Что лучше поменять двигатель или головку
Что лучше: заменить двигатель или капитально отремонтировать?
Основа хорошей работы машины – качественный двигатель. Но вечного механизма пока не придумали, и рано или поздно мотор начинает барахлить. В каких случаях мотор надо менять, а когда можно обойтись капитальным ремонтом?
Сегодня, по статистике, новые автомобили покупают пореже, а эксплуатируют подольше. Оно и понятно, ведь пробегом в 150-250 тысяч километров уже никого не удивишь. Конечно, общее состояние машины зависит от нескольких причин:
- круглогодично ли используется автомобиль;
- работает ли он на износ, как такси;
- насколько бережно хозяин относится к технике;
- каким бензином заправляется машина;
- вовремя ли автомобиль проходит ТО.
Но, в первую очередь, на ресурс автомобиля влияет состояние двигателя. Ведь его стоимость – это треть, а то и более цены всего авто.
Давайте ответим на три вопроса:
- Каковы первые признаки того, что у мотора начинаются проблемы?
- Сколько стоит капитальный ремонт двигателя?
- Что лучше: замена двигателя или капитальный ремонт?
Ресурс современного среднестатистического двигателя внутреннего сгорания составляет около 250 тысяч километров. Более крупный мотор, а если это ещё и дизель, проходит дольше. Конечно, это усредненная цифра. На неё влияет сразу несколько факторов. Первый – своевременное и качественное обслуживание; второй – перегрузки и перегревы; третий – стиль езды (спокойная или на адреналине).
Разница в ресурсе двигателей может доходить до 200 тысяч и более. Начало проблем выдают несколько симптомов. Во-первых, вялость и падающая мощность; во-вторых, синий дым из выхлопной системы; в-третьих, более шумная работа. И конечно, большой расход масла. При всех этих признаках уже точно стоит задуматься о капитальном ремонте двигателя.
Какие работы в него входят?
- Замена поршневой группы.
- Расточка цилиндров.
- Замена коленчатого вала
- Ремонт головки блока цилиндров
Все эти работы вместе с деталями обойдутся в среднем в 200-250 тысяч рублей. Но конечно, цена зависит от мощности и объёма мотора – чем они больше, тем затратнее капремонт.
А может лучше установить новый движок?
Может и лучше, но он выйдет дороже на 20-30%. Замена двигателя в автосервисе стоит около 320-330 тысяч рублей, плюс, работы по установке – порядка 30 тысяч рублей. Но это, конечно, средние цифры по автосервисам, на которые влияют и модель автомобиля, и сам мотор.
А как понять, что старому коню нужно новое сердце?
Здесь главной определяющей является возраст и общее состояние автомобиля. Например, для 3-4 летней машины с не очень большим пробегом это не плохой вариант, особенно, если нет планов её продать. Но если вы все-таки решили восстановить старый двигатель, имейте в виду, его ресурс окажется почти в половину меньше, чем у нового.
Так как поступить, чтобы не совершить ошибку?
Если точно решили расстаться с машиной, отдавайте, как есть, без ремонта. Так вы сэкономите и время, и деньги. Ведь на более доступную цену будет больше покупателей.
Снимаем головку блока цилиндра своими руками — инструкция
Описание блока цилиндра
Блок цилиндров – это главный элемент кривошипно-шатунного механизма, а также двух или более цилиндрового поршневого двигателя внутреннего сгорания. Кривошипно-шатунный механизм предназначен для изменений поступательных движений поршня. Блок цилиндра является цельной деталью, который объединяет цилиндры двигателя. Изготавливает в особенности из чугуна, довольно редко из отлитого алюминия или сплава магния. Сверху в деталь вставляется головка блока цилиндров. В итоге этот элемент оказывается важной составляющей двигателя, к которому в дальнейшем присоединяют многие детали.
Материалы для изготовления конструкций имеют свои преимущества и недостатки. У чугуна, например, главными плюсами являются: низкая цена, технологичное литье, стабильность к различным свойствам, удобство в ремонте, высокая прочность. Главными его недостатками стали очень большая масса и плохая теплопроводность. Алюминиевые сплавы по цене выходят дороже чугуна, в жесткости они ограничены. Блоки из этого материала хромируют, покрывают никасилом.
Магниевые сплавы позволяют снижать массу блока. От этого повышается эффективность мощности мотора в машине. Эти сплавы такие же дороги, как и предыдущие. Довольно сложны в своей технологии, но по механическим свойствам они хуже алюминия. Блоки, сделанные из легких сплавов, наиболее эстетичны и выглядят как весьма впечатляюще. Размеры изготовляемого блока определяются по трем причинам: диаметром, ходом поршня и количеством цилиндров.
Сама деталь является весьма сложным элементом, которая испытывает нагружение с термическими нагрузками. Диаметр и количество штук указывает заказчик при покупке. Иногда приходится проводить определенные расчеты, чтобы с точностью сконструировать заказ. Для блока цилиндра необходимо также охлаждение, оно бывает двух видов – водяное и воздушное.
При водяном режиме у блока могут быть вставные гильзы. Если блок цилиндра «полетел», то надо сперва понять причину. При нормальном пользовании может произойти износ поверхности цилиндра, в этом случае просто следует заменить сменные гильзы с кольцами и поршнями. В других случаях это может быть заводской брак или же неправильная эксплуатация.
В первом случае ошибки могли допустить еще, создавая деталь на заводском конвейере или допустить оплошность в конструктивной сборке. В частности, заводской брак бывает устраним. Чтобы ни в чем не ошибиться, лучше обратитесь к специалисту.
Описание головки блока цилиндра
Что же представляет собой эта деталь в таком сложном механизме? Головка блоков цилиндров, сокращенно ГБЦ – это крышка, которая оберегает блок от всяческих негативных внешних факторов. Эта деталь представлена сложной формой, которую изготавливают из сплавов алюминия или чугуна по способу литья. После этого этапа необходимо избавиться от лишнего напряжения, для этого она испытывает процесс старения благодаря механической обработке.
Как заменить блок цилиндров в автомобиле
Наверное, каждый из автомобилистов желает знать, как производится замена блоков цилиндров, и даже мечтает научиться делать это самостоятельно. Оказывается, мечты могут без проблем реализоваться, тем более что никаких особых сложностей этот процесс собой не представляет. В этой статье мы попытаемся показать методом различных приёмов, как провести такую замену в домашних условиях.
Блок цилиндров двигателя
Замена головки блока цилиндров — процесс ответственный. Проводится она с целью замены прокладки или же для того, чтобы установить новые клапаны и втулки.
Вооружаемся нужными инструментами
Но стоит сразу же предупредить, что без знания начальных слесарных навыков и наличия нужных инструментов к автомобилю лучше не подходить. Вооружиться необходимо следующим комплектом инструментов:
- оправкой для запрессовки втулок;
- оправкой для запрессовки маслоотражательных колпачков;
- микрометром для промера направляющих втулок и клапанов;
- развёрткой 8,03 мм для разворачивания новых втулок;
- оправкой для опрессовки втулок.
Кроме того, ещё понадобится наличие электрической плитки, наделённой закрытым нагревательным элементом. Здесь можно будет нагревать головки перед запрессовкой втулок.
И ещё нельзя забывать о простом приспособлении для фиксации клапанов при расхаживании пружин. Это может быть, к примеру, кусок доски с бобылками или что-нибудь другое.
Снятие головки блока цилиндров
Самая важная деталь ГБЦ
Замену блока цилиндров как таковую обычно не проводят. Всё начинается с замены тоненькой металлической или асбестометаллической прокладки. Когда обнаруживается течь моторной смазки или ОЖ, долго думать не приходится. Причина как раз скрывается в этой самой прокладке, которую и нужно бывает заменить. Но сначала до неё нужно будет добраться.
Вообще, при каждой замене блока цилиндров прокладку нужно будет менять. Поэтому будет как нельзя кстати начать статью с этого.
Рассмотрим для начала то, для чего вообще нужна прокладка ГБЦ. Как правило, она предназначена для консолидации места соединения крышки с ГБЦ. Следует понимать, что обычная прокладка крышки какой-либо детали и прокладка ГБЦ — разные вещи.
Прокладкой ГБЦ называют такую составляющую, которая отвечает за три системы двигателя: охлаждение, система смазки и газораспределение. Поэтому и требования к этой прокладке соответствующие.
На видео — замена прокладки ГБЦ:
Стоит помнить, что попытка экономии при замене прокладки ГБЦ равносильна краху. Делать этого нельзя ни в коем случае и, если заметны симптомы, указывающие на её износ, прокладку нужно сразу же заменить. Не забывайте, что прокладка — это одноразовая деталь.
Прокладки бывают нескольких видов. Известны на сегодня безасбестовые прокладки, характерной особенностью которых является низкий коллапс и высокая воспроизводимость.
Кроме того, существуют асбестовые прокладки, отличающиеся пластичностью, термоустойчивостью и эластичностью.
Наконец, металлические прокладки, которые считаются наиболее качественными и которые мы советуем устанавливать вместо обычных. Правда, стоят они дороже, зато проблем никаких не вызовут.
Как и говорилось выше, замена прокладки головки блока цилиндров нужна в том случае, когда заметны признаки течи масла. Кроме того, если при проверке щупом масла замечается инородная смесь мутно-белого цвета, то это может быть результатом попадания ОЖ через изношенную прокладку.
Кроме того, если заметен белый дым, выходящий из выхлопной трубы, то это тоже признак того, что нужно менять прокладку.
Приступаем к замене. Для начала отсоединяем «массу» от аккумуляторной батареи. Затем нужно будет установить правильно поршень первого цилиндра. «Положение 1-го такта» — вот так его нужно установить. После этого слить ОЖ.
Далее, нужно снизить давление в системе питания, если автомобиль ещё «горячий», и отсоединить приёмную трубу глушителя от коллектора. Добираемся до головки блока цилиндров и снимаем крышку.
Замена прокладки ГБЦ
Теперь нужно будет найти регулятор полного расхода воздуха и отсоединить от него провода. Потом ослабить хомут держателя воздухопроводящего штуцера к дроссельному узлу и снять деталь с корпусом фильтра воздуха. Не забываем извлечь также воздухозаборный шланг.
Находим винт, закрепляющий держатель выступа подводящей трубы водяного насоса. Отворачиваем его.
Кронштейн отводим в сторону и ослабляем хомуты. Отсоединяем подводящий и отводящий шланги системы охлаждения от дроссельного узла. После этого ослабляем хомут, фиксирующий шланг тормозов к штуцеру.
Все провода разделяем от регуляторов уровня масла, холостого хода и положения клапанной заслонки.
На видео — снятие головки блока цилиндров:
Находим концы высоковольтных проводов и отсоединяем их от свечей зажигания. Вытягиваем жгут проводов из-под ресивера.
Снимаем крышку ремня привода распредвала, а затем и сам ремень. В этом случае не рекомендуется поворачивать оба вала до установки ремня привода. Это очень важно.
Разъединяем пластмассовый держатель, который соединяет топливную раму и составляющую маслоизмерительного щупа.
Выворачиваем болты-держатели ГБЦ. Извлекаем их. В этом случае нужно помнить, что болты крепления ГБЦ отворачиваются только на таком моторе, который несколько часов не работал и полностью остыл. Извлекаем головку.
Головка блока цилиндров — деталь довольно тяжёлая и снимать её лучше вместе с помощником. Теперь нужно будет очистить привалочные поверхности ГБЦ, которые должны быть сухими и чистыми. И удаляем масло из резьбовых соединений. Если этого не сделать, то при обратной сборке в ГБЦ могут появиться трещины, что отрицательно скажется на всей работе автомобиля.
Берём новую прокладку и устанавливаем её, не забывая выровнять её по двум направляющим.
Собираем ГБЦ в обратной последовательности.
Ремонт ГБЦ
Головка блока цилиндров является наиважнейшей частью автомобильного двигателя, без которой нормальное функционирование агрегата представить себе невозможно. В этом узле сосредоточена масса жизненно важных деталей и механизмов, обеспечивающих работу мотора — сердца автомобиля.
Как и было сказано выше, снятие ГБЦ в основном бывает необходимо в случаях, когда изнашивается прокладка. Как это сделать, было представлено выше. Но бывает и так, что этот узел подвергается снятию, когда перегревается двигатель. Конечно же, по вине самого водителя, который остановил автомобиль слишком поздно, не заметив угрожающего сигнала датчика.
На видео — снятие и разборка головки блока цилиндров:
Как известно, перегрев двигателя не всегда носит ярко выраженный характер, когда, например, валит дым из-под капота. Поэтому водитель должен быть крайне внимательным и не допускать перегрева, а то не избежать ему трещин в стальных вкладышах между сёдлами клапанов автомобиля или других неприятностей.
Как бы то ни было, переходим к снятию ГБЦ. Подробно то, как это сделать, было описано выше. Напомним кратко, как это сделать:
- снимаем аккумуляторную батарею;
- демонтируем все шланги и трубопроводы, отмечая маркером места (делается это для того, чтобы при сборке не возникло никаких проблем);
- демонтируем все топливные магистрали;
- снимаем всё навесное оборудование, установленное на головке блока (демонтируется только то оборудование, которое будет мешать снятию ГБЦ).
Далее, проводится непосредственное снятие ГБЦ. Снимается крышка и ремень зубчатого шкива. Одновременно с этим не забываем проводить попутную диагностику деталей. Важно осмотреть сальник распределительного вала.
Что касается болтов крепления ГБЦ, то, как и говорилось выше, их снимать нужно только после полного охлаждения двигателя и делать это нужно сверхаккуратно. Рекомендуется справляться со схемой, которую можно найти во многих источниках.
После снятия головки проводятся запланированные ремонтные работы. Это могут быть та же замена прокладки, доработка ГБЦ или ремонт определённых узлов и механизмов. Нередко в таком виде ГБЦ везут на диагностику, где аппаратура определяет дефекты и проверяет головку блока цилиндров на герметичность.
На видео — замена прокладки под головкой цилиндров на ВАЗ:
Непосредственный ремонт или замена клапанов
Что касается ремонта ГБЦ, то проводят его обычно после 250 тыс. км пробега автомобиля. Процесс ремонта подразумевает замену втулок клапана.
Головка снята, и нужно обязательно запомнить, как установлен распредвал, чтобы после не ломать голову над тем, как всё собрать на место. Установку распредвала ориентируем по нужному пазу шкива и штифта. Демонтируем распредвал. Желательно работать по схеме и ослаблять гайки поочерёдно. Это делается для того, чтобы не треснула так называемая постель распределительного вала. Посмотрите на схему ниже:
Схема порядка ослабления гаек распредвала
На этой схеме показывается, как правильно и поочерёдно ослаблять и затягивать гайки распределительного вала.
Продолжаем процесс разбора. Снимаем «рокеры» и «стаканчики», а затем раскладываем таким образом, чтобы знать, что и откуда было извлечено.
Рассухариваем клапаны и вынимаем их из головки, опять же не забывая правильно разложить по кучкам. Делаем это даже в том случае, если собираемся заменить все клапаны на новые.
Пришла пора тщательно осмотреть сёдла клапанов. Нужно, чтобы на их рабочей поверхности не было заметно следов выгораний или раковин. Таким образом, если всё в порядке, можно будет ограничиться при замене клапанов только притиркой.
На видео — ремонт ГБЦ:
Притирка должна убрать раковины или мелкие прогары на седле, а если нет, то придётся провести зенковку. Проводя этот процесс, нужно не перестараться, так как, если снять много металла, клапан сильно поднимется вверх относительно остальных деталей.
После замены клапанов следует обязательно провести их регулировку.
Теперь нужно заменить старые втулки на новые. Стараемся выбирать новые втулки по наружному диаметру, который должен быть на пять или семь сотых миллиметра больше, чем старые.
Запрессовку новых втулок проводим на электрической плитке. На это уходит примерно около двух часов. В идеале новая втулка должна зайти до упора двумя-тремя ударами молотка.
Собираем всё в обратной последовательности.
Как видим из статьи, замена головки блока цилиндров — процесс не столь уж и сложный, хотя начальными познаниями в слесарной области всё же нужно обладать. Надеемся, что представленная выше инструкция и полезные советы помогут вам справиться с этим делом без особых проблем. Удачи вам!
Как опознать убитый или отремонтированной мотор перед покупкой машины
Ремонт силового агрегата бывает частичным и полным. В первом случае сервисмены ограничиваются заменой поршневых колец, вкладышей, сальников и прокладок. При полной же переборке объем работ существенно больше, стоимость ремонта выше, а шансы сделать что-то не так увеличиваются.
Так, при полной капиталке не обойтись без демонтажа мотора и механической обработки — например, расточки блоков и шлифовки коленвалов. При этом успех во многом зависит от качества запчастей. Нередко вместо новых деталей ставят подержанные, чтобы снизить свои затраты в расчете на выгоду.
Меняются прокладки, резинометаллические уплотнения, элементы привода ГРМ, устанавливаются новые поршневые кольца и вкладыши коленчатого вала. Возможна замена также клапанов, масляных насосов и коленчатых валов. Блок цилиндров и головки, как правило, не меняют, а стараются отремонтировать расточкой или перегильзовкой. Все зависит от масштаба бедствий проблемного мотора.
При визуальном осмотре автомобиля, который вы наметили к покупке, следует обратить особое внимание на состояние моторного отсека. Уже сам по себе идеально чистый двигатель не нового автомобиля должен насторожить. Еще больше информации дадут идеально чистые опоры силового агрегата. Если ситуация такова, вероятность, что двигатель демонтировали, серьезно повышается.
Стоит обратить внимание также на то, как проложен герметик головки блока цилиндров. На двигателях, сохранивших заводское исполнение, уплотняющая полоса выглядит идеально ровно, поскольку наносится в заводских условиях автоматически. Наконец, осмотрите через лупу болты крепления головки блока. Если они совершенно новые, а рядом видны характерные царапины от инструмента, есть вероятность, что двигатель вскрывался.
Открутите масляную пробку и посмотрите на ее тыльную сторону. Здесь не должно быть никаких белых следов и эмульсии. В противном случае двигатель перегревали и очень вероятно, что неоднократно. Как вариант, блок цилиндров покоробило, прокладку пробило, и антифриз попал в масло. Кстати, прорыв масла в антифриз легко обнаружить также по эмульсии на масляном щупе двигателя.
Не поленитесь залезть под автомобиль или поднять его на эстакаду и осмотрите также поддон картера. Это самая близкая к земле деталь нередко страдает от небрежности водителя. Заваренные трещины на поддоне скажут вам многое о прошлой жизни машины. Если картер пробивался, значит скорее всего мотор успел поработать на сухую со всеми вытекающими последствиями.
Многое о здоровье мотора может сообщить и выхлоп. Если двигатель проблемный или капремонт проводился некачественно, проблему можно выявить по сизому или голубоватому дыму из выхлопной трубы. Белый же дым на хорошо прогретом двигателе — чаще всего следствие попадания в цилиндры охлаждающей жидкости, например, через негерметичную прокладку головки блока.
Хотите буквально докопаться до правды? Тогда выкручивайте свечи и с помощью эндоскопа (специальной камеры со светодиодной подсветкой) осматривайте состояние стенок цилиндров. Посредством такого оборудования можно подробно рассмотреть камеру сгорания, стенки цилиндров, поршень и клапаны.
Причем такие приборы делают четкие снимки и даже качественную видеозапись, которую можно представить как аргумент для торга с продавцом. Советуем не полагаться в таком вопросе лишь на свои силы. Специалист точнее определит с помощью эндоскопа степень износа стенок цилиндра по характерным задирам и трещинам.
Кроме того, вооружившись эндоскопом, можно определить наличие так называемой хонинговочной сетки (финишная чистка поверхностей при помощи специальной абразивной пасты), которая способствует удержанию моторного масла. Если она присутствует и нанесена профессионально, то цилиндропоршневая группа работает без проблем.