0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобильные аккумуляторы как выбрать для двигателя

Чтобы не села батарейка. Гайд по выбору аккумуляторов накануне морозов

Как говорят продавцы АКБ, «умирать аккумуляторы начинают весной или летом, а похороны — зимой». До того как температура воздуха совсем упадет и в магазинах аккумуляторов выстроятся очереди, мы решили напомнить о главных ориентирах при выборе новой батареи и действенных способах продлить ей жизнь. На очереди волна из тех, кто не сможет тронуться в условиях −15 C°. Думается, до того как этот час настанет, советы от дилера АКБ пойдут на пользу.

Что нас ждет?

Итак, на ближайшую неделю синоптики не прогнозируют резкого похолодания. Загадывать на более позднее время не стоит. Однако, как показывает практика, столбик термометра опускается ниже −15 C° всегда неожиданно: каждый раз, каждую зиму. Продавцы АКБ вспоминают православное Рождество 2017 года: еще 6-го января было «нормально», а 7-го ударил холод под −30 C°. Конечно, для дилеров это был пик продаж. Никто из клиентов не хотел оставаться без колес на праздник, у многих были запланированы дальние поездки к родственникам. А тут такое.

Ликбеза ради стоит напомнить, что внутри пластикового корпуса АКБ находится электролит (изготавливается из серной кислоты и дистиллированной воды) и пластины с нанесенной на них активной массой. При подключении нагрузки в аккумуляторе начинается движение заряженных частиц, что приводит к появлению тока.

При жаре батареи выходят из строя с не меньшим постоянством по сравнению с холодами — при повышенной температуре вода выпаривается, электролит начинает закипать. А при понижении температуры характеристики АКБ падают на процентов 40 по сравнению с заявленными. Физика процесса такова: плотность электролита в аккумуляторе имеет «рабочее» значение в 1,27—1,28 грамма на кубический сантиметр. В этом случае электролит замерзнет при −60 C°. Но стоит плотности упасть до 1,10 г/см 3 , как батарея будет готова выйти из строя даже при −7 C°.

К уменьшению плотности электролита приводит и разряженность аккумулятора. Холодная температура повышает внутреннее сопротивление и понижает емкость АКБ. Если при +27 C° батарея способна обеспечить все 100% от номинальной емкости, то при −18 C° реальная емкость составит уже только 50% от номинала. Из-за внутренних потерь кулоновская эффективность АКБ всегда будет ниже 100%. При увеличении нагрузки эти потери будут возрастать, так как высокие разрядные токи делают батарею менее эффективной, она постепенно разряжается. Летом это малозаметно. Но зимой, при понижении температуры и повышении внутреннего сопротивления аккумулятора, емкость падает, и полуразряженная АКБ уже не может прокрутить стартер. Следовательно, для продления жизни батареи за ней нужно следить.

Что делать?

«Если автомобилисты будут забывать про аккумулятор сразу после покупки и никак его не обслуживать, то он заставит о себе вспомнить через 2—3 года. И вновь встанет вопрос именно о покупке, — говорит Алексей Булдык, главный специалист отдела e-commerce „Первой аккумуляторной компании“. — Но справедливости ради стоит отметить: пару раз в год можно потратить 15 минут на то, чтобы проверить напряжение. Минимальный показатель — 12,6 В. Если меньше — пора зарядить». (Зарядные устройства продаются и в каталоге Onliner.by.)

В первую очередь это касается жителей города: при поездках на короткие расстояния (20—30 км в день на работу и домой) генератор не успевает зарядить АКБ, особенно если включены музыка, свет, отопление. Вторая группа риска — таксисты и владельцы автомобилей с системой Start/Stop, ведь запуск двигателя требует наибольшего напряжения. Если батарея заряжена менее чем на 75%, то в морозы можно и не завестись.

Для того чтобы доказать слова, мы попросили Алексея устроить проверку двум подопытным автомобилям: Kia фотографа и Renault корреспондента. Первого кормят ноги, потому и ежедневные пробеги большие. Второго кормят телефонные звонки из офиса, потому в день он проезжает те самые 30 км. У Kia вольтметр показывает значение в 12,7 В, при старте напряжение проседает до 10,7 (по норме должно быть не менее 9,6 В). Аккумулятор Renault оказался «слабее» — 12,4 В, на запуске — 10,5 В. К счастью, значения не критичны, но тенденция предельно ясна.

Выбор АКБ – надежный элемент питания для вашего авто

Современный автомобилист уже давно не занимается перезарядкой аккумулятора и его починкой, потому что выбор АКБ сегодня большой, они доступны и по цене, и по географии, ведь встретить этот товар можно в любом автомагазине. Но как же приобрести именно то, что лучше для вашей машины? Разберемся.

Скоро ли предстоит подбор нового аккумулятора?

Чаще всего мы замечаем, что аккумулятор лучше сменить в зимнее время, так как если летом завести теплую машину может почти разряженный агрегат, то в холодное время года на это нужно куда больше сил, тут-то и случается самое неприятное – авто отказывается заводиться. Тем владельцам, у кого стоит совсем новая батарея, не нужно сразу же идти в магазин, причина отказа вашей АКБ совсем в другом. Скорее всего, ваш путь должен пролечь через СТО, там проверьте, почему разрядка происходит быстрее, чем подзарядка по время движения.

А вот те, у кого автомобильные аккумуляторы стоят уже несколько лет, и режим езды довольно плотный, могут вполне ожидать упрямства мотора при повороте ключа в замке зажигания. Если прикуривание помогло, но на следующий раз АКБ снова не смог запустить двигатель, то не мучьте себя и соседей по парковке, отправляйтесь в магазин, пора выбрать ему замену. Ниже мы расскажем, как лучше осуществить подбор нового элемента питания для вашего автомобиля, что позволит не запутаться, даже если вы делаете это впервые.

Как правильно выбрать автомобильные аккумуляторы?

Все автомобильные аккумуляторы имеют соответствующую маркировку на своем корпусе, и, подойдя к прилавку, вы можете довольно быстро сравнить основные технические параметры разных фирм и купить подходящий. Важно отыскать следующие цифры:

  • номинальную емкость (в Ah);
  • номинальное напряжение (в В);
  • пусковой ток (в А);
  • дата изготовления.

Но если вы разбираетесь немного в электрике, то можете по указанным данным найти еще некоторые параметры, полезные для будущей эксплуатации, но об этом чуть ниже. Итак, первое – емкость, этот показатель говорит о количестве электричества, которое получит ваш автомобиль за 20 часов, если исключить синхронно идущую подзарядку. Если, осуществляя подбор, вам удастся по каталогам узнать еще и резервную емкость, будет замечательно. Так вы узнаете, как долго АКБ протянет машину только на стартере, если двигатель заглохнет прямо посередине проезжей части, и хватит ли этого до обочины.

Напряжение батареи напрямую влияет на порции раздаваемого электричества. Чем выше этот показатель, тем больше электричества придется затратить на запуск двигателя. Поэтому не стоит гнаться за увеличением вольтажа АКБ, это обеспечит вас быстрой разрядкой, и если вдруг придется «прыгать» на стартере до обочины, резервной емкости может не хватить. Для большинства авто выбрать напряжение в 12 В вполне достаточно.

Но не только технические параметры составляют трудность при выборе, важно еще учесть габариты и способ фиксации батареи в гнезде под капотом. Поэтому мы советуем всем, кто собирается покупать автомобильные аккумуляторы, осуществлять подбор по марке авто, причем не стоит надеяться только на каталоги. Если есть друг, который не против подвезти вас до магазина на машине, захватите старый агрегат с собой.

Лучше подстрахуйтесь и замерьте рулеткой габариты гнезда и запомните расположение плюса и минуса, потому что часто при всех прочих одинаковых показателях европейские и азиатские автомобильные аккумуляторы имеют разную полярность. Это потом заставит вас крутить провода в непривычных для них положениях, чтобы дотянуться до нужной клеммы.

Маленькие хитрости для успешного выбора АКБ

Мало определить по техническим параметрам, какие АКБ лучше, выбрать автомобильные аккумуляторы стоит еще и по условиям эксплуатации, вернее, по конструкции, способной максимально перенести суровые условия ваших дорог и климата. В первую очередь, обращать внимание следует на температуру, при которой производитель обещает работоспособность. Далее взвесьте, какого качества автомобильные дороги встречаются вам чаще всего. Если это сплошные колдобины, то грамотный подбор должен навести вас на аккумуляторы, в которых пластины для плюса и минуса находятся в отдельных сепараторах, а сама конструкция корпуса неразборная.

Обладателям автомобилей с большим количеством энергопотребителей лучше проводить подбор аккумуляторов в секции, где емкость выше на 10-20 Ah, чем у стандартных батарей. То же стоит сделать и тем, кто очень много ездит зимой, особенно в наших широтах, где этот сезон особенно суров. Банально говорить, но чтобы выбрать качественный продукт, не стоит гнаться за дешевизной. Поинтересуйтесь рекомендациями производителя марки вашей машины, какие автомобильные аккумуляторы он советует как лучшие. Это, конечно, обойдется чуть дороже.

На что лучше обратить внимание у самого прилавка?

Вот вы уже усвоили наши советы и стоите перед прилавком. Тогда дадим еще несколько советов вдогонку, чтобы столь скрупулезный подбор закончился успешной покупкой. Автомобильные аккумуляторы должны быть в упаковке, ее вы имеете право вскрыть, чтобы проверить целостность корпуса и уровень электролита, если в том типе АКБ, что вы решили выбрать, он уже залит. Вы имеете право потребовать замерить напряжение на клеммах (значение должно находиться в районе 12 В) и даже плотность электролита, если конструкция корпуса разборная (1,25 г/см 3 и более). При вас все эти цифры вносятся в гарантийный талон.

Если нет четкой рекомендации от производителя вашей марки машины, как осуществлять подбор батареи, и он не выделил лучшие варианты, то автомобильные аккумуляторы можно приобретать исходя из типа и объема двигателя. Например, бензиновый карбюраторный мотор при объеме 1,2-1,8 л будет доволен АКБ в 55 Ah, инжекторному такая емкость подойдет уже для объема 1,6-2,5, а для дизельного варианта такие аккумуляторы потянут объем не более 1,5 л.

Учитывать следует и то, что такая емкость указывается производителем для температуры 27 °C, поэтому увеличьте это число на 10, если зима составляет в вашем регионе довольно продолжительное время, а вы не собираетесь давать машине каникулы на этот период. Ну и, к слову, как бы ни уверяли вас продавцы, «свежими» аккумуляторы считаются в течение 3 месяцев со дня выпуска. И если вы рассматриваете батарею, простоявшую без эксплуатации более длительное время, вы рискуете выбрать уже не совсем хороший продукт.

Какой аккумулятор выбрать

Покупая автомобиль, человек получает автотранспорт вместе с аккумулятором. Когда батарея исчерпает свой ресурс, встанет вопрос: какой выбрать аккумулятор для авто? На авторынках России предлагается масса различных АКБ. Чтобы правильно подобрать аккумулятор для авто, нужно разбираться в характеристиках, маркировке и обслуживании аккумуляторов.

Для чего нужна АКБ

Можно услышать выражение «стартерная батарея». Так называют автомобильный аккумулятор. Именно слово «стартерная» обозначает основную функцию АКБ. Ёмкость аккумулятора обеспечивает силу пускового тока, который проворачивает стартером коленвал двигателя и образует искру в свечах зажигания. Кроме этого, источник постоянного тока обеспечивает питанием всю систему электрооборудования автомобиля.

Важно! Аккумулятор вместе с генератором образует замкнутую систему энергообеспечения автомобиля. После пуска двигателя за счёт АКБ генератор берёт на себя функцию источника электрического тока и восполняет разряд батареи.

Характеристики автомобильных аккумуляторов

К показателям, отражающим характеристики АКБ для авто, относятся:

  • ёмкость;
  • пусковой ток;
  • размеры;
  • тип крепления;
  • полярность;
  • обслуживание;
  • внешний вид;
  • дата изготовления.

Ёмкость

Мощность аккумулятора определяется его ёмкостью. Этот показатель изготовители обязательно указывают на корпусе батареи в ампер-часах. Выбирая АКБ, нужно придерживаться рекомендаций для конкретной машины. На выбор ёмкости влияют класс транспортного средства и объём двигателя.

Таблица рекомендуемых ёмкостей аккумуляторов

Вид транспорта Объём двигателя, л Ёмкость АКБ, А-ч
Легковые авто 1-1,6 40-55
1,3-2 55-65
Внедорожники, кроссоверы 2-3 70-90
Грузовики 1,6-4,5 77-90
Автофуры 7,5-12 200

Дополнительная информация. Если автомобиль укомплектован дополнительным оборудованием таким, как приборы навигации, телевизоры, мощная аудиотехника и прочее, то подбирают аккумулятор несколько большей ёмкости, чем рекомендуемый показатель.

Отклонение в сторону увеличения номинальной ёмкости батареи часто приводит к определённым осложнениям. Чрезмерный зарядный объём аккумулятора может стать причиной того, что генератор не будет полностью заряжать батарею. Стартер будет эксплуатироваться из-за высокого пускового тока в более жёстких условиях. Щётки и коллектор устройства быстро износятся.

Пусковой ток

Из-за своеобразного устройства дизельного двигателя ему требуется более мощный пусковой ток, чем это нужно бензиновым моторам. Следует заметить, что обоим двигателям нужна такая величина данной характеристики, которая позволила бы обеспечить пуск силового блока авто в течение 30 секунд при температуре 180 С.

В Германии при испытании АКБ фирмами-изготовителями выдерживают ограничение порога уровня падения напряжения. Если в результате пуска напряжение на клеммах батареи упадёт ниже 10 вольт, то такой аккумулятор утилизируют.

В остальных странах Евросоюза норма мягче, и нижний порог в течение 10 секунд составляет 7,2 в. Российские производители по своим требованиям испытания аккумуляторов наиболее близки к немецким фирмам-изготовителям.

Размеры

Как правильно выбрать аккумулятор, чтобы он не «удивил», когда не поместится под капотом автомобиля? Прежде всего, надо измерить посадочное место и высоту старой батареи. Нужные размеры надо проверить при покупке новой АКБ с помощью рулетки.

Аккумулятор меньших размеров создаст проблему крепления батареи в моторном отсеке. В этом случае надёжно зафиксировать её будет довольно сложно. Лучше воздержаться от такого приобретения.

Тип крепления

Существует несколько вариантов крепления аккумулятора под капотом авто. Один из самых распространённых способов – это фиксация корпуса с помощью 2-х шпилек. Их нижние загнутые концы продевают в отверстия бортиков опорной площадки. Верхние резьбовые окончания вставляют в проёмы гнутых профилей, лежащих на краях батареи с двух сторон. На резьбу одевают барашковые гайки и затягивают крепления.

Есть крепление в виде реек, прижимающих нижние выступы АКБ к опорной платформе. У них тоже есть отверстия, через которые продевают вваренные шпильки в борта площадки. Планками прижимают выступы корпуса батареи, завинчивая гайки на шпильках.

На грузовиках и автобусах в отдельном отсеке устанавливают несколько аккумуляторов. На них сверху укладывают раму из металлопрофиля (обычно из уголка). Раму тоже прижимают гайками на шпильках.

Полярность

Обычно клеммы расположены ближе к фасадной панели аккумулятора. Отрицательный и положительный выводы зажимаются свинцовыми хомутами. Кабель от минусовой клеммы крепят болтом с шайбой к металлическому кузову (замыкание на массу автомобиля). От положительной клеммы запитываются все потребители электрического тока машины.

Расположение выводных клемм может быть прямым или обратным. Прямая полярность – это, когда отрицательный вывод находится справа, если смотреть на фасад батареи. Обратная полярность предполагает противоположное положение клемм.

С какой полярностью выбрать аккумулятор, зависит от положения выводов на старой батарее. Дело в том, что кабели с зажимными хомутами имеют определённую длину. При установке АКБ противоположной полярности невозможно будет «дотянуть» провода до нужных клемм.

Обслуживаемость

Все аккумуляторы можно классифицировать как:

  1. Обслуживаемые.
  2. Малообслуживаемые.
  3. Необслуживаемые.
Обслуживаемые

Это одни из самых дешёвых и распространённых видов аккумуляторных батарей. АКБ требуют постоянного обслуживания. Необходимо регулярно контролировать уровень электролита в банках и доливать дистиллированную воду. Преимуществами являются невысокая стоимость и возможность ремонта.

Малообслуживаемые

Они не требуют столь частого обслуживания, как предыдущий вид АКБ. Батареи более надёжны, их срок службы дольше – 4, 5 лет.

Необслуживаемые

Это самый надёжный и «долгоживущий» источник питания. Батарея не имеет пробок в банках. Контролировать уровень электролита не требуется. Необслуживаемые аккумуляторы в процессе эксплуатации сохраняют опрятный внешний вид. Ремонту не подлежат. Вышедшие из строя батареи утилизируются. Срок службы может достигать 6 и более лет. Стоят такие аккумуляторы намного дороже предыдущих видов.

Внешний вид

Обслуживаемые и малообслуживаемые батареи покрыты битумной мастикой, пробки через вентиляционные отверстия пропускают испарения электролита – всё это оставляет свои следы на поверхности корпуса. Размягчённая мастика накапливает на своей поверхности пыль. Потёки от испарения электролита создают непривлекательный вид батареи.

Современные пластиковые корпуса необслуживаемых аккумуляторов нужно регулярно протирать ветошью, смоченной моющим средством. Этого достаточно для того, чтобы поддерживать привлекательный внешний вид.

Дата изготовления

Единой системы маркировки даты выпуска аккумуляторов не существует. Каждый производитель кодирует её по-своему. Ниже примеры расшифровки обозначений, нанесённых на корпуса батарей:

  1. Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор, ИСТОК, OPTIMUM. Код 2243 913:
  • 2 – номер заводской линии;
  • 243 – номер партии;
  • 9 – год выпуска (2019);
  • 1 – полугодие;
  • 3 – месяц (март).
  1. Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал, Алькор. Код 112019:
  • 11 – ноябрь;
  • 2019 – год выпуска.
  1. Cobat, Titan, Standart, Euro Silver, Arctic Silver. Код 223 Х 6:
  • 2 – день недели (вторник);
  • 23 – номер недели в году;
  • Х – год выпуска (2019);
  • 6 – № смены.
  1. Varta, Bosch, Berga, Blackmax. Код G2С190520991. Дата выпуска – 2019 год, май.

Маркировка пускового тока и обман со стороны нечестных продавцов

Величина пускового тока является одной из важнейших характеристик аккумуляторной батареи. За счёт более мощного пускового электрического импульса стартер намного легче проворачивает коленвал двигателя за более короткий промежуток времени.

Чем быстрее происходит пуск мотора, тем меньше потеря ёмкости. Благодаря этому, батарея сохраняет свой потенциал и не теряет свои начальные характеристики. Соответственно этому продлевается срок службы устройства.

Надо знать! Каждый производитель придерживается своей маркировки пускового тока. Российские изготовители руководствуются ГОСТом 959-2002, что отвечает европейскому стандарту EN. Помимо этих норм, существует системы классификации силы тока DIN и SAE.

Пусковую величину в DIN нужно умножить на коэффициент 1,7. Это будет реальная сила пускового тока. Параметр, выраженный в SAE, нужно уменьшить на 10%. Об этих «секретах» мало кто знает.

Недобросовестный продавец, чтобы продать залежалый товар, для проверки батареи настраивает мультиметр в стандарте SAE, выдавая показатель прибора, соответствующей системе EN. Например, АКБ с заявленным пусковым током 510 А (EN) реально показывает 480 А. Продавец переводит мультиметр в режим SAE. На дисплее отобразится пусковой ток 524 ампер. В этом кроется весь обман. Таким образом, покупатель приобретает малопригодный товар.

Проверка автоэлектрики

При покупке АКБ нужно попросить продавца сделать замеры напряжения и пускового тока. Если батарея обслуживаемая, надо проверить уровень и плотность электролита во всех 6 банках. Для этого пользуются ареометром. Плотность электролита при температуре 20-250 во всех банках должна находиться в пределах 1,26-1,28 Г/см3.

Напряжение новой батареи не должно быть ниже 12,5 в, то есть допустимый разряд не должен быть больше 10-15%. Полностью заряженный аккумулятор должен показывать напряжение 12,7 в.

Советы по эксплуатации автомобильных аккумуляторов

Если автомобиль зимует в холодном гараже, то АКБ лучше снять и хранить в тёплом помещении. С началом сезона батарею следует подзарядить, проверить плотность и уровень электролита.

Совет. Обслуживание аккумулятора следует осуществлять каждые 3-5 тысяч километров пробега. Тестирование источника питания лучше проводить на специальном стенде в автомастерской.

Нельзя допускать загрязнений на поверхности корпуса АКБ. Батарея должна быть всегда чистой, без всяких пятен и пыли.

Как выбрать автоаккумулятор

Большинство советов, как выбрать аккумулятор для авто, можно почерпнуть из вышеизложенного текста. К этому можно прибавить то, что не следует брать товар с витрины или прилавка магазина. Как правило, выставляют то, от чего хотят избавиться в первую очередь по каким-либо причинам.

Нужно потребовать у продавца доставить аккумулятор со склада в заводской упаковке, далее провести манипуляции по проверке АКБ, описанные выше.

Виды АКБ

Что касается конструкции АКБ, то они могут быть сурьмянистыми, гибридными, кальциевыми, свинцово-кислотными или гелевыми аккумуляторами. Для автотранспорта используют в основном свинцово-кислотные и гелевые батареи.

Свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы

Самые распространённые АКБ для автомобилей – это свинцово-кислотные батареи. Они привлекают потребителей невысокой стоимостью, сравнительно большим сроком службы и переносимостью низких температур в холодное время года.

К недостаткам следует отнести то, что свинцовые пластины зависят от уровня электролита и его плотности. Потеря этого состояния электролитическим наполнителем банок ведёт к быстрому разрушению свинцовых электродов, что существенно может сократить срок службы батареи.

Гелевые аккумуляторы для авто

Новое поколение аккумуляторных батарей заполнено электролитом в виде геля. Пористый раствор из серной кислоты и силикагеля надёжно защищает электроды от окисления, тем самым значительно увеличивается срок службы гелевых аккумуляторов (AGM).

Долговечные AGM батареи на протяжении всего срока службы выдерживают от 600 до 800 циклов полной зарядки – разрядки, на протяжении нескольких месяцев хранения не теряют заряд.

Обратите внимание! К недостаткам гелевых аккумуляторов следует отнести непереносимость отрицательной температуры. Также нельзя допускать перегрев АКБ, иначе это может привести к взрыву батареи.

Гелевый или кислотный аккумулятор, какой лучше выбрать

При всех блестящих характеристиках гелевого аккумулятора российского потребителя останавливает чувствительность батареи к холоду. Эксплуатировать гелевые аккумуляторы можно там, где зимой температура не опускается ниже — 150 С.

В то же время в жаркое время года возникает опасность перегрева батареи, что может привести к разрыву корпуса. Самый существенный аргумент в пользу свинцово-кислотных аккумуляторов – высокая стоимость гелевых АКБ.

Гарантия аккумуляторной батареи

Производители на все свои аккумуляторы дают гарантию. В зависимости от бренда-изготовителя, гарантийный срок службы может составлять год, два или больше. Условия гарантии тоже бывают разными. Перед решением, какой лучше выбрать аккумулятор, нужно тщательно изучить условия гарантийного срока.

Важно! Некоторые производители в условиях гарантии оговаривают недопустимость установки дополнительного электрооборудования. Например, могут отказать в гарантийном обслуживании по причине установки на автомобиле противотуманных фар и тому подобное.

Популярные производители автомобильных аккумуляторов

Наиболее популярные бренды автомобильных аккумуляторов – это BOSH, VARTA, MUTLU. Далее следуют марки ENERGASILA, HAGEN, PATRON, TUDOR и другие.

К выбору аккумулятора для автомобиля надо подходить с учётом всех особенностей конкретного вида батареи, её стоимости и срока службы.

Видео

Какой аккумулятор для лодочного мотора лучше выбрать?

Статья обновлена: 2020-12-17

Статья обновлена: 05.11.2020

Для автономного питания лодочного электромотора, навигационных приборов, осветительных устройств и другого энергозависимого оборудования на водной технике необходим тяговый аккумулятор. Он должен быть рассчитан на жесткие условия эксплуатации, выдерживать сильную вибрацию, не бояться глубоких разрядов и попадания влаги.

Важными параметрами при выборе аккумулятора для лодочного электромотора выступают:

  • тяга электромотора;
  • масса лодки или катера;
  • особенности водоема;
  • стиль и условия рыбалки;
  • масса и размеры АКБ – чем легче и компактнее батарея, тем удобнее ее использовать;
  • емкость – от нее зависит время автономной работы электромотора и дополнительного оборудования на 1 заряде батареи;
  • обеспечиваемый запас хода – он зависит от емкости АКБ и мощности всех приборов на судне;
  • напряжение – оно может составлять 12, 24, 36 или 48 Вольт;
  • удобство транспортировки, хранения и применения;
  • способность работать при сильной качке;
  • наличие герметичного корпуса, устойчивого к механическим повреждениям;
  • способность работать в широком диапазоне температур;
  • стойкость к скачкам температуры;
  • безопасность использования;
  • требования по техническому обслуживанию – лучшим выбором станут герметичные АКБ, не нуждающиеся в обслуживании;
  • уровень саморазряда – он должен быть минимальным, чтобы исключить риск глубокого разряда батареи при хранении.

Какой аккумулятор нужен для лодочного мотора?

Подбор аккумулятора для лодочного электро мотора выполняется по 3-м главным параметрам: технологии изготовления, выдаваемой мощности и емкости. По технологии изготовления электродов аккумуляторные батареи делятся на тяговые, стартерные и универсальные. На лодках используются батареи всех типов, но целесообразность их применения зависит от типа двигателя и режима работы АКБ.

Остановимся на каждом типе батарей подробнее:

  1. Тяговые – АКБ глубокого разряда, рассчитанные на стабильную циклическую работу в режиме заряд-разряд. Они предназначены для длительного использования, по максимуму отдают накопленную энергию, выдают стабильный ток и устойчиво противостоят окислению. В зависимости от химического состава, выдерживают 500–1000 рабочих циклов и более. Именно тяговые АКБ рассчитаны на интенсивную эксплуатацию в циклическом режиме и частые глубокие разряды, поэтому они отлично подходят для питания лодочных и других электромоторов.
  2. Стартерные – аккумуляторы, предназначенные для кратковременной подачи высоких токов. Они обеспечивают быстрый запуск дизельного или бензинового мотора, но не подходят для использования в режиме постоянной отдачи энергии. При продолжительных нагрузках стартерные АКБ быстро теряют заряд и преждевременно выходят из строя. На лодках, катерах, катамаранах и яхтах они используются только для временного питания ДВС в моменты его запуска.
  3. Универсальные (двойного назначения) – модели, способные работать в обоих режимах. Они выдают высокий пусковой ток, но при этом могут использоваться и в режиме заряд-разряд в качестве постоянного источника питания.

Что будет, если использовать на лодке автомобильный аккумулятор?

Автомобильные аккумуляторы – это источники питания стартерного типа, разработанные для кратковременной подачи пускового тока. При использовании по назначению они верно служат годами. Но когда их используют в режиме длительной подачи постоянного тока и доводят до глубоких разрядов, автомобильные батареи быстро приходят в негодность.

На сколько хватит автомобильного аккумулятора – зависит от интенсивности его использования. Как правило, нового аккумулятора хватает на полсезона или сезон, чаще всего – на 5–7 циклов зарядки. Поэтому использовать автомобильную батарею стоит только в сочетании с топливным мотором. А электромотору нужна тяговая батарея или универсальная модель двойного назначения.

Мощность и емкость

Выдаваемая мощность АКБ зависит от ее внутреннего сопротивления: чем меньше его значение, тем дольше батарея сможет отдавать постоянную мощность без снижения емкости. В технической документации эффективная емкость, отдаваемая аккумулятором при определенной нагрузке, обозначается словосочетанием «reverse capacity».

Следующий важный параметр – непосредственно емкость АКБ. От нее зависит время автономной работы электромотора на максимально включенном дросселе. Аккумуляторная батарея, используемая на лодке, катере или катамаране, должна обеспечивать время автономной работы мотора не менее 2 часов. Обычно с лодочными электромоторами применяются батареи емкостью от 100 Ач. Такая АКБ способна на протяжении 20 часов питать лодочный электромотор с потреблением 5 А.

Подходящая емкость АКБ зависит также от типа лодки и особенностей ее использования. Например, для перемещений между точками лова на резиновой или ПВХ лодке с электромотором тягой 20–40 фунтов подойдет батарея емкостью 80–100 Ач. Если же планируется работа с электронным якорем, троллинг на электромоторе, перемещение по водоемам с сильным течением или выезд на рыбалку на несколько дней, понадобится батарея с большей емкостью.

Расчет емкости

Чтобы рассчитать необходимую емкость АКБ, вначале определяют мощность всех энергозависимых приборов на лодке, катамаране или катере. Далее полученное значение мощности умножают на ориентировочное время их автономной работы (в часах). Но выбирать лодочный аккумулятор нужно с запасом по емкости. Его величина зависит от типа водной техники и условий ее использования. Если нужно обеспечить большой запас хода, емкость батареи берется с 4-кратным увеличением по отношению к суточному потреблению энергии.

Лодочный электромотор приблизительно потребляет ток 1 А на каждый фунт своей мощности. При значении мощности (упора) 25 фунтов батарея емкостью 50 Ач обеспечит 2-часовую работу мотора на максимальной скорости. На более низких оборотах электромотор проработает в разы дольше. Для приблизительного расчета на 45 кг массы катера или лодки берется 2 фунта тяги и 10% запас. Аккумулятор для лодочного электромотора подбирается так, чтобы обеспечить минимум 2 часа работы при максимальной мощности хода.

Подходящее напряжение

Напряжение аккумуляторной батареи выбирается по напряжению используемого электромотора. Для получения необходимого вольтажа можно последовательно соединить несколько аккумуляторов меньшего напряжения. Но удобнее всего использовать одну АКБ подходящего вольтажа.

Типы АКБ по химическому составу

По химическому составу и технологии изготовления аккумуляторные батареи для лодочных электромоторов бывают:

  1. Свинцово-кислотные с жидким электролитом (WET) – обслуживаемые «тяжеловесы». Они недорогие, морозостойкие, выдерживают до 1000 рабочих циклов. Но транспортировать и использовать их необходимо строго в вертикальном положении, а заряжать – в хорошо вентилируемых помещениях. Модели тягового типа производятся с использованием утолщенных пластин и специальных присадок, препятствующих окислению. Тем не менее, по удобству использования они уступают конкурентам.
  2. Созданные по технологии AGM – модели с абсорбированным электролитом. Они безопасны и просты в использовании, работают в широком диапазоне температур, устойчивы к вибрациям и допускают наклон или переворачивание на бок. В обслуживании эти герметичные АКБ не нуждаются. Но они боятся глубоких разрядов, поэтому не рекомендуются для применения в циклическом режиме. Их ресурс обычно не превышает 400 циклов.
  3. Гелевые (GEL) – герметичные необслуживаемые батареи глубокого разряда. Электролит в них имеет форму геля. Такие модели хорошо подходят для использования с лодочными электромоторами. Они выдерживают до 700 рабочих циклов, допускают переворачивание и по характеристикам превосходят модели WET и AGM типа.
  4. Литий-ионные (Li-ion) – необслуживаемые батареи с высокой удельной энергоемкостью, легкие и удобные в использовании. Они надежны, соответствуют высоким требованиям безопасности, выдерживают до 1000 рабочих циклов, имеют широкий температурный диапазон и малый саморазряд. Заряжаются быстро, в обслуживании не нуждаются. Имеют плату защиты от всевозможных рисков в процессе эксплуатации. К категории -батарей относятся модели с разным химическим составом. Производители экспериментируют с составом катода и анода, создавая батареи с отличающимися техническими характеристиками – разными значениями емкости, напряжения, допустимых токовых нагрузок и циклического ресурса.
  5. Литий-железо-фосфатные (LiFePO4) – подвид литий-ионных АКБ с выдающимися эксплуатационными качествами. При принятии решения, какой аккумулятор выбрать для лодочного электромотора, это лучший вариант из всех существующих в 2020 году. Преимущества батарей на основе литий-железо-фосфата – ресурс более 2000 циклов, легкий вес, солидная энергоемкость, высокие допустимые токи разряда и заряда, термическая и химическая стабильность, морозоустойчивость и максимальная безопасность применения. Батареи вида LiFePO4 относятся к моделям тягового типа и используются для питания электромоторов всевозможных транспортных средств.

От тяговых АКБ требуется равномерная токоотдача на протяжении всего времени разряда. Лучшие результаты по этому и другим критериям демонстрируют литиевые батареи, особенно модели на основе литий-железо-фосфата.

Выводы

Чтобы отдых на водном транспорте, рыбная ловля с лодки или прогулки на катере доставляли только приятные эмоции, для автономного питания электромотора нужно выбрать хорошую аккумуляторную батарею. Ее соответствие параметрам судна и особенностям его использования – залог комфортного досуга без досадных неожиданностей. Поэтому стартерный аккумулятор лучше оставить для автомобиля, а для водной техники необходимо приобрести тяговую или универсальную АКБ с подходящими рабочими характеристиками.

В вопросе, как выбрать тяговый аккумулятор для лодочного электромотора, учитываются особенности водной техники и самого мотора, необходимое время автономной работы и другие факторы. По соотношению цены, массы, емкости, допустимых токов и других критериев лучшими заслуженно считаются тяговые батареи типа LiFePO4. Для безопасности и комфорта использования они помещаются в герметичные кейсы из ударопрочного пластика. Кейс имеет ребра жесткости и удобную ручку для переноски.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector