных двигателей внутреннего сгорания производиться Ярославский моторный завод, который впоследствии стал ОАО «Автодизель».


Сборочный цех Ярославского моторного завода.

В процессе установки и модернизации, моторы ЯМЗ стали на постоянной основе устанавливаться на грузовые автомобили МАЗ, УРАЛ, КРАЗ, тракторы К-700 и некоторую военную технику, особенно танки и вездеходные автомобили.

Обслуживание

Обслужить дизельный двигатель ЯМЗ-236 довольно просто, если знать, как и что делать. Рассмотрим основные операции, которые входят в обслуживание:

  1. Замена масла. Обычно для этого двигателя рекомендовано использовать смазочную жидкость для дизельных моторов по типу М10Г2К.
  2. Замена фильтрующих элементов. Мотор имеет несколько фильтров, которые стоит менять каждые 15 000 км пробега. Это масляный фильтр, фильтрующий элемент грубой и тонкой очистки топлива, ремкоплекты всех фильтров.
  3. Регулировка впрыска, проще говоря — продув форсунок.
  4. Замена прокладок клапанных крышек и ГБЦ. В отдельных случаях меняется прокладочный материал поддона.
  5. Подтяжка или замена приводных ремней.

Вот, в принципе, и все операции по обслуживанию, которые проводятся на ЯМЗ-236. Все остальное меняется в текущем и плановом ремонте.

Ремонт

Ремонт двигателя ЯМЗ-236 проводится только в автосервисах, поскольку требует наличия специального оборудования и инструмента. В них входят такие стенды: для разборки и сборки силового агрегата и его элементов, балансировочный, регулировочный и для испытаний.

Также потребуется специальное оборудование:

  • Расточно-хонинговальный станок.
  • Оборудование для шлифовки и полировки коленчатого вала.
  • Стенд с ванной для опрессовки.
  • Развертки для шлифовки посадочных мест седел клапанов.
  • Оборудование для установки направляющих клапанов.
  • Токарный и фрезерный станок.
  • Стенд для чистки форсунок.
  • Пресс для прессовки подшипников и сальников.
  • Аргонная сварка, в некоторых случаях.
  • Другой инструмент и оборудование специального назначения для ремонта дизельных моторов.

Как видно из списка, понадобится достаточно много стендов и оборудования, которые может себе позволить не каждый автосервис.

Ремонт двигателя ЯМЗ-236 проводится в несколько этапов. Все они довольно сложны, и за каждый отвечает профессионал узкого профиля. Рассмотрим все этапы поочередно:

  1. Разборка. Наверное, и так понятно, что ДВС разбирается при помощи обычного расширенного набора инструментов и пневматического пистолета.
  2. Диагностика неисправностей и определения перечня запасных частей, которые нужно заменить.
  3. Шлифовка коленвала и подготовка блока цилиндров.
  4. Мойка всех запасных частей и узлов. Обычно она проводится горячим керосином.
  5. Когда все готово, происходит сборка.

Процесс разборки ЯМЗ-236 занимает около 6-8 часов. На подготовку деталей к сборке уходит примерно 16-20 часов, в зависимости от сложности поломки. Процесс сборки занимает до 36 часов. Все зависит от того, насколько изношены основные агрегаты и узлы и как хорошо подготовили их к финальной стадии работы.

Рабочий процесс двигателя

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 работают по четырехтактному циклу с воспламенением от сжатия и с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания.

Диаграмма фаз газораспределения приведена на 11. Принятые фазы газораспределения являются оптимальными для данного двигателя с точки зрения повышения коэффициента наполнения двигателя, снижения шума впуска и повышения надежности работы газораспределительного механизма.

Как видно из диаграммы, впускной клапан открывается за 20° до прихода поршня в в.м.т., когда выпускной клапан еще не закрыт. В результате перекрытия клапанов улучшаются очистка и наполнение цилиндров. При дальнейшем движении поршня вниз освобождаемое поршнем пространство заполняется свежим воздушным зарядом, необходимым для сгорания очередной порции топлива.

Процесс наполнения продолжается и после прохождения поршнем н.м.т., так как в этот период впускной клапан еще открыт и воздух продолжает поступать в цилиндр по инерции, приобретенной им при входе в цилиндр, с большой скоростью.

Только через 46° после прохождения поршнем н.м.т. впускной клапан закрывается и процесс наполнения прекращается. Начинается второй такт — сжатие. Такое запаздывание закрытия впускного клапана улучшает наполнение цилиндра свежим зарядом воздуха, что способствует лучшему сгоранию топлива.

Давление воздуха к концу такта впуска составляет 0,85—0,9 кгс/см2, а температура 40 — 60°. Это объясняется сопротивлением, которое оказывает впускная система входящему воздуху, наличием остаточных газов в цилиндре и нагревом поступающего воздуха от стенок цилиндра, поршня и головки цилиндров.

В конце такта сжатия (при подходе поршня к в.м.т.) давление воздуха повышается до 38—43 кгс/см2 (при частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин), а его температура поднимается до 620-680 °С.

Наибольшая эффективность сгорания топлива достигается лишь нри организованном перемешивании воздушного заряда с впрыскиваемым в цилиндр топливом. Для этого у двигателей ЯМЗ при впуске осуществляется закручивание воздушного заряда, что достигается специальным профилем впускного канала в головке цилиндров и тангенциальным направлением воздуха при входе в цилиндр. Получаемая эффективность от закручивания воздушного потока такова, что вращение воздуха сохраняется и при последующем такте сжатия. При приближении поршня к в.м.т. в такте сжатия воздух начинает вытесняться с периферии цилиндра и перетекать в камеру сгорания, расположенную в средней части днища поршня. Таким образом воздушный заряд получает дополнительное закручивание.

В подготовленный воздушный заряд топливным насосом через форсунку впрыскивается топливо в виде мельчайших капелек.

Начало подачи топлива форсунками определяется установочным углом (углом опережения впрыска), который поддерживается оптимальным в зависимости от скоростного режима работы двигателя специальной автоматической муфтой. Наибольшего значения (31 — 32°) угол опережения впрыска достигает при максимальной частоте вращения. Разница между установочным (21 °) и действительным углами опережения впрыска необходима для компенсации затрат времени на перемещение волны топлива от насоса к форсунке и упругости системы топливоподачи. В камере сгорания в среде сжатого воздуха с высокой температурой топливо проходит стадию физико-химических преобразований и воспламеняется.

После прохождения поршнем в.м.т. начинается рабочий ход или такт расширения. В начале рабочего хода сгорание топлива достигает максимальной скорости, давление газов в цилиндре повышается до 73 — 79 кгс/см2, а температура до 1700-1800 °С. Вследствие расшире, ния газов поршень движется вниз, совершая механическую работу. По мере движения поршня к н.м.т. температура и давление газов в цилиндре понижаются и за 66° до н.м.т. начинает открываться выпускной клапан. В н.м.т. заканчивается рабочий ход поршня и начинается такт выпуска.

При открытии выпускного клапана газы, продолжая действовать на поршень, с большой скоростью устремляются в выпускной трубопровод. Истечение газов из цилиндра по инерции заканчивается несколько позднее н.м.т., когда давление газов снижается до уровня давления в выпускном трубопроводе. Дальнейшая очистка цилиндра осуществляется движущимся вверх поршнем, который вытесняет отработавшие газы через выпускной клапан в трубопровод. Закрытие выпускного клапана происходит после в.м.т. при повороте кривошипа на 20°.

Наиболее благоприятным порядком работы шестицилиндрового V-образного двигателя (с углом развала 90 °) оказался порядок 1 — 4—2 — 5 — 3 — 6. При этом вспышки происходят то в одном, то в другом ряду ( 12,а). Угловой интервал (по углу поворота коленчатого вала) между рабочими ходами при этом составляет 90 °-150°-90°-150°-90°-150°. У восьмицилиндрового двигателя порядок работы принят 1 — 5 — 4—2 — 6 — 3 — 7 — 8 ( 12, б).

Угловой интервал между рабочими ходами составляет 90°.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector