4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что может сломаться при перегреве двигателя

Перегрев двигателя – причины

Двигатель – это достаточно сложное устройство, состоящее из множества деталей. Из-за небольшого отклонения в работе одной или нескольких из них мотор может начать перегреваться.

Какие причины перегрева двигателя чаще всего встречаются?
В 95% процентах это:

  • поломка термостата;
  • понижение объёма охлаждающей жидкости;
  • неисправность вентилятора с электроприводом;
  • проскальзывание или обрыв ремня привода помпы (водяного насоса);
  • засор радиатора охлаждения или шлангов внутри или снаружи;
  • отсутствующий или некорректно работающий клапан крышки радиатора;
  • грязный воздушный фильтр;
  • повреждённая прокладка ГБЦ (головка блока цилиндров);
  • ошибки в системе электронного управления.

Засорение радиатора

Автомобиль уязвим при неисправности системы охлаждения в летний период, потому что температура окружающего воздуха не позволяет дополнительно остужать работающий двигатель. Что происходит, когда сквозь радиатор не может беспрепятственно проходить воздух? Он перестает справляться с возложенной на него функцией – охлаждать проходящую по нему жидкость. На то весьма банальная причина – пыль, мошки, грязь и пух, которые на горячем радиаторе тут же высыхают, образуя собой плотную корку, закупоривающую соты.

Большинство «закипаний» двигателей приходятся на городские пробки, потому что в подкапотное пространство не проникает более холодный воздух, чем тот, который там нагревается. Единственный выход в борьбе с этой «болячкой» – регулярно осматривать и промывать радиатор.

Перестал работать термостат

Самая часто встречающаяся причина перегрева – неработающий термостат. Он устроен так, чтобы антифриз циркулировал по малому кругу системы (к помпе от мотора и обратно), не проходя через радиатор. Когда поднимается температура до определённой отметки, в термостате открывается клапан, благодаря чему антифриз начинает проходить по большому кругу, а соответственно температура понижается до рабочих показателей.

Как определить исправность термостата? Для начала, надо разогреть двигатель. Затем потрогать рукой радиатор в нижней части и шланг, который к нему подходит. Если эти элементы холодные – значит, неработающий термостат приводит к перегреву двигателя. Логика проста – при перегреве клапан не открывается. Решение – замена термостата. Стоимость этой детали не так высока в сравнении с капитальным ремонтом двигателя, который может сломаться из-за перегрева, поэтому его следует поменять.

Воздушная пробка в охлаждающей системе

Пробка из воздуха не позволяет циркулировать антифризу с такой скоростью, которая позволит ему охлаждать двигатель. Обычно она образуется в верхних частях шлангов, поэтому попробуйте её продавить и выгнать руками.

Старая охлаждающая жидкость

Все в нашем мире подвержено разрушению, в том числе и охлаждающая жидкость. У неё есть срок годности и эксплуатации. Если за этим не следить, то антифриз, с утраченными теплопроводными свойствами, не сможет справляться с перегревом двигателя. Особенно та жидкость, которая закипела однажды. Если что-то такое произошло, вердикт – замена.

Сломался вентилятор

Современные автомобили снабжены электрическим вентилятором, а не принудительным, который раньше прикручивали к шкиву помпы. Чтобы он включился, требуется исправная работа температурного датчика, реле и плавкой вставки (предохранителя). Если вентилятор не включается, то начинаем проверку всей цепи по принципу «от простого к сложному»: начинаем с проверки предохранителя. На крышке отсека с предохранителями схематично указан вентилятор на том месте, где располагается плавкая вставка от него.

Вентилятор автомобильного двигателя

Если замена предохранителя не заставила включаться вентилятор при перегреве двигателя, то тогда диагностируем температурный датчик. Находим его, отсоединяем от него провода и замыкаем их напрямую. Если вентилятор закрутился – значит, проблема в этом датчике. Кстати, если вы это обнаружите в пути, то сможете продолжить путь, несмотря на постоянно работающий обдув.

И, напоследок, если предыдущие способы не помогли выявить неисправность, то тогда следует из коробки с предохранителями вынуть реле, отвечающее за работу вентилятора, и очистить его от окислов на контактах. В противном случае, если и это не поможет, заменить реле.

Всё исправно, а двигатель перегревается

Если вы не смогли определить «слабое звено» в системе охлаждения автомобиля, приводящее к его перегреву, то следующий этап – благополучно доехать до автосервиса. Важно помнить, что двигаться следует с частыми остановками, по мере приближения стрелки прибора к красной зоне. Остановившись, не глушите двигатель, пусть работает на холостом ходу, иначе ГБЦ деформируется. Включите печку на максимум и откройте капот, пусть охлаждается. Только после снижения температуры глушите двигатель и ждите, чтобы он остыл.

И напоследок, помните, что хорошее техническое состояние двигателя вкупе с правильным антифризом – залог нормального охлаждения автомобиля. Подобно тому, как вы меняете масла, периодически меняйте антифриз.

Разобраться в причинах перегрева двигателя вам поможет видео-инструкция:

Ремонт автомобилей.Информация.

ремонт,информация для технического обслуживания,автомобильные новости,отзывы,диагностика,форум

Перегрев двигателя – симптомы и устранение неисправностей.

Перегрев двигателя – симптомы и устранение неисправностей.

Выявление причин возникновения закипания двигателя,а так же устранение.

Зачастую автомобилисты не обращают внимания на периодически возникающие при работе двигателя машины посторонние шумы (звоны и стуки), резкий скачок температуры выше нормативных показателей жидкости охлаждения, а также – на упадок мощностных характеристик двигателя. Все эти перечисленные факторы являются первыми и основными признаками перегрева двигателя машины.

При этом следует отличать истинный перегрев движка от незначительного повышения температурного режима, возникающего как правило при езде в пробках,а также – на пониженной передаче в жаркую погоду по дорогам со сложным рельефом (ландшафтом), что является нормальным для таких условиях езды.

Последствия перегрева для двигателя могут быть ожидаемо плачевны.Помимо того что машина заглохнет,но не сможет продолжить движение.Следует ожидать такие разрушения внутренних составных элементов двигателя.

Последствия после перегрева:

Существует вероятность оплавления и разрушения поршней;

Разрушения межкольцевых поршневых перегородок;

Прогорания прокладки ГБЦ;

Деформация головки блока;

Пробивка шатуном стенок блока («кулак дружбы»);

Основные причины перегрева двигателя имеют следующие факторы влияния:

— Плохая работа радиатора охлаждения по причине повышенного загрязнения его поверхности охлаждающих рёбер;

— Малый уровень охлаждающей жидкости системы;

— Ослабленная натяжка или засорение (замасливание) приводного ремня вентилятора;

— Поломка помпы- это облом внутренних лопастей или заклинивание;

— Наличие накипи в элементах системы охлаждения двигателя;

— Неисправность электрического вентилятора (его датчиков, реле запуска электродвигателя),если таковой имеется в автомобиле;

— Неисправная работа клапана крышки радиатора;

Определить наличие перегрева в двигателе можно по вышеуказанным параметрам.А также визуально по датчикам температуры охлаждающей жидкости или моторного масла,сигнализатору аварийного состояния машины( check engine ).

Действия водителя при перегреве двигателя:

— первоочередной задачей автомобилиста является проверка уровня жидкости охлаждения. Для этого нужно подождать, пока двигатель немного остынет, а затем аккуратно с помощью плотной тряпки снять пробку с радиатора, чтобы не обжечься. Долив охлаждающей жидкости производится тонкой струёй.

— ослабление ремня привода устраняется путём его подтяжки в соответствии с инструкцией по эксплуатации. При замасленности ремня достаточно протереть его ветошью смоченной в бензине.

— в случае засорения радиаторной поверхности ее можно почистить с помощью щетки с жёсткими волосами (не металлической), а затем сняв облицовку, промыть водой или обдуть сжатым воздухом.

— проверить исправность работы термостата можно на ощупь. При его заедании или поломке температура верхнего патрубка будет значительно выше, чем нижнего.Временной мерой устранения неисправности может послужить отжимание отверткой клапанной заслонки в открытое положение и ее закрепление с помощью клина.

— устранение накипи в охлаждающей системе производится путем ее промывки специально предназначенными для этого антинакипными составами.

— поломка электровентилятора определяется путем перемыкания выходов датчика отверткой. В случае если двигатель вентилятора продолжает работать, неисправен сам датчик. Если работа вентиляторного двигателя прекращается, то причина в нем самом или неисправно реле датчика.

Чтобы не допускать перегрева двигателя вашего автомобиля, стоит вовремя проводить регламентное техническое обслуживание, следить за состоянием приводных ремней, радиатора охлаждения, следить за уровнем охлаждающей жидкости. Также не стоит пользоваться различными присадками для системы охлаждения, которые могут дать обильный осадок, засоряющий радиатор и препятствующий нормальной циркуляции антифриза, что неизбежно ведет к перегреву ДВС.

Как можно нечаянно «убить» мотор автомобиля: семь ошибок

Регулярная езда на повышенных оборотах, выкручивание двигателя до отсечки, постоянные старты со светофоров в режиме «газ в пол» с большой степенью вероятности приведут к тому, что ресурс силового агрегата снизится очень резко.

Не исключено, что в машинах таких «Шумахеров» мотор в конце концов заклинит. С большой степенью вероятности это произойдет из-за перегрева поршневой и коленчатого вала.

При вскрытии мотора, вероятнее всего, обнаружится поломка поршневых колец, и задиры на шейках коленчатого вала. Впрочем, убить мотор могут также и водители-экономы, практикующие езду внатяг, на малых оборотах коленвала. При такой езде нагрузка на двигатель большая, а давление масла низкое. Как следствие, появляются задиры поршневой и шеек коленчатого вала.

Нередко случается, что водители не слишком заботятся о состоянии двигателей своих машин.

К примеру, обычны ситуации, когда владельцы заглядывают под капот лишь для того, чтобы залить омывайку, а также не соблюдают сроков прохождения ТО, забывают вовремя поменять свечи и ремни ГРМ, экономят на запчастях и расходных материалах — к примеру, заливают антифриз или моторное масло подешевле или используют для долива смазочный материал, который не подходит для их автомобиля.

Или, скажем, есть такие нерадивые водители, которые экономят на масляных фильтрах, не меняя их при замене масла. Результат такого отношения очевидно будет плачевным — в лучшем случае сокращение ресурса, в худшем — выход мотора из строя.

К сожалению, многие автопроизводители поддерживают сегодня миф о том, что прогревать силовой агрегат необязательно.

Во многом такие инструкции продиктованы заботой об экологии.

Ведь не секрет, что при работе мотора на холостых оборотах на стоянке увеличиваются вредные выбросы. Однако если двигатель не прогревать в мороз, загустевшее масло заметно ухудшит процесс смазки. Так что при регулярном отказе от прогрева износ силового агрегата резко увеличится, причем это касается в первую очередь турбированных моторов.

Многие автомобилисты убеждены, что загрязнения на корпусе силового агрегата нужно устранять любой ценой, а потому вооружаются «Керхером» или просят мойщика сбить грязь с подкапотного пространства, что называется, от души.

Очистить мотор таким образом вы, конечно, сможете, но риск того, что повредится проводка, реле и датчики, отсоединятся контакты или повредится генератор. В последнем случае не исключены коррозия диодного моста, окисление контактов диодов и в конечном счете выход генераторного устройства из строя.

Поэтому, если уж решили мыть моторный отсек, заизолируйте его «нежные элементы» скотчем, пленкой, фольгой или хотя бы целлофановым пакетом. Давление «Керхера» при этом не должно превышать 100 бар.

Увы, далеко не все водители в курсе, что глубокие лужи и тем более броды следует проезжать с большой осторожностью. В противном случае вода легко может попасть в камеры сгорания двигателя. Обычно это происходит через воздуховод. Когда вода попадает в поршневую группу на такте сжатия (клапана закрыты), поршень, двигаясь вверх, упирается в водный барьер.

Давление внутри цилиндра резко возрастает, но силовой агрегат пытается закончить цикл и довести поршень до верхней точки. Тут и происходит гидроудар, соответственно критическая поломка двигателя, обычно это погнутые шатуны, сломанные поршни или пальцы поршней. Не исключен даже разрыв блока двигателя. Добавим, что такой исход вероятен также при попадании в цилиндры охлаждающей жидкости через пробитую прокладку ГБЦ. Такую неприятность может спровоцировать нарушение герметичности блок цилиндров, что чаще всего связано с имевшим место перегревом двигателя.

При регулярной эксплуатации машины дорожный мусор, листья, пух деревьев, насекомые и прочие загрязнители в большом количестве попадают на решетку радиатора, создавая на ней достаточно плотную пленку. Такие загрязнения необходимо вовремя отследить и, соответственно, как минимум промыть решетку, продуть ее потоком сжатого воздуха или прочистить металлической щеткой.

Желательно проделывать такую процедуру как минимум раз в год. В противном случае вы столкнетесь с огрехами в работе системы кондиционирования и перегревами мотора.

Водители-«экспериментаторы» нередко заливают в топливной бак горючее, не регламентированное для их автомобиля. Чаще всего для повышения отдачи льют 98-й бензин, к примеру, в «Волгу», «Жигули» и другие старые автомобили.

В результате высокооктановое топливо не успевает сгорать во время такта рабочего хода. Мотор работает при экстремально высокой температуре, возникает риск прогорания клапанов и выпускных седел. Точно также можно серьезно навредить мотору, если лить низкооктановый бензин при минимально разрешенном 95-м, а то и 98-м.

В последнем случае практически неизбежна детонация в силовом агрегате. Кроме того, возможно самопроизвольное воспламенение топлива, что может спровоцировать разрушительные процессы в поршнях, а также прогорание клапанов.

Причины и последствия перегрева ДВС

Перегрев двигателя грозит серьезной поломкой и необходимостью капитального ремонта. Поэтому каждому водителю важно знать основные причины повышения температуры, чтобы в случае перегрева правильно выявить причины и уменьшить негативные последствия.

Как понять, что мотор перегрелся

Определить перегрев можно как по косвенным признакам, так и по прямым указателям индикаторных приборов. Подавляющее большинство автомобилей оборудуются датчиком температуры охлаждающей жидкости. Приближение стрелки к отрезку красного цвета будет свидетельствовать о перегреве. Если на вашем авто нет указателя температуры двигателя, то в случае аварийного повышения температуры на приборной панели загорается лампочка красного цвета (до прогрева ДВС указатель горит синим цветом).

Если индикаторы на приборной панели молчат, перегрев двигателя можно обнаружить по вырывающемуся пару из-под крышки расширительного бачка, раздутым патрубкам системы охлаждения. С повышением температуры внутри магистрали циркуляции ОЖ повышается давление. Клапан в крышке предназначен для аварийного сброса давления, а также компенсации разряжения, возникающего при уменьшении ОЖ в объеме.

Особенности системы охлаждения

Система охлаждения ДВС автомобиля предполагает 3 режима работы:

  • циркуляция ОЖ по малому кругу (в среднем от 82 до 87ºС). Для уменьшения времени прогрева двигателя антифриз циркулирует только в «рубашке» двигателя;
  • циркуляция ОЖ по большому кругу. Как только температура поднимается выше расчетной границы (в среднем 85-87ºС), термостат открывается, сочленяя «рубашку» двигателя и основной радиатор. Теперь антифриз проходит через малый контур, радиатор, а затем поступает в расширительный бачок с охлаждающей жидкости;
  • циркуляция ОЖ по большому кругу с включенным вентилятором охлаждения. Если проходящего через соты радиатора потока воздуха недостаточно для охлаждения ДВС, и температура продолжает повышаться, к охлаждению подключается вентилятор. В среднем температура включения 95-102ºС. Как только температура снижается на 3-4 градуса, вентилятор отключается.

Точные значения температур указаны в руководстве к эксплуатации и ремонта вашего авто.

Основные причины

Перегрев бензинового или дизельного двигателя – это всегда последствие неисправности, большинство из которых можно определить в полевых условиях. Из-за чего может перегреваться мотор:

  • недостаточное количество ОЖ. Причиной этому может стать внезапная разгерметизация системы, к примеру, по причине надрыва патрубка либо игнорирования норм периодичности проверки технических жидкостей. Ведь даже на исправном двигателе может наблюдаться небольшой расход антифриза. Не стоит путать следствие с причиной. Возможно, разорванный патрубок либо сильная течь в радиаторе – это последствия перегрева и высокого давления, которое образуется в системе при повышении температуры ОЖ, а не причина роста температуры;
  • отсутствие циркуляции антифриза – одна из самых частых причин перегрева двигателя. За циркуляцию ОЖ в системе отвечает помпа, крыльчатка которой приводится в движение ремнем ГРМ либо сервисным ремнем. Обламывание лопастей, коррозия либо установка несоответствующей помпы замедляют циркуляцию ОЖ, что приводит к перегреву как дизельных, так и бензиновых ДВС. Заклинивание помпы, проскальзывание или облом приводного ремня ведет к перегреву только в том случае, если насос не связан с приводом ГРМ, так как остановка привода помпы никак не сказывается на работоспособности системы фаз газораспределения. Часто обрыв ремня ГРМ случается именно вследствие заклинивания помпы, что может повлечь за собой капитальный ремонт мотора. Препятствовать циркуляции антифриза может закупоривание каналов системы отложениями. Именно поэтому при замене антифриза рекомендуется промывать каналы. Если не были соблюдены правила замены ОЖ, в системе может образоваться воздушная пробка, что ухудшает охлаждения двигателя. Также причиной может стать использование герметиков для ремонта протечек радиатора. Часто такие составы закупоривают не только место течи, но и крыльчатку помпы;
  • пробой прокладки ГБЦ. В таком случае выхлопные газы прорываются в систему охлаждения, что значительно повышает температуру ОЖ.
Термостат, вентилятор

Если при достижении расчетной температуры термостат не открывается, ОЖ продолжает циркулировать по малому контуру, что неизбежно ведет к перегреву двигателя.

Неисправность вентилятора может заключаться как в поломке привода винта, так и в питании и датчиковой аппаратуре. На современных инжекторных и дизельных ДВС команду к включению вентилятор получает от электронного блока управления двигателем (ЭБУ), который ориентируется на показания датчика температуры ОЖ. Опасность заключается в том, что часто для включения вентилятора используется отдельный датчик температуры, а не измеритель, передающий данные на панель приборов. Альтернативой такому принципу работы является вискомуфта включения вентилятора. Внутри корпуса находится специальный гель, который при повышении температуры блока двигателя расширяется, блокируя муфту винта.

Диагностика в полевых условиях

Если вовремя определить причину повышения температуры, можно избежать самых плачевных последствий. Элементарные правила поиска причины, если индикатор показывает перегрев двигателя:

  • из-под автомобиля капает жидкость синего, зеленого, красного или желтого цвета, при испарении ощущается сладкий запах – признак течи тосола;
  • раздутые патрубки, отсутствует аварийное сбрасывание давления – поломка клапана в крышке расширительного бачка;
  • холодный радиатор – заклинивание термостата;
  • радиатор горячий, но вентилятор не включается. Вина на датчиковой аппаратуре либо приводе вентилятора;
  • печка дует то холодным, то горячим воздухом – воздушная пробка, проскальзывание ремня. Если печка начала дуть холодным, циркуляции ОЖ и вовсе прекратилась. Следует проверить, вращается ли помпа;
  • отсутствие течи антифриза, раздутые патрубки, выход выхлопных газов через расширительный бачок – пробой прокладки ГБЦ. Первым делом следует проверить уровень масла, так как попадание антифриза ухудшает смазывающие характеристики моторного масла, последствием чего становится критический износ трущихся пар.

Что делать, если перегрелся двигатель

Перед тем как открыть крышку расширительного бачка, накройте ее плотным материалом. Необходимо быть максимально аккуратным, так как горячий пар и брызги антифриза могут обернуться значительными ожогами.

Если вы заметили перегрев двигателя, включите на максимум печку. Часть тепла уйдет на обогрев салона, что позволит снизить температуру. Оставьте включенными только самые необходимые потребители электрического питания. Если течь незначительная, в крайних случаях для доливки можно использовать обычную чистую воду. Жидкость нужно как можно скорей заменить на качественный антифриз. При крайней необходимости несколько километров можно преодолеть при проскальзывании ремня помпы. Если циркуляция ОЖ прекратилась, следует немедленно остановиться.

Стоит заметить, что дизельные двигатели изначально имеют меньшую теплоотдачу, поэтому при прочих равных перегреть бензиновое «сердце» значительно проще. Особенно это актуально для маломощных дизельных моторов, которые зимой даже до рабочей температуры прогреваются медленно.

Чем чревата езда на перегретом моторе

Возможные последствия перегретого двигателя:

  • усиленный износ трущихся пар, возникающий вследствие ухудшения смазывающих характеристик моторного масла, чрезмерного теплового расширения деталей, изменения физических свойства материалов из-за повышения температуры. В первую очередь страдают стенки цилиндров, поршневые кольца, коренные и шатунные вкладыши, постели распредвалов;
  • пробой прокладки ГБЦ;
  • потеря эластичности маслосъемных колпачков, сальников;
  • деформация ГБЦ;
  • перегрев поршневых колец. Потерявшие эластичность кольца не в состоянии хорошо прижиматься к поверхности цилиндра, что приводит к потере компрессии, угару моторного масла. Именно поэтому сильно перегретые двигатели начинают расходовать больше масла;
  • появление задиров на стенках цилиндров и юбке поршня вследствие теплового расширения поршня. В крайних случаях последствием может стать заклинивание поршня;
  • деформация постелей распредвала. Перекос впоследствии ускоряет износ кулачков и постелей;
  • оплавление цилиндров, прогар клапанов.

Описанные последствия характерны как для дизельного, так и для бензинового ДВС.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector